КУЛЬТУРА
«Наша Среда online» — В девятом веке Арабский халифат стал приходить в упадок, и это позволило армянскому народу постепенно восстанавливать свою государственную независимость. В 884 году калиф увенчал царской короной Ашота I Багратуни, который установил свою власть в Великой Армении. Хачик-Гагик Арцруни основал Васпураканское царство Арцрунидов в 908 году. В нем насчитывалось 10 городов, около 4 тысяч селений, 72 крепости, 115 монастырей и более миллиона жителей.
Современники высоко оценивали талант царя как государственного и военного деятеля.
Хачик-Гагик прославился и как великий строитель. Аноним в «Истории дома Арцруни» свидетельствует, что государь обладал художественным вкусом и всей душой отдавался созидательному труду.Аноним этот прославляет несколько величественных сооружений и среди них — царский дворец на острове Ахтамар и церковь Святого Креста. В этом строительстве прославился зодчий Мануэл, в царском дворце он применил дерзкую для своего времени конструкцию, которая стала широко применяться лишь в XII-XIII веках, а именно, бесстолбное перекрытие посредством перекрещивающихся арок. Аноним полагает, что роспись дворца дает пищу для ума и требует напряженного размышления. «…Там (нарисованы) также толпы ратников с обнаженными мечами, бои борцов, а также группы львов и других зверей, стаи птиц с разнообразным красочным (опереньем). И если кто-нибудь захочет перечислить все, что там запечатлено, ему и слушателям придется много потрудиться».
Сооружение церкви Святого Креста на острове Ахтамар также потребовало много усилий и творческой мысли и создало для последующих поколений много загадок и поводов для вдохновения.
Камни для храма были доставлены по озеру Ван на лодках из разрушенной на границе Васпураканского царства с Сирией крепости. Архитектор Мануэл, которого Аноним называет «мужем, исполненным мудрости и великим искусником в своем деле», сумел воздвигнуть храм, поражающий совершенством пропорций. Великолепная рельефная пластика на стенах храма и внутренняя роспись изображают историю человечества и историю армян.
Здесь вырезаны на внешних стенах сцены из Ветхого и Нового Завета. На восточной стене рядом с Иоанном Крестителем изображен Святой Григорий Просветитель Армении. На южной стороне, на обращенных друг к другу гранях южного крыла и юго-восточной башенки рельефы двух святых из рода Арцруни с подписями: «Владыка Святой (Саак), брат Амазаспа, владыка Святой Амазасп, князь Васпуракана, мученики и свидетельствование о Христе».
На западной стене предстояние ктитора Хачика-Гагика с церковью перед благословляющим его Христом. Отображена на храме и природа Армении. Опять же создатели вложили в эти сцены из камня свой смысл, который Аноним передает так:
«На кладке стен он (монах-ред) творчески представил гоны дичи и стаи птиц, а также вереницы зверей: (затейливо) украшенных и расположенных друг против друга кабанов и львов, тельцов и медведей, напоминая об их борьбе за жизнь, что весьма интересно для мудрецов».
Выдающееся место занимает фриз виноградника, воздающий славу этой культуре. В современной литературе есть сравнение этого фриза с поясом, покрытом драгоценными камнями, который в давнее время украшал талию женщин.
Дворец Хачика-Гагика и церковь Святого Креста, по мнению современных исследователей, нашли отражение в творчестве выдающихся представителей армянской культуры, родившихся и творивших в Васпураканском царстве в X веке, а именно, Анания Нарекаци и Горигора Нарекаци. По мнению ученого из США Коуна, Анания в поэме «В этом преходящем мире» представил царский дворец Арцруни как образец должного окружения царя.
Российский ученый Ю. Казарян делает следующее предположение относительно церкви Святого Креста:
«Не стоит сомневаться, что Григор не раз бывал на Ахтамаре, погружаясь в философскую глубину и эстетику изобразительных циклов храма».
Григор Нарекаци упоминал Гургена Арцруни, совместно правившего Васпураканским царством вместе с братом Сенекеримом, начиная с 970-х годов, как своего мецената. Однако Нурекский монастырь, которому Григор обязан своим образованием, был основан при католикосе Анании Мокаце (941-965), когда Васпураканским царством правил сын Хачика-Гагика Дереник-Ашот (943-958), а после него внук Абуссал-Хамазасп (958-968). Монастыри в это время благодаря помощи дарителей превратились в кеновии со множеством монахов, с большим хозяйством, с мельницами и давильнями. Но главное, они стали высшими учебными заведениями с учебным планом, котоырй включал изучение Священного Писания, патристику, собрания сочинений греческих авторов, светские учебники эпохи античности.
В 1903 году в Париже на улице, носящей имя французского скульптора Гужона, французский архитектор Альберт Гильберт построил армянский храм по образцу церкви Святого Креста в Ахтамаре. Он посчитал, что эта церковь достойно представляет духовную культуру армянского народа.
А в 1936 году у входа в храм был поставлен памятник армянским добровольцам, погибшим за Францию в Первой мировой войне.
Источник: Арцруни Вардкез, Василенко Анатолий «Тысячелетия рода Арцруни» М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2016 — 232с., 4 цв.вкл.