МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Соотношение принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение в контексте азербайджано-карабахского конфликта
«Наша Среда online» — Образование Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) с точки зрения международного права можно назвать безупречным: на фоне развала Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности, законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», образовались два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Фактически, Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана, а в советский период, практически волевым решением Сталина древний армянский край был включён в состав новообразования под названием «Азербайджан».
Иными словами, в плане международного права Нагорный Карабах реализовал своё право на самоопределение, фактически обеспечив государственный суверенитет и самостоятельное определение собственных путей развития. Сегодня Республика Арцах – состоявшееся государство, имеющее 26-летнюю историю и обладающее всеми законными основаниями для того, чтобы воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН: положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях и в рамках международного права, в соответствии с Уставом ООН.
Между тем официальный Баку, преследуя максималистские, реваншистские цели, пытается представить принцип территориальной целостности как приоритетный в «иерархии» основополагающих принципов международного права, впрочем, наверняка сам понимая, что подобной иерархии не существует, и все принципы обладают одинаковой правовой силой, что однозначно зафиксировано в соответствующих международно-правовых актах. Так, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что «при истолковании и применении принципов международного права следует исходить из того, что они являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других». Заключительный акт СБСЕ также указывает, что все положения, содержащиеся в Декларации принципов взаимоотношений между государствами, «имеют первостепенную важность, и, следовательно, будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учётом других».
Более того, действие принципа территориальной целостности государства направлено прежде всего на сферу межгосударственных отношений. Первым актом, определяющим принцип территориальной целостности государств, стала статья 10 Устава Лиги Наций, в соответствии с которой члены всемирной организации (Лиги Наций) обязались уважать и сохранять территориальную целостность государства «против внешней агрессии». Таким образом, данный принцип не мог использоваться для подавления национальных или других движений внутри образования, а лишь применялся для предотвращения насильственной аннексии извне. Сегодня соответствующее положение Устава ООН (п.4. ст.2) также не гарантирует территориальную целостность государств в тех случаях, когда территориальные изменения происходят в соответствии с волеизъявлением народа данной территории.
Что касается применимости того или иного принципа в случае с Нагорным Карабахом, то ещё и ещё раз следует подчеркнуть, что в соответствии с международным правом Нагорный Карабах (историческая провинция Армении – Арцах) никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Нынешняя Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемником единственного досоветского азербайджанского государственного образования – Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920гг., которая не включала в себя Нагорный Карабах. Кроме того, официальный Баку объявил о незаконности установления в Азербайджане советской власти, при которой Нагорный Карабах, исходя из политической конъюнктуры, собственно и был передан Азербайджанской ССР нелигитимным с точки зрения международного права решением большевистского органа власти и помимо воли местного населения.
В свете вышеизложенного становится очевидным, что независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях, и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории.
Уверен, что международное признание НКР зафиксирует существующие реалии и будет содействовать установлению долгосрочной стабильности в регионе.
АШОТ БЕГЛАРЯН, писатель, журналист
специально для «Наша Среда online»