c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Дек 21st, 2024

Традиции армянской свадьбы

Апр 6, 2013

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Альберт Габриелян. Армянская свадьба

Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте. Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате.
Обряд помолвки начинается, когда кавор ( крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье.
После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.
День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме.
За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».
Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинныv способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко- знак особого почтения.
Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.
Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.
За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».
Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями.
Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей.
Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем.
С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости.
Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.
Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома.
Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты, а для невесты и жениха – украшенное сладостями и фруктами дерево (символ древа жизни). С начало поднос и дерево на руках танцуют брат и сестра или другие близкие молодые родственники невесты, потом всё ставят на стол кавора, за что кавор должен платить.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей , за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии – лиричные и немного грустные –Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» ( «узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет.
Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье.
Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп.
У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей.
Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души.
На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.

Текст Еразик Арутюнян
Рисунки Альберта Габриеляна