c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Виктория Аракелова. Юрьев день

Май 6, 2023

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Сербская Грачаница и армянский Дадиванк

«Наша Среда online» — Хороший день – Святой Георгий (Егорий Вешний, Юрьев День).

День начался с вопроса студента: почему в армянской традиции Святой Георгий – Сурб Геворг, а праздник его в народе именуют Хэнтрелез. Интересный вопрос. Располагающий к размышлению, выходящему за рамки религиоведческого анализа.

Итак, Хэнтрелез у армян, Эдерлези, Хедерлез на Балканах — это, конечно же, (суперстратный) Хыдыр Ильяс.

Хыдр (Xidr Nabī  — пророк Хыдр) вообще — особый персонаж. Не будучи упомянут в Коране (там лишь намек на него: Коран – XVIII, 59-81), он – не просто один из самых популярных мусульманских святых на огромном переднеазиатском пространстве, Хыдр  выступает даже в качестве божества в ряде народных пантеонов (у заза, в частности, —  один из двух главных богов, наряду с Дузгыном).  

При этом Хыдр – классический Deus Universalis, распространяющий свой домен чуть ли не на все значимые для человека сферы жизнедеятельности. Засвидетельствован у большинства мусульманских народов Передней Азии – арабов, персов, заза, курдов, талышей, центральноазиатских народов (узбеков, таджиков, киргизов и т.д.). Особый статус у Хыдра в крайнешииткой и суфийской среде: с ним связана одна из излюбленных тем мистиков – власть над живой и неживой природой.

Отождествление мусульманского персонажа Хыдр-наби с пророком Ильей и наложение этих образов и породило персонаж с двойным именем  —   Xidirnabī-Xidiraylās или Xirdaylās (засвидетельствован, в том числе, у езидов и курдов).

У некогда соседствовавших с армянами заза и все ещё соседствующих с ними езидов  образ Хыдр-наби приобрел множество черт армянского Сурб Саргиса (Св. Сергия), на Балканах – общехристианского Святого Георгия.  

 Но произошло и обратное наложение:  праздник св. Георгия уже в христианском народном календаре получил трансформированное мусульманское название – производное от  Xidr Ilyas – Эдерлези, Хэдерлез на Балканах, Хэнтрелез  – у армян.

Тема обширная, и раскрыть её в рамках этой короткой заметки я не берусь. Но утренний разговор о Святом Георгии и Хентрелезе вновь заставил меня задуматься о том, к чему я не раз – увы, спорадически — обращалась за последний годы.

Это тема потрясающей балкано-армянской дуги.

Как человек, много лет занимающийся сравнительным религиоведением, могу с уверенностью сказать: ничто не высвечивает так метафизический ход истории, как религиозные пространства, их контактные зоны и разломы. Именно сквозь эту призму отчётливо можно увидеть цивилизационные дуги, скрепляющие пространства цивилизаций. Для нашей цивилизации это – балканско-армянская дуга, если угодно – сербско-армянская. Некогда она тянулась и через поствизантийское пространство, но веками ослабляемая противниками нашей цивилизации, была окончательно разорвана Геноцидом армян.    

Не говорите, что не чувствовали особую близость сербской и армянской народной песни (особенно если их очистить от османщины и цыганщины: именно так, в чистом формате, максимально приближенном к аутентичному, передаёт эту сербскую мелодию “Ederlezi” Бреговича Кая, хотя поёт она на польском и не об Эрерлезе вовсе; не кидайте в меня камнями, мне не близки другие вариации этой ставшей культовой мелодии), армянского и балканского национальных костюмов, многих глубинных черт народного сознания, обусловленных отнюдь не только сходством исторических судеб.

Сегодня эта сербско-армянская дуга, разорванная над поствизантией, натянута над пространством России. И дуга эта по-прежнему удерживает нашу общую цивилизацию, не давая ей рассыпаться. Дуга эта натянута до предела: переход к новому этапу истории вновь начался с Балкан и Закавказья (в исторической ретроспективе я бы обозначила это как анатолийско-южнокавказское или анатолийско-прикаспийское пространство; хотите ещё глубже, пожалуйста: культурное влияние Урарту распространялось далеко за пределы его администратинвых границ – на северо-западе Ирана засвидетельствована урартская топонимика, и я уже не вдаюсь в религиоведческий анализ – слишком много получится).  

Сербы и армяне, две скрепы, пока ещё — ценой неимоверных усилий — удерживающие балкано-прикаспийскую дугу, будут стоять до последнего, не сомневаюсь. Враг будет вырывать их сакральные сердца (Косово и Арцах), осквернять их святыни, сербосеки и ятаганы сменят БПЛА. А они и дальше будут кровью своей цивилизации. И это естественно, это неизбежно, если ты маркируешь контактную зону цивилизационного пространства. И те, и другие всегда делали это с готовностью, продолжают делать и сейчас. Хорошо бы иногда вспоминать об этом между критикой Вучича или демонизацией противостоящих общему цивилизационному врагу армян. Так или иначе, а дугу  придётся удерживать, а пока нужно бы несколько ослабить её натяжение по пространству, над которым она простирается, хотя бы словами «Продержитесь, братцы, вы ведь призваны быть кровью нашей цивилизации».  

Когда я говорю, что в критические моменты истории гораздо эффективнее работают оси (а не блоки или альянсы), я имею в виду именно это.  Белград-Москва-Ереван – одна из этих осей, наиболее фундаментальная, не подлежащая пересмотру, несмотря ни на какие перипетии хода времён, ибо она налагается на цивилизационную дугу. Есть и другие – не дуги, конечно, но действенные, работающие сегодня оси: Дамаск-Ереван-Москва, Тегеран-Ереван-Москва… Только нужно работать. Не покладая рук. И молиться.  

Думала, какую бы ссылку добавить к этому тексту – песню в исполнении Каи или моё исследование по Хыдру? Но, кажется, сейчас не время ни для того, ни для другого. Лучше  сербскую Грачаницу и армянский Дадиванк.

Виктория Аракелова