• Пт. Ноя 22nd, 2024

Прошлое и настоящее карабахских ковров

Фев 9, 2016

karpet1По редакционным делам я выехал из Степанакерта в Шуши. В Министерстве культуры НКР предстояло обсудить и уточнить собственный тематический план статей для журнала «Карабахский экспресс» — издания, уже на протяжении более десяти лет освещающего жизнь Нагорного Карабаха во всех ее, что называется, ипостасях. Культурная сфера — одна из них, а Министерство культуры республики довольно активно, темпераментно и, я бы сказал, боевито держит планку восприятия этой сферы, или, как сегодня принято говорить, ее рейтинг, на высоком уровне: стоит только перечислить даже пару-тройку мероприятий, организованных министерством за последние годы по меркам мировых модусов и замеров, как станет понятно, что такая оценка вовсе не преувеличение.

У входа в здание министерства культуры толпились люди. Значит, я невольно попадаю на мероприятие, в очередной раз организованное министерством. Остается узнать на какое. Это нетрудно сделать, поднявшись на второй этаж бывшей шушинской женской гимназии, отреставрированной для размещения министерства. Идея переезда Министерства культуры в Шуши давно витала в воздухе, соответствуя политике руководства Республики Арцах по возрождению прежней исторической, образовательной и культурной славы Шуши — исторически духовного и культурного центра Нагорного Карабаха. В 2012 году эту идею воплотили в жизнь: внешне отреставрированное здание бывшей гимназии практически не претерпело изменений, а интерьер отделан архитектурными изысками нового времени. Словом, переехавшее в Шуши Министерство культуры получило в подарок завидное здание.

Уж коль скоро мы затронули тему привязки старины к современным реалиям, то следует заметить, что подобный подход к возрождению материальной и духовной культуры Арцаха возведен там в государственный принцип. И Шуши как старинный армянский город с богатым архитектурным наследием приобретает в этом плане приоритетную роль. На торжественной церемонии открытия отреставрированного для Минкульта НКР здания президент Бако Саакян отметил важность размещения и других республиканских ведомств именно в Шуши. В известном смысле этот посыл президента означал не что иное, как достойное признание города в качестве некогда административного центра Арцаха. Разумеется, прошлое обогащает. Но, поскольку, вспоминая о прошлом, жить приходится все-таки настоящим, нетрудно догадаться, что это самое напоминание о прошлом Шуши станет и серьезным стимулом дальнейшего развития города, с сохранением и реставрацией и других памятников истории и архитектуры.

Пока таким стимулом является Министерство культуры, в современном интерьере которого витает дух старины. В мое посещение министерства 13 января 2016 года там витали образы старинных карабахских ковров. Министерство подводило итоги ранее объявленного конкурса на лучшие работы в искусстве ковроделия. Когда однажды у министра культуры Нарине Агабалян иностранные журналисты поинтересовались, чем помимо карабахского конфликта сам Карабах известен миру, первое, что услышали журналисты, было упоминание о Музее карабахских ковров, незадолго до этого открывшегося в Шуши. Вольно или невольно вопрос был задан, что называется, в точку. Соответственно, и ответ прозвучал в той же тональности. Дело в том, что азербайджанская пропаганда, неустанно перевирая историю Карабаха, одним из средств информационной войны избрала бесстыдное присвоение и творений армянской материальной культуры. В том числе и ковров, мировая известность к которым пришла задолго до появления на карте искусственного государственного образования под названием «Азербайджан».

karpet2Конечно, война есть война. Но ведь и на войне как на войне. Разоблачение фальсификаций — задача не из простых, но необходимых. Такую необходимость как раз и демонстрирует шушинский Музей ковров, учредитель которого — советник президента НКР Вардан Асцатрян, конечно же, не мог не быть в этот день на организованном мероприятии. Он и провел со мной хотя и скоротечный, однако весьма обстоятельный ликбез на данную тему. Оказалось, что еще с советских времен азербайджанские посыльные ходили по карабахским селам и обменивали старинные ковры ручной работы на фабричный ширпотреб. Кто соглашался, кто нет, но настоящих ковров ручной работы в армянских селах поубавилось, а в бакинских государственных музеях прибавились «шедевры азербайджанского декоративно-прикладного искусства». Уже с тех времен на государственном уровне начали осуществляться разработка и реализация проекта под названием «Древний Азербайджан». А в постсоветский период Азербайджану удалось даже протиснуть в ЮНЕСКО арцахские национальные ковры под видом своих собственных. Здесь, конечно же, не обошлось без усилий первой леди Азербайджана, которая еще в августе 2004 года удостоилась (не станем догадываться как) титула посла доброй воли ЮНЕСКО. Что ж, как было не нами однажды сказано, даже в самом хорошем городе бывает лужа на окраине…

Между тем коллекция карабахских ковров в шушинском музее пополняется из года в год. И вовсе не в знак протеста. Зачастую ирония действует сильнее, чем гнев и возмущение. Подобную иронию продемонстрировал лондонский специализированный журнал HALI, на страницах которого была опубликована статья «об экспонате XVII века, который находится в Музее ковров города Шуши Нагорно-Карабахской Республики». Впрочем, если сказать к слову, Вардана Асцатряна обрадовало в опубликованной статье не столько то, что в ней особо была подчеркнута «неправомерность отнесения подобных изделий к азербайджанским», а сколько упоминание об Арцахе как государстве — Нагорно-Карабахской Республике. Чем не признание? Но это и в самом деле к слову…

Поэтому мы вернулись к основной теме нашего разговора: об уникальных карабахских коврах, которые еще с древних времен являлись органической частью истории и быта Арцаха, а ковроткачество стало национальным ремеслом. Ковры ткали поначалу в домах, и уж потом искусство ковроделия постепенно специализировалось в мастерских. Появились и школы. Можно даже сказать, что чуть ли не в каждой карабахской деревне существовала своя школа. Объясняется это тем, что в каждой деревне имелось, что называется, свое индивидуальное направление в орнаментальной стилистике изделия и его тематике.

Однако не только в «деревенской индивидуальности» заключаются отличительные черты карабахских ковров. Есть и некие общие черты, которыми они вообще отличаются ото всех других. По мнению специалистов — экспертов искусства ковроделия, карабахские ковры отображают божественные и природные явления. В целостной картине ковра всегда можно различить тайны мира и бытия. Тематика рисунков строго придерживалась классических форм, существовали «уставные» требования, не допускающие вольного обращения не только с орнаментом, но и с цветом. Каждый орнамент и применяемая цветовая гамма имели свое значение. Словом, карабахский ковер уже издревле имел свой «бренд», не очень-то и уступая в мировом каталоге коврам персидским и туркменским.

Конечно, соглашается Вардан Асцатрян, имеются некие общие параметры, по которым определяется ценность ковров ручной работы. Помимо индивидуальности, приверженности той или иной школе это еще и качество использованной нити, технология окраски и самого изготовления. В конечном счете — изностойкость, которая должна исчисляться веками. К сожалению, многие навыки карабахского ковроделия были преданы забвению и даже частично утеряны в советский период. Сегодня основной задачей созданного в Шуши музея являются возрождение былого традиционного ремесла, повторное возведение его в ранг прикладного искусства, восстановление преемственности поколений для развития уже современного ковроделия, но на основе древних традиций. Вардан Асцатрян в это верит.

Почему бы и нам в это не поверить, видя развешанные вдоль внутренних стен министерства ковры и гобелены, сотканные руками участников республиканского конкурса «Арцахское ковровое искусство»? Почему не поверить, если уже второй год проводится такой конкурс, и он, как видно, не последний, судя хотя бы по тому, что число как его участников, так и представленных ими работ значительно возросло: в конкурсе 2015 года было представлено 40 работ, выполненных 34 конкурсантами. Этот приятный факт отметила в своем выступлении директор Арцахского историко-краеведческого музея Меланья Балаян, добавив, что работы 2015 года отличились и техникой исполнения, и качеством, и художественным вкусом, так что в ближайшей перспективе следует ожидать не менее приятных сюрпризов.

И в самом деле следует ожидать, потому что все работы говорят сами за себя, а их исполнители получают из рук министра культуры ценные подарки, а из кассы бухгалтерии — денежные вознаграждения. Номинаций в конкурсе было много, соответственно — и подарков. Однако понятно, что только этим миссия Министерства культуры по сохранению культурной самобытности как одного из приоритетных направлений своей деятельности ограничиться не может. Как заявила министр культуры Нарине Агабалян, возрождение в современных условиях традиций предков в самом широком смысле заботливого отношения к национальной культуре имеет стратегическое значение. По большому счету это одна из задач национальной безопасности.

Значит, работа в этом нужном направлении будет продолжена.

 

Карен Захарян

Источник: http://golosarmenii.am/article/36765/proshloe-i-nastoyashhee-karabaxskix-kovrov