c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

По ту сторону Комитаса

Мар 22, 2021

КОММЕНТАРИЙ

«Наша Среда online» — Еще совсем недавно Комитас казался нашим современником. Созвучным, сопричастным неизбывной родовой боли каждого армянина. Он был и тем живущих среди нас человеком, в ком нуждались не только в дни скорби, но и буднично. Его тихий, теплый голос, певший «Мокац Мирза» или «Хов арег сарер», шел как будто из соседней комнаты. Несмотря на то, что он всегда связывал память армянина с днями геноцида, возвращал его физическое тело на окровавленные земли Западной Армении, варпет Комитас и оберегал, и утешал.

В дни и месяцы, когда Армения вновь переживает трагические события своей истории, путь в музей Комитаса на выставку-посвящение кажется паломничеством. Он – для одиночек, вырвавших из бурлящего интернет-пространства или митингующих улиц.

В залах пустынно и в этом белом пространстве, где со стен или витрин графически выделяется фотография, иллюстрации к поэме Паруйра Севака «Несмолкаемый колокол» руки Григора Ханджяна, нотная запись, программа концерта, напечатанная в стиле арт нуаво, диплом, вы можете остаться с Комитасом наедине. Опыт этот бесценный. Его никто не будет зашумлять.

Невероятная по энергетике и камерности атмосфера. Голос варпета тихо льется по залам. Слишком разные чувства появляются в душе, чтобы сразу их осознать. Крик и ферматное молчание, тишина и сильное головокружение, как будто тебя втягивает воронка, созданная голосами тех, еще совсем вчера жил и пел, его хором (Энвер-паша, посетив концерт за два года до Мец Егерн, плакал, слушая их), призывающих: не уходи, останься, послушай нас еще!

Одна из самых трудно выносимых мыслей – за эти годы, 30 лет после разрушения СССР и победы либерального глобализма, размывающего национальный дух, разрушающего несущие конструкции национального государства, или 100 лет, прошедших после Мец Егерн, наша жизнь отлетела от этого времени на всё расползающееся, как трещина, расстояние. Его уже нельзя сократить. Между нами и Комитасом сегодня расстояние несоизмеримо больше, чем от него до античности. Таких лиц, одухотворенных и непостижимых, принадлежащих и своей земле, саду, родительскому дому, на свете больше нет.

Тех, кто посетил этот музей-институт, расположенный вблизи Пантеона, впервые, пространство покажется не большим, но бесконечным. Прекрасный проект архитектора Артура Месчяна, отказавшегося разрушать старое здание («Не я строил, не мне разрушать»), достроившего его, не нарушая его классического образа…

Кураторам выставки удалось создать уникальную не только по духу, но и по экспонатам экспозицию. Здесь фотографии с учениками, рояль варпета, знаменитое полотно Фаноса Терлемезяна (варпет, сидя на ковре, в уединении читает партитуру под деревом), а рядом этот ковер. В атриуме (и тоже под деревом) скульптура Комитаса работы Давида Ереванци. Над ее созданием мастер работал много лет, и это копия парижского памятника.

Отдельный зал – скульптуры и графические Ара Арутюняна, экспозицию помогала создавать дочь Ара Арменовича Сусанна. Для тех, кто видел выставку Ара Арутюняна к его 90-летию, открытую в марте 2017 года в Москве (позже ее увидели ереванцы), это новое посвящение Комитасу будет ее продолжением. В московские дни внучка Ара Арутюняна, искусствовед Лиана Ахинова писала: «Мы заново обрели музыку Комитаса и Саят-Новы благодаря его памятникам… В каждом его рисунке и в каждом его решении есть поучительный для меня смысл. Ара Арутюнян вечен, потому что вечна его мысль, заключённая в монументах…»

Несмотря на академизм выставки, с ее экспонатами можно не соглашаться. Здесь есть диалог, слишком разные лики Комитаса предложены, от реалистичных, экспрессивных портретов до лица-античной маски.

Комитас был велик и тем, что очистил армянский мелос от влияний, он очень хорошо знал и арабскую, и турецкую, и курдскую музыку. Неизбежно приходит мысль о предательстве. Особенно после того, как ты наслушался льющегося из каждого утюга рабиза, в этот год достигшего своего «апогея», ибо теперь он синтезирован с самого дурного пошиба американской попсой.

Выставка продолжает свою работу. Она продолжается внутри вас, когда вы в смятении, в тихой радости от встречи уходите отсюда. Шум города накрывает вас снова, и Комитас уже то тише, угасая, то усиливаясь, продолжает петь и для тех, кто его не слышит.

Валерия Олюнина

Фотографии автора