ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша среда online» — Немногие знают о том, что один из престолов Храма Василия Блаженного, построенный по случаю взятия русскими войсками Казани, освящён в честь первого епископа Армении, Григория Просветителя, часто называемого в Русской православной церкви Григорием Армянским. Те, кто не привык доверять всякому слову, оставленному на бумаге, могут легко убедиться, посетив сам Храм. Как указывал историк Пётр Хавский в книге 1722 года, в храме значилось 18 церквей и одна из них посвящена Святому Григорию Просветителю Армении, первому католикосу всех армян.
Но история не сохранила объяснения, в силу каких причин и обстоятельств в Москве решили увековечить память Григория Армянского (кстати, единственного иноземца) в Храме, построенном в честь победы в русско-татарском противостоянии.
Согласитесь, очевидно, какая-то мотивация была? Какое-то объяснение должно иметь место?
К сожалению, письменного свидетельства тому не обнаружено, но сохранилась, передаваемая из поколения в поколение, история падения Казани, прежде всего, в памяти казанских татар, которую в далекие семидесятые годы прошлого столетия, ещё в студенческие времена мне поведал потомок Бату, второго сына Джучи, внука Чингисхана поэт переводчик Ахмет Саттар. Быть может легенда, а быть может сущая правда. Кто знает?
Хочу напомнить читателю о том, что история Трои, также долгие годы считалась легендой, пока археолог Генрих Шлиман не доказал обратное.
Чтобы неискушённому читателю было понятно, какая связь могла быть между армянами и взятием Иоаном Грозным Казани и, соответственно, падением Казанского ханства, сделаю небольшое отступление в исторический экскурс и предложу свою версию появления армянского имени в Российском Храме.
Армяне в России жили испокон веков, о чем свидетельствуют многочисленные источники, нет смысла их перечислять. В самой Москве армяне обосновались более VIII веков тому назад. По указу российских царей они пользовались налоговыми и прочими льготами. Благодаря этому в Россию приезжали, прежде всего, купцы, а также различные мастера-«золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры, кузнецы. Со временем образовалась армянская община.
То же самое касается и Казанского ханства. И в Казанском ханстве армяне занимали свое достойное место, достаточно отметить, что самым старым христианским кладбищем в Казани является армянское.
А теперь сама история. При походе Ивана Грозного на Казань, армяне, уже коренные жители Российского государства, были представлены в русской армии отдельным полком, а в татарских войсках армяне, местные жители Казанского ханства, служили артиллеристами-пушкарями. В 1552 году Иван Грозный предпринял очередную попытку покорить город Казань, но первые атаки русских войск оказались неудачными, захлебнулись ответным огнём. Войска отошли, теряя убитых и подбирая раненых. Надо отметить, что наибольшую неприятность русским войскам доставляли именно пушечные удары татарской артиллерии, а пушкарями в татарском войске являлись исключительно местные армяне.
Русские воеводы озадачились вопросом, как нейтрализовать татарские пушки? Как вывести их из строя? В это время несколько воинов из армянского полка подошли к воеводе Михаилу Воротынскому и обратились с предложением, соорудить деревянный крест огромных размеров и понести его перед собой. «Нам известно, что у татар пушкарями служат наши соотечественники, — сказали они, — армяне, а армяне в крест стрелять не будут», — стали клятвенно заверять армянские воины.
На любые попытки боярских дружинников сомневаться, армянские воины настойчиво твердили: «Армяне в крест стрелять не будут, армяне в крест стрелять не будут!»
Наскоро соорудили огромный деревянный крест, выставили его перед собой и начали штурмовать крепость. И действительно, пушки замолкли.
В татарском стане замешательство, неразбериха, паника. Пушки молчат. Когда военачальники поняли в чём суть дела, то, угрожая артиллеристам смертной казнью, потребовали вступить в бой. Но, чтобы армяне не особо долго раздумывали, тут же на месте пристрелили двух пушкарей.
Армяне принялись стрелять в сторону российских войск, но снаряды либо перелетали, либо не долетали до русских воинов. Замысел армянских пушкарей русские поняли и уже не опасаясь артиллерийских снарядов и пушечных ядер, смело пошли на штурм Казани. А татарам и невдомёк было, что происходит, так как среди пожарища, дыма и огня сложно определить куда падают пушечные ядра и какой урон они наносят противнику.
Уже после взятия Казани, всем пленным армянам-пушкарям из татарского войска Иван Грозный даровал жизнь, а представители армянской общины Москвы, с великой радостью вышли встречать русское войско. Иван Грозный не забыл воинского подвига армянского полка, который одним из первых ворвался в город и предоставил армянам всяческие льготы. По его велению, много армян было взято на поселение в ту часть Москвы, которая стала называться «Белым городом». Эта часть Москвы считалась весьма престижной, так как там жили только свободные люди из иностранцев, пользовавшиеся разными особыми льготами за заслуги, оказанные царю и Русскому государству.
И, как уже было сказано, при строительстве Собо́ра Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы (Храм Василия Блаженного) в честь взятия Казани, один из престолов был освящен в память о первом епископе Армении, Григории Просветителе, часто называемом в Русской православной церкви Григорием Армянским.
Кстати, именно благодаря его усилиям армянский народ принял христианство, и Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.