ИНТЕРВЬЮ
…Нас загружает матрица.
«Работайте — вам оплатится!
Достойно, на каждый рот,
Скоро — ну вот, вот, вот…»
Где же такое видано —
То, что за правду выдано —
Льётся с экранных сфер. —
Верьте — есть много вер!
Но среди вер — одна —
Ждёт до поры страна.
Смотрит TV народ.
Скоро… ну вот, вот, вот…
«Наша Среда online» — Частая смена работы может являться как показателем безответственности, несерьезности, легкомыслия, так и наоборот. Не стоит вешать ярлык на человека, не выяснив причины. Порой работодатель из-за таких убеждений-ярлыков может упустить квалифицированного специалиста. Хотя и не замечать явную тенденцию к частой смене работы тоже опасно. Можно понять каждого работодателя, с осторожностью и недоверием относящегося к соискателям, часто меняющим рабочее место. Таким человеком оказался художник и режиссер Ваграм Галстян, сменивший за короткое время несколько профессий. Впрочем, утверждать, что среди этих профессий были такие, которые были Ваграму не по душе, невозможно. К тому же ему удавалось довести свои умения до достаточно высокого уровня, которыми вправе хвалиться любой специалист.
— Хочу прежде всего отметить, что у Вас самая нестандартная биография. Где Вы родились?
— Родился я в Ереване, в родильном отделении восьмой больницы.
— Полагаю, что задаю Вам слишком сложный для Вас вопрос: Где Вы учились?
— Учился я в советской школе, далее поступил в Ереванский Политехнический Институт им. К. Маркса на энергетический факультет. После учился в керамической лаборатории Центра Эстетического Воспитания, далее же поступил в Москве на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
— Зачем Вам был нужен Политехнический институт, в который Вы поступили прежде всего?
— В политехнический я поступил с подачи родителей, так-как и отец и мать были инженерами, и естественно, советовали продолжать традицию , ну и кроме всего прочего туда можно было поступить без блата . Я не жалею, что закончил политехнический, по-моему, это программа минимум.
— Чему Вы там учились и насколько все это Вам понадобилось в дальнейшем?
— Я уже сказал, что, не жалею, что закончил политехнический. Я приобрел там очень много технических, и не только, навыков и знаний, которые очень мне нужны по жизни, например, знания в области электричества, когда я делал инсталляцию с лампочками, на фестивале «Арцах-фест» , проходившем в театре им. В Папазяна в Степанакерте, и ещё много технических вопросов возникающих при создании инсталляций, не только своих, но и друзей.
— По какой причине Вы решили сменить свою профессию?
— Попал я в мастерскую керамики Центра эстетического воспитания совершенно случайно, руководили, лабораторией: братья Самвел и Манвел Багдасаряны, узнав о том что я разбираюсь в электричестве, попросили меня наладить им печку , которую привезли несколько лет назад и никак не могли запустить сами. Я с этим быстро справился и остался учится лепке и керамике. Я начал рисовать. Среди моих друзей были художники, и часто, по вечерам, собираясь вместе мы обсуждал сделанные за день мои рисунки и наброски. Таким образом, я учился рисовать, а в мастерской братьев Багдасарян я начал заниматься лепкой.
— Расскажите, как состоялась Ваша первая персональная выставка?
— Первый персональный проект назвать выставкой нельзя. Это был, в своем роде, перформанс. В театре Лаборатории «Гой » режиссер А. Саакян поставил пьесу Э. Ионеску «Носорог». После спектакля, выходя из театра публика должна пройти по коридору, заставленному множеством носорогов, изготовленных мной из сырой влажной глины. В начале публика остановилась, не зная, как выйти из создавшейся ситуации, но потом. растоптав носорогов, пробрались к выходу.
Ещё была персональная выставка в Москве, в галерее «Спайдер-Маус» которая называлась «Граница Глины», куратором которой стала Марина Перчихина. Это была небольшая часть большого проекта, который мы задумывали с ныне покойным Александром Мелконяном, но к сожалению судьба распорядилась иначе.
В 2016 г. состаялась моя персональная выставка которая называлась «События на общем плане » в музее» Современного Искусства» в Ереване. Кураторами которого были Арутюн Зулумян и Назарет Кароян. Этот проект также был связан с проектом «Граница Глины» и, как бы, исходил от той идеи, учитывая временные и идеологические изменения.
В 2018г. в «Дада», музее Марселя Янко, в арт-деревне Эин-Ход в Израиле состоялась моя персональная выставка » Между Разумом и Инстинктом». Кураторами были Марине Кароян Армения и Авраам Элат Израиль. Темой выставки являлась война, геноцид. Луиза Саломе писала, что война — это борьба между Разумом и Инстинктом Это стало концепцией выставки.
— С чего Вы приступаете к той или иной выставке?
— С идеи. В начале разрабатывается идея, потом выявляется отношение художника к этой идее и выставляется визуальный результат исследования художником данной темы, по-моему, так.
— У Вас большинство проектов рассказывают о важной роли глины в нашей жизни. В чем заключается Ваша концепция?
— Я не сказал бы что это так, просто глина – это материал, которым я неплохо владею. С помощью глины можно создать составные части инсталляций, делать имитацию металла, пемзы, губки и любых других материалов, что я и использую в своих работах. Глина практически принимает участие почти во всех проектах, которые я осуществляю, за очень небольшим исключением. Но это вовсе не означает, что в глине заключается моя концепция.
— Какая Ваша выставка произвела на Вас самое сильное впечатление?
— Каждая выставка в процессе подготовки, монтажа, становится самым важным, весомым, событием в моей жизни, когда отдаёшь этому все свои силы, и я думаю, что это естественно. А после, когда выставка состоялась, и я не могу больше производить каких-либо вмешательств, она становится в один ряд с остальными выставками. Каждая выставка по-своему ценна как впечатлениями, так и пережитыми процессами создания.
Как случилось, что в Вашей жизни появился кинематограф?
— Кинематограф в моей жизни появился примерно 20 лет назад. Случилось так, что мне дали в пользование на две недели видеокамеру, и я снимал процесс своей работы с глиной. Спустя время я показал изготовленные видео на совместной ереванских и московских художников выставке «Закрытый город». Это и стало толчком. После, спустя годы я поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров на курс В. Хотиненко П. Финна В Фенченко.
— Какие фильмы Вы снимали?
— Я три года проработал на канале «Культура», где в рубрике «Острова» снял документальные фильмы про актера Фрунзика Мкртчяна и про режиссера Фрунзика Довлатяна, там же сделал фильм «Молитва странника» о Михаиле Лермонтове. Затем я проработал в Армении на телевидении снимал документальные фильмы. Сейчас я снимаю исключительно видео-арт.
Сочетаете ли Вы как-то эти свои профессии?
— Я считаю, что видео инсталляции которые я сейчас создаю это больше изобразительное искусство, так сказать «движущаяся картинка». Но иногда бывает, что я использую кинематографические приёмы, как например в фильме «Кусочки» посвященному композитору Комитасу. Этот проект мы сделали с художницей Ануш Гукасян (с которой мы работаем в одной мастерской), по предложению куратора из Франции Наири Хачатурян, для музея- института Комитаса. Это была инсталляция Ануш Гукасян на тему керамика Кутины (это город известный своими керамическими мастерскими, где родился Комитас), и моё видео на тему выше указанной инсталляции.
— Имеются ли у Вас награды?
— В 2020 году мы вместе с Ануш Гукасян получили премию президента за нашу совместную выставку «Кусочки».
— Есть ли у Вас другие хобби и какие?
— Люблю путешествовать. В прошлом году съездил в Крым, изготовил там Огненную скульптуру. Я не очень понимаю, что значит хобби, потому что я и так делаю то, что люблю. А вообще-то, я люблю готовить.
— Какие у Вас имеются планы?
— Проект, который мы вместе с Ануш осуществляем в настоящее время, это учебная программа Института Современного Искусства. Руководитель проекта, который называется «Земля и Песня», директор Института Современного Искусства Назарет Кароян. В Лорийской области Армении, в селе Гюлагарак, куда мы едим каждую субботу и воскресенье и занимаемся керамикой с учащимися местных школ. И в конце февраля планируем провести отчетную выставку о проделанной работе.
Это будет инсталляцией о крышах и черепице этого региона, которую мы осуществляем вместе с нашими учениками. В конце мая планируем выставку, которая пройдет в Центре Гафесчян, с участием Ануш Гукасян, Майды Чавак из Франции. Куратором выставки является Наири Хачатурян.
Сразу после прекращения огня в сорокачетырёхдневной войне, перед сдачей Карвачара, мы отправились в монастырь Дадиванк, собирать слепки, которые будут использованы в нашей выставке под названием «Висячие сады». На этой выставке я планирую выставить серию видеоинсталляций, предварительное название которых «Разрушение». Так же в июле планирую начать работы по созданию огненной скульптуры совместно с музеем заповедником «Эребуни»
— Не собираетесь ли Вы осваивать какую-нибудь еще одну профессию?
— Пожалуй, в последнее время я начал заниматься сваркой