• Пт. Ноя 22nd, 2024

Праздники армян в контексте европейской культуры. Пасха – Затик

Мар 30, 2024

«Наша Среда online» — Пасха в сущности переосмысленный на церковный лад древний весенний, в основе своей народный праздник в честь умирающего и воскресающего бога, а первоначально – чисто земледельческий ритуал погибшего и ожившего духа хлебного поля.

На европейской почве этот праздник слился с местными (славянскими, германскими, кельтскими) ритуалами и поверьями. Так что сейчас очень трудно пытаться разделить, что в пасхальном ритуале, как и в карнавальном, принадлежит наследию древневосточных культов, что привнесено собственно христианством, а что сложилось на местной почве.

Пасха у армян состоит из трёх дней. Это Пасхальная суббота, Светлое Христово Воскресение и Поминание предков – Мерелоц.

Светлое Христово Воскресение – день торжественной литургии, поздравлений, трапез. Утро начинается с посещения церкви и обмена красными яйцами. Яйцо у многих древних народов издавна играло большую роль в весенних обрядах. Его считали источником жизни. В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки видели наглядное изображение зарождения жизни и понятия воскресения. Воскресенское яйцо своим красным цветом могло также напоминать пролитую кровь Спасителя.

Об обычае употреблять на Пасху красные яйца сохранилось предание, которое связывают с именем Марии Магдалины.

Согласно греческой легенде, Св. Мария Магдалина после Вознесения Спасителя на небо, прибыв в Рим, стала проповедовать Евангелие. Представ перед императором Тиберием, она преподнесла ему яйцо со словами: «Христос воскрес!» Поскольку почитание яйца известно с глубокой древности, нет сомнения, что Мария Магдалина знала о его значении как святого подарка.

Воскресная трапеза армян разнообразна. Начинают её с поедания жертвенного мяса, причём некогда кости хранили весь год как оберег от муравьев. Большое место отводится изделиям из муки. В среде нор-нахичеванских армян пекут небольшую круглую гату из дрожжевого теста, начиняя её молотыми орехами, изюмом, корицей и мёдом.

Как и перед каждым праздником, в этот день также гадали. Обычно на кровлю ставили кусочек хлеба и следили, в какую сторону унесёт его птица. Плохой приметой считалось, если птица летела в сторону кладбища: до следующей Пасхи кто-то в семье умрёт.

Основное занятие детей и взрослых в воскресенье – игры с пасхальными яйцами. Бились яйцами друг о друга. Чьё яйцо разбивалось, его брал победитель. Катили яйца с горки, организовывали единоборства, играли музыканты, народ плясал, радовался окончанию постных дней и Воскресению Иисуса Христа. Понятно, что катание яйца некогда было не забавой, а магическим актом. Яйцо, как символ новой жизни, при соприкосновении с землёй должно было оплодотворить её.

У русских, как и армян, центральное место в пасхальной обрядности занимает окрашенное яйцо. Оно стало своего рода знаком, символом праздника. Освящённое яйцо едят первым, когда, придя с заутрени, садятся за трапезу. Яйцами обменивались, их давали родным и соседям, пришедшим поздравить, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим. Освящённому яйцу приписывались магические свойства. Так, считали, что оно может потушить пожар, привести к месту, где пропала заблудившаяся в лесу скотина.

Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда, и продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Когда катившееся яйцо ударялось о чьё-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня.

В пасхальном ритуале русских, как и у всех христианских народов, важное место занимала обрядовая еда, в которую обязательно, помимо крашеных яиц, входила паска (кулич). Считали, что если кулич удался, в семье будет всё хорошо, если же он в печи не подойдёт, растрескается корка – надо ждать несчастья, смерти кого-либо из родных.

Пасху же русские делали «сырную» – из творога, в который клали масло, сахар, яйца, изюм и прочие снадобья, а потом выкладывали в деревянную форму в виде четырёхгранной пирамиды. На стенках формы обычно вырезались узоры и буквы. Пасху и кулич вместе с окрашенными яйцами святили в церкви, потом ими разговлялись.

На Пасху обязательно водили хороводы, являвшиеся существенной частью весеннего аграрного обрядового действа. Особенно популярной у всех восточных славян была песня-игра «А мы просо сеяли», в которой сочетались типичные для весенней обрядности аграрные и брачные мотивы. Распространены были и плясовые игры, воспроизводившие весь цикл сельскохозяйственных работ – от посева до уборки и обработки урожая, например, «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Одним из основных элементов как армянской, так и русской обрядности был обычай качаться на качелях. Подъём вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание в танцах – древнейшие магические действия, стимулирующие рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться. Но первоначальная функция качелей, игр и хороводов давно уже утрачена, и они остались лишь как развлечение.

В Европе в центре внимания тоже были красные пасхальные яйца. Они, как и у всех христианских народов, самый дорогой и обязательный подарок на Пасху. Игры с яйцами – самые разнообразные. Наиболее популярное соревнование – катание яиц по наклонной плоскости. Тот, кому удается яйцо бросить так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее, выигрывает его.

Распространено также кидание друг в друга крутыми яйцами, состязание пар игроков: кому удастся разбить яйцом другое яйцо, которое держит в кулаке соперник, тот и победитель.

В Великобритании катали яйца до тех пор, пока они не разбивались. Родители часто прятали яйца на грядках, клумбах, кустах, в саду или где-нибудь дома, а дети, соревнуясь, искали, кто больше соберёт. Если учесть, что яйцо символизирует зарождение новой жизни, то соприкосновение с землёй должно было оплодотворить её, разбудив после холодной зимы.

Наиболее характерный обычай в европейских странах – разжигание костров, обливание водой и приготовление вкусного душистого кулича с изюмом и смородиной.

«Интересен приходящийся на пасхальное воскресенье и понедельник древний обычай, который сохранился практически только на востоке Нидерландов, в провинции Оверэйссел (деревня Отмарсум). Действие происходило следующим образом. Крестьяне шли длинной цепочкой по тесным булыжным улочкам деревни: каждый держал правую руку за спиной, а левой обнимал идущего впереди. Таким образом, люди медленно двигались вперёд в ритме неоднократно повторяющейся мелодии, произнося слова старого пасхального гимна. Затем процессия входила в переднюю дверь магазина, мастерской, постоялого двора, фермы, амбара и т.п. и выходила через заднюю, как бы освящая эти постройки и призывая благополучие на их владельцев.

Медленный ритуальный танец, исполнявшийся при этом, видимо, до некоторой степени пережиток древнего обряда вызова плодородия. Церковь же привнесла в этот обычай пасхальные гимны, исполнявшиеся во время религиозных процессий. В наши дни мало кто знает этот текст наизусть, и поэтому у каждого танцора он прикреплён на спине».

Если подытожить основные элементы пасхальной обрядности, то можно выделить традиционные поздравления, крашение яиц, выпечку обрядовых печений, игры, хороводы, качание на качелях.

Эмма Петросян,
доктор исторических наук, этнолог

Источник: Петросян Э.Х. – Праздники армян в контексте европейской культуры. Ер.: Тигран Мец, 2011