ИНТЕРВЬЮ
«Как ни странно, но умение быть одному
является условием способности любить»
Эрих Фромм
«Наша Среда online» — Рубен Григорян — армянский живописец, график, художник театра. Родился и живёт в Ереване. Учился в Ереванском художественном училище им. П.Терлемезяна (1971-1977) и Ереванской государственной академии изобразительных искусств (1978-1984). С 1985 иллюстрировал 25 детских книг. Художник-постановщик Ереванского молодёжного театра (1983-1988). Член Союза художников Армении (1985). С 1982 участник республиканских, всесоюзных и международных групповых выставок («Армянский авангард», Кассель; «Современное искусство из Армении», Лондон; «10 армянских художников», Люблин; «Армянские художники», Кассель; «20 армянских художников», Детройт; «5 армянских художников», Берлин; «Выставка армянского искусства», Бохум), в Музее современного искусства (Ереван) и Национальной галерее Армении (Ереван). Его картины находятся в Национальной галерее Армении (Ереван), Музее современного искусства (Ереван), в частных коллекциях в России, Армении и за рубежом.
— В каком городе Вы родились?
— Я родился в Ереване.
— Наверняка Вы очень рано начали рисовать, когда?
— Рисовать я начал с 8-ого класса. Папа водил меня на выставки, проходившие в Доме Союза художников. Мне это очень нравилось, нравился запах краски, удивительные изображения, богатая фантазия художников. С тех пор мне захотелось самому рисовать. Я ходил на предварительные курсы обучения рисованию в Педагогическом институте, когда закончил в школу, поступил в Художественное училище Терлемезяна, а потом учился в Театрально-художественном институте.
— Что по-вашему означает быть художником?
— Для меня – это самая соответствующая моему характеру профессия. По профессии я должен был стать или футболистом, или художником, или фокусником. В детстве это были три занятия, которые мне нравились. Я был в восторге от показываемых фокусов в цирке.
— А соединить никак нельзя? Пикассо считал, что его фантасмагории, несомненно, имеют нечто общее с трюками иллюзиониста, фокусами, игрой.
— Я тоже в своих полотнах порой создаю фокусы.
— Почему Вы выбрали сюрреализм?
— Думаю, в моих картинах есть некая нарративность, как в сюрреализме. Некая загадочность, связь со снами, таинственность и психологизм мне интересны.
— Расскажите об участии в художественной группе «3-ий ЭТАЖ».
— В этой выставке приняли участие многие художники. Мы были вдохновлены, был энтузиазм. Эта выставка нам дала большой подъём. Она нас снабжала уверенностью, собирала нас. В эти годы художники научились общаться друг с другом, группироваться.
— Какие направления Вы пробовали в своём искусстве?
— В годы учёбы меня очень вдохновлял импрессионизм. Присущая импрессионизму лёгкость цвета и воздуха мне очень нравились. Но потом меня завлёк Рене Магритт своими фантасмагориями. И мне очень нравится Анри Руссо, которого я тоже считаю сюрреалистом. Кроме них мне очень нравился Эндрю Ньюэлл Уайет – один из наиболее выдающихся художников США, работавший в 20 веке. Настолько же выдающийся, насколько недооценённый. Его работы насыщенны лёгкостью атмосферы, искренностью. Из армянских художников очень люблю Мартироса Сарьяна и Акопа Акопяна. И в последнее время начал очень любить Акопа Овнатаняна, которого можно назвать «армянским Энгром». Но отношение к восприятию работ художников у меня часто меняется в течение жизни.
— А какие у Вас есть хобби?
— Сейчас хобби нет. Но в юности я коллекционировал марки и картинки футболистов, я ведь сказал, что думал стать футболистом.
— Вы к тому же иллюстрировали огромное количество книг, в основном детские. Какие?
— Я оформил почти все армянские сказки, сказки Ованесса Туманяна, Газароса Ахаяна, все народные сказки. Я оформил несколько книг детской писательницы Ноник Саркисян. Ещё я делал художественные театральные афиши.
— Вы помните свою первую выставку?
— У меня было немного персональных выставок, в основном были групповые. Первая выставка состоялась в галерее «Габонэ»
— Вы являлись главным художником Экспериментального молодёжного театра.
— Этот театр был интересен тем, что не предъявлял академических требований и был намного свободнее.
— Вы принимали участие на Пекинской китайской биеннале. Насколько они успешны?
— Куратором была Сона Арутюнян. Это, конечно же, была важная для ознакомления встреча. Это была единственная биеннале за рубежом, в котором я принимал участие.
— Расскажите о совместной с москвичами выставке «Закрытый город».
— Это была интересная выставка. Мы познакомились с московскими художниками: Натальей Абалаковой, Анатолием Жигаловым и скульптором-поэтом Игорем Иогансоном. С ними велись интересные продолжительные беседы.
— У Вас есть совместные проекты с супругой художником Аревик Аревшатян. Насколько успешно они проходили?
— Мы выставляли наши инсталляции, первая была представлена в галерее «In vitro» Чарли Хачатряна и Назарета Карояна. Зрителям наши работы очень нравились. Они делались параллельно с нашей основной деятельностью и вливали в нашу жизнь новую струю.
— В каких музеях выставляются Ваши произведения?
— Мои картины находятся в Национальной галерее Армении (Ереван), Музее современного искусства (Ереван). Много работ в частных коллекциях в разных странах: России, Армении и за рубежом.
— Есть ли принципы, которые бы Вы порекомендовали начинающим художникам?
— Конечно, трудно что-либо советовать, ведь это индивидуальный вопрос. Он, как художник, должен любить искусство, должен быть наблюдательным, видеть и чувствовать метко, и главное, должен в конце концов обладать талантом.
— Какие у Вас мечты?
— Я мечтаю иметь небольшой домик в тихом местечке на берегу далеко от всего мира, чтобы никто ко мне не имел доступ… Кроме друзей художников, конечно.