c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Июл 12th, 2025

Успех — это норма

Июл 9, 2025

«Наша Среда online» — В эти дни кинорежиссёр Борис Айрапетян отмечает своё 70-летие. Но режиссура — не совсем полная характеристика его  многогранной деятельности. 

       По рождению ереванец, он в 1972 году окончил музыкальную школу им. А. Спендиарова по классу скрипки, после чего поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Пару лет преподавал в институте «Этику» и «Эстетику». Затем — поступление во ВГИК, который он окончил в 1989 году. Тогда же стал членом Союза кинематографистов, а позже — Гильдии кинорежиссёров.

       Ещё будучи студентом, он за три недели снял короткометражный музыкальный фильм «Мост», сразу привлёкший внимание кинокритиков. Работа студента была отмечена премией «Эмми» от Академии телевизионных искусств и наук и двумя премиями CINE Eagle от Совета по международным внетеатральным мероприятиям в Вашингтоне.

       В 1989 году вышла ещё одна картина молодого режиссера «Там, где небо лежит на земле», в которой он выступил еще как сценарист, художник и монтажер. Это история старика Самсона в исполнении Азата Шеренца, воевавшего в разные времена с турками и фашистами, а когда дети выросли, он решил ещё при жизни сделать себе памятник на могилу. Фильм также не остался без наград: в 1990 году Айрапетяну присудили премию Чикагской киноассоциации, а в Москве он получил гран-при фестиваля «Дебют».

       В 1989—1991 годах Борис Айрапетян преподавал режиссуру во ВГИКе. Первый его полнометражный фильм «Убийца», снятый в 1993 году, был отмечен год спустя призом экуменического жюри на кинофестивале в Мангейме. Философская притча об известном режиссёре, авторе 12-ти фильмов, мечтающем снять ленту под названием «Yesterday», щедро насыщена классической музыкой (сказалось музыкальное образование автора) и песнями «Битлз». Но во время съемок очередной картины погибает молодой актёр, исполнявший роль Христа.

В главных ролях снялись Армен Джигарханян, Иннокентий Смоктуновский, молодые актёры Илья Рыбаков и Елена Серопова. «Я начал работу в одной стране, а завершил совсем в другой, — рассказывал режиссёр. — Производство растянулось на годы. И уже отдельная история, через что пришлось пройти съёмочной группе, актёрам. Спасибо Иннокентию Михайловичу и Армену Борисовичу, которые, помимо своих дней, приходили на площадку, чтобы поддержать дух коллектива». Смоктуновский в номинации «Лучший актёр второго плана» получил российскую премию «Ника».

       После этих успешных дебютов Айрапетян вдруг оставляет режиссуру и начинает заниматься продюсированием и организацией ежегодных конкурсов студенческих и дебютных работ «Святая Анна». Проект предполагал показ курсовых и дипломных работ студентов кинематографических вузов и школ России, стран СНГ, зарубежных государств. Уникальность фестиваля была в том, что на тот момент это была единственная возможность высказаться тем, кто только начинал свою кинематографическую карьеру. С 1997 по 2002 годы он был секретарём Союза кинематографистов России.

       В 1998 году казахский режиссер Абай Карбышев снял фильм «Фара», в котором Борис Айрапетян выступил как продюсер, один из авторов сценария и композитор.

       В 2001 году он приехал в Ереван, чтобы осуществить постановку оперы Винченцо Беллини «Норма». Это было смелое решение, «Норма» — сложное музыкальное произведение, требующее от исполнителей предельного вокального мастерства, и потому оперу ставят редко, называя её «экзаменом на голос». Был, конечно, риск, но певческий потенциал ереванцев вдохновлял постановщика. Отметим, что на ереванской оперной сцене «Норма» ставилась и в 1975 году в сценографии приглашенного режиссёра Бориса Янковского.

       «Норма» — образец высокого искусства. Глубоко проникновенная музыка, совершенство мелодий и эффектная драматургия в своих «молитвах и проклятиях», взывающих к величию человеческого духа, к его возвышенной красоте. Это то, чего не хватает нашему веку — веку грубого гедонизма и тотального цинизма», — объяснял свой выбор Борис Айрапетян.

       Его подход отличался от традиционных принципов постановки знаменитой оперы, что поначалу породило у консервативной части коллектива сомнения. Но лаконичное, аллегорическое оформление не отвлекало зрителя от восприятия музыки, исполнительского мастерства солистов и дополняло смысловое содержание сюжета.

       «Первое рождение» ереванской «Нормы» состоялось 28 октября 2001 года. Присутствовавший на премьере Посол Республики Италии в РА Паоло Андреа Трабальца так выразил свои чувства: «Браво! Я в восторге от исполнительского мастерства певцов. Понравились и декорации, помогающие полнее раскрыть суть произведения».

       «Норма» оставалась в репертуаре театра и в 2002 году. А вскоре Большой театр пригласил ереванцев показать свой спектакль и на московской сцене. 2 января 2003 года коллектив театра вылетел в Москву. На двух спектаклях зал был переполнен. Постановку снимал телеканал «Культура» с комментарием Святослава Бэлзы.

       Реакция российской прессы на постановку была восторженной. «Армянская «Норма» произвела сенсацию в Москве», — писала газета «Известия». «Триумф «Нормы». Ереванский театр открыл москвичам Беллини», — вторила ей «Российская газета». Пресса отмечала, что это прорыв в традиционном оперном жанре, свидетельствующий «о смелости и желании новизны». Оценивая сценографию спектакля, «Российская газета» писала, что Борис Айрапетян «соткал из цвета и света трагический образ угрозы, неверности и мрачной языческой силы».

       «Норма» была выдвинута на российскую премию «Золотая маска» в пяти номинациях, и её должны были представить на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Уже даже стали продавать билеты на спектакль. Но случилось неожиданное. По техническим и финансовым причинам обеим сторонам это сделать не удалось, и спектакль выпал из списка претендентов.

       Но наконец Борис Айрапетян осуществил свою давнюю мечту. Он раньше говорил, что мечтает снять фильм-оперу — «Лоэнгрин» или «Норму». В 2005 году по заказу Министерства культуры России он снял «Норму». Съёмки происходили на натуре в Армении, на фоне живописной природы гарнийского ущелья, храма Гарни и монастыря Гегард. Режиссёр не пригласил для съёмок профессиональных артистов, чтобы они пели под фонограмму. Роли и партии достались самим оперным исполнителям. Норму сыграла и спела Асмик Папян, Поллионом был Гегам Григорян, Адальджизу спела Вардуи Хачатрян.

       Премьера состоялась на фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге, а затем «Норму» показали на ХII Российском кинофестивале в Гатчине. В 2006 году началось триумфальное шествие «Нормы» по миру. Заявки о желании приобрести картину подали тридцать стран. Достаточно сказать, что фильм-опера был показан на закрытии Недели Российской культуры на площади Треви в Риме, на открытии Недели Российского кино в рамках фестиваля «Европа-Синема» в Валансе (Франция), в числе мероприятий Года Армении во Франции, на закрытии Года России в Армении и т. д. В сентябре Международный кинофестиваль «Амурская осень» в Благовещенске открылся «Нормой». По итогам конкурса фильм был отмечен двумя специальными премиями. «Нормой» Бориса Айрапетяна заинтересовалась и крупнейшая американская кинокомпания UNIVERSAL-DECCA и впервые в мире выпустила картину в формате DVD и видео с субтитрами на шести языках, в том числе на китайском.

       А фильм, который мечтал снять герой его фильма «Убийца», Айрапетян представил в 2019 году в Лондоне на Romford Film Festival с немного измененным названием «Yes! Today». Это кинорассказ, сочетающий в себе монтаж из документальных и художественных фрагментов, о том, как воспринималась новая музыкальная реальность в Советском Союзе, а потом и в России.  Автор был удостоен диплома «Лучший режиссёр короткометражного фильма».

       Борис Айрапетян — кавалер российского ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ
„ЭФИР”, № 28, 3 июля 2025 г.