ИНТЕРВЬЮ
Художник, пишущий картину, воспринимает холст словно чистое поле,
а разноцветные краски — словно благодатные зёрна души.
Петр Квятковски
«Наша Среда online» — Имя замечательного художника Саркиса Амалбашяна в Армении широко известно. Он один из самых ярких представителей современного армянского искусства. Картины Амалбашяна многослойны, в них много пластов, много подтекстов. Его живопись глубоко национальна и интернациональна одновременно. Она носит общечеловеческий характер. «Можно жить в самом большом городе планеты и не видеть ничего, кроме табачной лавки напротив своего дома, а можно и в глухой провинции ощутить вселенную. Все дело в личности»- говорил искусствовед Генрих Игитян, размышляя о творчестве Саркиса Амалбашяна.
— Саркис, в каком городе Вы родились?
— Я родился в Гюмри, Ленинакане.
— Традиционный вопрос, расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать художником?
— С незапамятных времен, с детского сада, когда я был еще маленьким и ничего не осознавал. Моя воспитательница в детском саду вызвала маму и сказала: «К этому ребенку будьте внимательны, он станет художником или скульптором».
— Можете немного рассказать о Вашей семье?
— Мой отец рос в детском доме. Он из семьи беженцев, пострадавших от армянского геноцида. Когда они добрались до Гюмри, из семьи выжили только мать, он и его сестра, остальные погиби. И поскольку есть им было совсем нечего, моя бабушка определила своих детей в детский дом, чтобы они там хоть как-то выжили. Потом, когда папа вырос, он работал на заводе. Когда началась война — пошел на службу в армию, позднее женился, затем родился я. В общем хвастать нечем.
— Вы помните свою первую нарисованную картину?
— Как я могу помнить свою первую картину, если я пишу всю свою жизнь с детских лет. Внук мой тоже рисует, разве он сможет вспомнить, что он в первый раз в жизни написал?
— Сколько ему лет?
— Пошел 5-й год.
— Как случилось, что Вы почувствовали себя художником?
— Я писал очень много. В обычной школе мне не нравилось, и меня отправили в художественную школу. Там я начал учиться превосходно. В художественной школе учителя приводили меня в пример остальным детям.
— Каким художник видит окружающий его мир?
— Он воспринимает все словно антенна, улавливает информацию, отправляет в область своего воображения, а затем изображает. Художник – это тонко чувствующий и созидающий субъект.
— Завершая картину, Вы испытываете удовлетворение или же Вам жалко с ней расставаться?
— Я не представляю, что могут быть художники, которые бы не хотели продать свою картину, потому что это составная часть всего творческого процесса. Это как иметь 10 дочек, но не желать выдать замуж ни одну из них. Картины должны расходиться, чтобы художник мог создать другую. У сапожника не бывает своих башмаков, у портного — платья, а у художника нет дома своих картин.
— Есть ли у Вас картины, с которыми Вы ни за что не расстанетесь?
— Очень редко. Такие картины я, как правило, дарю своим родным. Совсем недавно я сделал картину, на которой изображаю своих родителей.
— Эта картина напоминает работу Аршила Горки, где он изображает себя и свою маму.
— У него своя манера письма, у меня другая.
— Это конечно.
— Мой папа говорил, все художники изображают своих родителей, а у тебя такой картины нет. Но желание нарисовать родителей у меня появилось только сейчас. И вот пришли покупатели, желающие купить эту картину. Я не смог ее уступить. Зачем у кого-то должен висеть портрет моих родителей?
— Какие темы Вам больше всего хочется изображать?
— Выбор темы производит мой внутренний компьютер. Когда художник в течение жизни формируется, его внутренняя система очень чувственно определяет, что принадлежит его воображению, а что нет, таким образом формируя его мир. Когда я изображаю картину на холсте, я должен полюбить каждую ее детальку. Если не полюблю, то картина у меня не получится. Что относится к самой теме, я не пишу темы, ведь изобразительное искусство не рассказ. Воображение все переводит в изображение: у поэта его воображение все переводит в слова, у музыканта — в мелодию, а у художника – в изображение. Разве возможно рассказать 5 симфонию Петра Чайковского, или рассказать Концерт для скрипки Арама Хачатряна, или рассказать стихи Марины Цветаевой? Когда мелодию исполняет целый оркестр, это и есть его рассказ.
— Какие этапы творчества Вы преодолевали?
— У меня был советский период творчества. Раньше все искусство было сосредоточено в руках Союза художников, и не было другого мира искусства, кроме него. Строго требовалось соблюдать надуманные конкретные художественные установки. Если ты хотел стать художником, ты был вынужден принимать их. В дни Перестройки я оказался во всесоюзном доме творчества Сенеж, где находились многие видные художники всесоюзного масштаба и я с ними много общался. Когда в московском Манеже я увидел их выставку, в моем творчестве произошли перемены. С 1987 года мое искусство резко изменилось, я стал заметной фигурой, активно участвующей в выставках всесоюзного масштаба.
— Как называется Ваше творческое направление?
— Я постмодернист. Но сегодня отношение к «измам» резко изменилось. Раньше о них много говорили: импрессионизм, пуантелизм, фовизм, кубизм, дадаизм… Сегодня о них мало говорят. Сейчас среди художников появляются такие яркие индивидуальности, как Ансельм Кифер или Герхард Рихтер, имеющие такие прекрасные неожиданные решения, что диву даешься. О Пикассо я вообще молчу.
— В ваших работах есть многослойность. Как Вы их создаете, сразу или работаете с каждым слоем отдельно?
— Я работаю над несколькими картинами одновременно, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Творческий процесс происходит внутри меня. Я думаю то об одной работе, то о другой, то о третьей. Постоянно думаю. Так они постепенно созревают, пока я их не заканчиваю. Картина становится готовой, когда я чувствую, что перенес на холст достаточное количество энергии, я выплеснул на поверхность все накопившееся напряжение, и осуществил свой замысел.
— В каком состоянии духа у Вас рождаются картины? Зависит ли тон, оттенки Ваших работ от настроения?
— Возможно, но сам я этого всего не замечаю, это можно заметить только со стороны и это может отражать картина.
— Что является источником Вашего вдохновения?
— Где бы я не находился, чем бы ни занимался, я все время нахожусь в процессе работы. Это бесконечный процесс, который все время осуществляется, ведь столько всего хочется сделать. И так будет всегда, до тех пор, пока я живу. А затем я буду жить в своих картинах.
— Вы предпочитаете работать в тишине или должно что-то звучать рядом?
— Во время работы мне нужен звук, потому предпочитаю слушать классиков литературы. Когда я работаю, я слушаю аудиозаписи. Так я прослушал всю русскую и всемирную литературу.
— Какие черты характера помогают Вам в творчестве?
— Трудолюбие и дисциплина. Все преуспевающие художники основным своим качеством считают трудолюбие.
-У Вас есть хобби?
— По утрам люблю быструю ходьбу. Раньше я выходил на прогулку каждое утро, теперь постарел, выхожу только в выходные дни. Для меня быстрая ходьба – это медитация.
— Вы любите экспериментировать?
— Все мое творчество – это эксперименты. Без эксперимента творчество не удастся. Если эксперимент у меня не получился, если я свою картину не полюблю, независимо от того, закончил ее или нет, я могу ее всю перечеркнуть и начать делать заново.
— Вы принимали участие в выставках во многих странах, в каких именно, и где Вам больше понравилось, и почему?
— Мне нравится там, где мои картины ценятся лучше всего, например, на Кипре, во Франции, в США.
— Что Вы больше всего любите делать в быту?
— У меня нет быта. У меня нет отдыха, у меня нет ни выходных, ни праздников, даже Новый год я не справляю, я все время работаю.
— Какие у Вас мечты?
— Я мечтаю, чтобы в нашей стране был мир, чтобы воцарилась атмосфера, когда люди живут искусством, музыкой, литературой, наполняясь любовью друг к другу. И еще мне хочется обязательно довести до конца замыслы, которые я уже начал.
— Способно ли творчество вернуть человеку вкус к жизни?
— Искусство необходимо человеку. Искусство для того и существует, чтобы у человека бы вкус к жизни. Можете себе представить общество, у которого нет ни художников, ни поэтов, ни музыкантов, ни писателей, как Вы думаете, устоит ли это общество? Я считаю, что обществу настолько же необходимы художники, насколько нужны защитники Родины.
— Какие напутствия Вы дадите начинающим художникам?
— Я бы посоветовал им любить свою профессию, быть очень честными, много работать, не боясь совершать ошибки, потому что настоящее искусство рождается, когда допускается ошибка. Ведь художник не ремесленник, чтобы все выполнять точно, безошибочно.