ИНТЕРВЬЮ
«Фотография – свободное искусство,
а люминография – выражение этой свободы:
путь к новому синтезу фотографии со световым искусством».
Владимир Михайлуца
Владимир Михайлуца – профессиональный художник-график, фотограф, участник многочисленных выставок и биеннале.
Своей задачей в творчестве Михайлуца считает увидеть нечто необычное и зафиксировать это. С помощью техники и профессиональных приёмов он демонстрирует своё индивидуальное видение пейзажа, в основном работая в мастерской. Другая ипостась Михайлуца – присутствие на месте съёмки, которое определено основополагающим принципом фотографа. Посетителю выставочного пространства будет интересно увидеть знакомые виды пейзажей в его авторской, художественной интерпретации.
Владимир Петрович Михайлуца окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Специализация – графика, экспериментальная фотография, видеоарт. Член Союза художников России. Основатель и председатель Санкт-Петербургского Люминографического общества (2007). Дипломант конкурса фотографии «Искусство сохранения энергии» (2007). Лауреат премии «Мастер» в номинации «Фотограф года» международного фестиваля искусств «Мастер класс» (2021). С 1990 года участвовал во многих петербургских и международных выставках, конкурсах. Работы художника находятся в собраниях Государственного Русского музея. Новосибирского государственного художественного музея, в музее «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин), а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Владимир Михайлуца давно и плодотворно занимается фотографическими экспериментами, его более не удовлетворяет простая «фотофиксация», к которой привык неискушённый зритель.
Люминография, которой занимается Михайлуца — это достаточно новая техника в искусстве фотографии. (lumen — «свет», grapho — «пишу»). Особая роль в люминографии отводится источнику света, который не просто «освещает» объект съёмки, а сам является активным действующим началом, формирующим изображение. Как составная часть светового искусства, люминография органично взаимодействует со световыми объектами, средствами мультимедиа и новейшими технологиями.
— Где, в каком городе Вы родились?
— Я родился на Волге в городе Дубна Московской области. Город знаменит как международный научный центр СССР, где с 50-х годов существует Объединённый институт ядерных исследований.
— Когда, в каком возрасте вы стали увлекаться искусством?
— Я третий, младший сын в семье. Родители выпускники института станкостроения в Москве (СТАНКИН). Художников в семье отродясь не было, но отец, когда я перешёл в 5 класс средней школы, предложил мне попытать счастья, поступить в городскую ДХШ (Детская художественная школа). Там я с удовольствием проучился 4 года. После 8-го класса поехал в Ленинград, поступил в Ленинградское педагогическое училище №2 на Моховой улице. Теоретически я должен был бы после школы поступать в Москве, все сверстники так делали: ближе к дому и выбор учебных заведений в столице побольше, но мне, тогда 14-летнему мальчишке, очень хотелось испытать себя по полной программе вдали от дома, да и город Ленинград почему-то манил больше чем Москва.
— Где вы учились?
— Художественное училище я закончил с красным дипломом и уже тогда мечтал продолжить обучение в Мухинском училище (Мухе). Поступил на отделение Дизайна, это слово тогда было ещё не всем знакомо и мало употребительно. Годы учёбы пролетели незаметно, были очень интересными, и сегодня мы, бывшие учащиеся этого прославленного ВУЗа, который с честью носит имя его отца-основателя Барона Фон Штиглица, вспоминаем с особым чувством теплоты и почитания.
— Помните ли вы свою первую выставку?
— Молодому художнику очень важно как можно быстрее определиться с направлением своего творчества. Имея прекрасное художественное образование это сделать намного проще, но в то же время, тебя подстерегают соблазны — хочется попробовать себя в разных творческих профессиях. После прохождения службы в Армии, я успел поработать несколько лет в Москве, на комбинате рекламно-оформительских работ, потом в художественном комбинате МИНБЫТ РСФСР и только после этих трёх лет вернулся в Ленинград… было это в 1987 году. К этому времени у меня были приготовлены десятки графических композиций на бумаге и пластмассовые рельефы, которые я начинал делать ещё будучи в Москве. А в Ленинграде появилась возможность серьёзно заняться авторской росписью керамики. Помню, в конце 1989 года отнёс несколько своих авангардных керамических плакеток на выставку нонконформистов «ТЭИИ», которые были приняты выставкомом (1989 «ТЭИИ» – 13-ая выставка товарищества экспериментального искусства в зале cоюза ленинградских художников на Охте. Ленинград (26 декабря 1989г — 15 января 1990г). Это была большая групповая выставка нонконформистов, участвовать в которой было очень престижно в молодёжной среде. Этот факт в биографии окрылил меня на последующие эксперименты и искания.
— Является ли Петербург одной из важных тем в вашем творчестве?
— Жить в Санкт-Петербурге, будучи представителем творческой профессии, и не прикипеть душой к этому городу невозможно. Другая, после графики и керамики моя ипостась в творчестве, это работа в искусстве фотографии. Я фотограф со стажем. Первый раз взял в руки фотоаппарат, будучи школьником, и на протяжении всей жизни уже не расставался с фототехникой никогда. А когда стал членом Союза художников, то тут уже занялся фотографией серьёзно и профессионально. Первая моя персональная выставка фотографии состоялась в 2005 году в Музее-квартире И.И. Бродского и была посвящена городу на Неве, она называлась «ГОРОД НА ВСЕ ВРЕМЕНА». Серия фотографий, представленных на выставке являла собой восхищенный взгляд художника на город, в котором он живёт и работает. Как известно, настоящее искусство преодолевает время. Петербург с его блистательной архитектурой, скульптурой, парками и каналами и сегодня преодолевает время, ибо это город — «На все времена». Потом были и другие выставки фотографии, в которых я участвовал как фотограф, групповые и персональные, но эта первая, была для меня очень важна, так как показала зрителям мой личный взгляд на город, который уже исхожен фотографами вдоль и поперек. И кажется, что нет уже места, куда бы не ступала нога человека с фотоаппаратом.
— Какая выставка стала определяющей в вашем творчестве?
— Я художник-экспериментатор. Люблю не обычное, а в творчестве много всего еще не испробованного. В 2007 году в знаменитой в Санкт-Петербурге галерее «БОРЕЙ», я открыл выставку экспериментальной фотографии под названием «ЛЮМИНОГРАФИКА» — РЕГИСТРАЦИЯ СВЕТА. До сих пор ещё находятся люди, которые задаются вопросом — что такое люминографика, люминография? А тогда в 2007-м этот термин знали лишь узкие технические специалисты. Слово «Люминография» – происходит от соединения латинских слов: Lumen – свет, grapho – пишу. Особая роль в люминографии отводится источнику света, который не просто «освещает» объект съёмки, а сам является активным действующим началом, формирующим изображение. И как тогда было написано у меня в пресс-релизе — «фотография в основе своей есть регистрация света на светочувствительном слое. Свет, как известно, субстанция изменчивая, находится в постоянном движении, и только, коснувшись светочувствительного элемента фотоаппарата, «самофиксируется», оставляя след».
Это большая выставка состояла преимущественно из абстрактной фотографии. Я готовил её около года. Мне было интересно «обкатать» артпроект на зрителе, возможно, услышать критику в свой адрес или, если повезёт, благожелательный отклик. Спасибо галерее «Борей» за помощь в проведении этой выставки, которая, насколько я знаю, была первой люминографической в России. А главное, что после её проведения появились художники, фотографы, студенты, лица разных профессий, которые и сами делали в фотографии что-то подобное, но они не были организованы в группу. Появилась идея учредить первое в России «Люминографическое общество Санкт-Петербурга». 28 декабря 2007 года такое общество было создано.
— Вы принимали участие в многочисленных выставках, проходивших в разных странах. В каких именно?
— Да, во многих странах, сейчас сразу не вспомнишь… Австрия, Венгрия, Испания, Португалия, в Германии несколько раз. Италия, Франция, Армения, США…
2005 «ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ПЕТЕРБУРГ». Выставка петербургской фотографии. Вена, Австрия.
2012 «WINTER PETERSBURG». Российский Национальный Культурный Центр в Будапеште. Венгрия.
2014 1-я Международная выставка искусства Света в Овьедо (Испания). Конгресс LPWA 4-13 июля 2014г
2014 «ELEMENTS OF NATURE». Групповая выставка. Мюнхен, Германия.
2014 «LUMINOBOTANIKA». Международная фотовыставка. Мюнхен, Германия.
2014 «MINHA FUKUSHIMA». Faro. Portugal. Португалия 23 ноября — 7 января.
2014 «МОЯ ФУКУСИМА». Fukushima-PAS. Групповая выставка. Мюнхен, Германия.
2015 1-я международная выставка Culture change в Южной Корее. Haegeumgang Theme Museum. 17 августа — 30 сентября
2015 4-я Выставка LPWA в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, 19-20 января.
2015 «BODY & SOUL». «Museo dinamico del Laterizio e delle Terrecotte». Marsciano. Италия.
2020 «ARTE PADOVA 2020» 31° АРТ-САЛОН СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Италия. 13 — 16 Ноября 2020г
2020 «ЧЕЛОВЕК И КАМЕНЬ». Международная выставка в Геологическом Музее Армении. 10 июля — 1 октября 2020
2023 «КРАСОТА ВОКРУГ». Международная выставка фотографии. Be Art Gallery. Нью Йорк. США
— Что означает термин «светоделика»?
— «Светоделика» это сестра люминографии. Я придумал её в 2009 году в ходе экспериментов с художественными преобразованиями люминографических изображений. Люминография — суть СВЕТОВОЕ ИСКУССТВО, выраженное с помощью фотографического метода съёмки, печати… и т.д. Обработка фотографии в классической люминографии минимальна или вообще отсутствует как таковая. Главное чтобы был соблюдён основополагающий принцип — длительная выдержка и один кадр. СВЕТОДЕЛИКА же это как бы «ДЕЛАНИЕ» изображения с помощью СВЕТА, поэтому она освобождает фотографа-художника от пут простой «фотофиксации», открывает перед ним возможности художественной трансформации снятого люминографического материала в авторские художественные произведения. Подобно живописцу, который работает в мастерской, использует этюды, наброски с натуры, художник-люминограф синтезирует СВЕТОДЕЛИЧЕСКОЕ изображение из вороха люминографических «этюдов» собирает, свободно коллажирует, обрабатывает, изменяя свет, цвет и тон, а полученная в результате картина, это и фотография и цифровое искусство одновременно.
— Имеются ли у вас свои увлечения?
— Люблю делать что-то своими руками. С помощью инструмента могу починить стул, настольную лампу, утюг и т.д. Никогда не выброшу хорошую вещь, если она, просто по каким либо причинам, вышла из строя.
— Основное правило, которого вы придерживаетесь, как фотограф?
— Дело в том, что я умею фотографировать, как тысячи других фотографов, но в искусстве фотографии ценю, прежде всего индивидуальность автора. Меня привлекает не фотофиксация красивого пейзажа (что в принципе умеют делать многие лучше меня), а такие средства выразительности в фотографии, которые присущи только тебе или, по крайней мере, могут не многие.
— Как вы относитесь к своим неудачам?
— Неудачи случаются в жизни каждого человека, а в процессе творчества случаются не редко. Художник, если он действительно творец, постоянно ищет, рискует, пробует то так то эдак, стремясь добиться наилучшего результата. Меня неудачи стимулируют на поиски лучшего решения проблемы, закаляют, заставляют быть лучше. Как сказал Конфуций: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал».
— А к удачам?
— Удача это награда за бескорыстный труд и перенесённые, возможно даже, невзгоды на пути к успеху. «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма», говорил Уинстон Черчилль.
— Ваше творческое кредо.
— Моё кредо было сформулировано в конце 80-х годов и звучит оно так: — Слушать внутренний голос и идти туда, куда он зовёт…
— Ваша самая удавшаяся фотография, что в ней особенного на ваш взгляд?
— Произведения, как дети, разные и каждое из них дорого для автора своими особенностями, возможно даже историями, связанными с их появлением. Трудно из многих выделить какую-то. Например, в 2007 году я сделал фотографию, которая называется «ВИДЕНИЕ» собственно с неё начался люминографический период в моем творчестве. Кстати эта работа находится в собрании Государственного Русского музея.
— Каковы ваши творческие перспективы?
— Я не загадываю вперёд на долгосрочный период, стараюсь жить и работать по мере сил и возможностей, которые мне отпустил Бог. Буду продолжать делать то искусство, которое, прежде всего интересно мне. Ещё столько планов, и задумок вертятся в голове, может и жизни не хватит, чтобы осуществить всё задуманное.
— В каких музеях хранятся ваши работы?
— Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Новосибирского государственного художественного музея, в музее «Царскосельская коллекция» г. Пушкин, в Геологическом Музее Армении, Haegeumgang Theme Museum в Южной Корее.
Зулумян Арутюн,
Зинаида Берандр