ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша Среда online» — 1 июля исполняется 85 лет со дня рождения одного из колоритных поэтов Арцаха Эрнеста Сантуровича Бегларяна.
С мастером и его творчеством меня познакомил в 2006 году его сын – известный армянский писатель и журналист Ашот Бегларян. Увы, мне не суждено было воочию познакомиться с Эрнестом Сантуровичем, за несколько недель до моего первого приезда в Арцах его не стало. Однако мне довелось пообщаться с поэтом заочно, вникнуть, пусть и поверхностно, в строгую и одновременно лиричную душу человека и поэта.
Современники называли Эрнеста Сантуровича поэтом солнца и любви, поскольку основными темами его творчества были Солнце, Любовь и Родина. Даже названия его прижизненных сборников стихов несут отпечаток оптимизма и света: «Солнце и апельсин» (1970), «Пробуждение» (1978), «Запоздалое признание» (1991), «Дух веры» (2004), «Вера и любовь» (2006).
Своё первое стихотворение о родном очаге в селе Аци будущий мастер написал в 12-летнем возрасте. Почувствовав вкус и тягу к творчеству, он продолжил писать. И уже в студенческие годы его поэзия была отмечена признанным маcтером армянской литературы Ованесом Ширазом
Душой и сердцем поэт неразрывно связан с родной землей, её неповторимой природой. Лирический герой Э. Бегларяна мыслит глубоко и философски, полон веры, чистоты, солнца.
Солнце каждый день приветствует меня
С макушки горы напротив нашего дома,
Я радуюсь, как ребёнок,
Когда оно улыбается мне с добрым лицом.
Солнце каждый день приветствует меня,
Даёт на рассвете новый заряд…
Завидуйте мне, у меня нет иной любви,
Нет иного друга, кроме солнца.
(Подстрочный перевод А.Бегларяна).
«Стихи Эрнеста Бегларяна – проявление народного мышления, результат освоения лучших традиций армянской классической поэзии, – писал о поэте его собрат по перу, литературовед Сократ Ханян. – Всё, что он написал, – своё, его собственное – от зарождения мысли до её воплощения, от воплощения и до окончательной обработки. В плане структуры произведения Бегларяна – это школа Аветика Исаакяна: немногословны, глубинны. Жизненно-философские, как у Туманяна. По примеру Амо Сагияна – пантеистичны. И хорошо, что автор не повторял тех, у кого учился, и, перенимая мастерство, стремился сказать своё слово. И это ему удалось».
Чувство поэзии, стремление к ней были даны Эрнесту Сантуровичу не только свыше, как считал он сам, но и перешли к нему от его матери, которая имела всего четыре класса образования, но читала наизусть множество стихотворений и даже сама сочиняла, импровизировала. На мой вопрос о рождении творчества мастера, он отвечал, что многие его стихотворения рождались у него как бы на стыке земного и космического.
Срываю апельсины солнца в полдень,
тяжёлые и сочные плоды.
Но есть их буду, когда хлынут волны
ночной безмолвной темноты.
Чтобы и в ней вращался, как планета,
оранжевый и тёплый сгусток света.
(Перевод В.Портного).
«Поэтический мир – самый прекрасный и чувствительный, одновременно – самый незащищенный и уязвимый мир, – писал Эрнест Сантурович, отвечая на мой вопрос. – Окунувшись в него, порой трудно возвращаться к действительности. Не зря поэтов называют «не от мира сего», каковым отчасти считаю самого себя. Но жизнь, как говорится, трогает, очень часто суровая действительность входит в противоречие с миром внутренним, иногда даже грубо врывается в него. И мудрость состоит в том, чтобы несмотря ни на что сохранить в душе то ценное и неповторимое, что отделяет поэта от других людей».
Эрнест Бегларян не шёл по проторенной дороге, у него был свой путь к вершине. Он не жаловался на судьбу, сетуя лишь о том, что не сказал то единственное Слово, которое мог бы сказать. Отнесём это к личной скромности творца, поскольку написанные им строки – именно то, что нужно душе сейчас и всегда.
Виктор Коноплёв, поэт, член Союза писателей Арцаха