c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Павел Джангиров. Старая фотография…

Июл 11, 2023

ДНИ В ИСТОРИИ

«Наша Среда online» — Три молодых архитектора колдуют над макетом знакомого всем ереванцам здания. Они еще не имеют почетных званий и наград, их не знает страна. Все еще впереди… Пока же Спартак Хачикян, Артур Тарханян и Грачья Погосян поглощены работой над проектом двухзального кинотеатра нового типа для Еревана. Их творческий союз родился несколько лет тому назад в процессе разработки генплана города Абовяна, и теперь они работают сообща.

Спартака Хачикяна и Артура Тарханяна уже нет с нами.

А заслуженный архитектор Армении Грачья Погосян охотно делится воспоминаниями: «В середине 60-х годов в  газете «Коммунист» мы увидели фотографию однозального кинотеатра, который предполагали поставить на месте старого ереванского рынка. Георгий Таманян, сын великого зодчего, запроектировал кинотеатр в традиционных классических формах.

К этому времени мы утвердился в своих творческих предпочтениях, и нам показалось, что в период бурного архитектурного обновления Еревана подобное здание будет смотреться неуместно.

Мы решили предложить свой вариант.  Начали с однозального, потом возникла идея двухзального. Нам он виделся в образе такой огромной сигары – с двух сторон находятся залы, посередине поделённая экранами сцена, которая может трансформироваться. При необходимости перегородка с экранами убирается, и оба зала объединяются в один большой, где можно проводить массовые мероприятия.

В совместных обсуждениях, многочисленных эскизах наконец сложился тот образ, который и был воплощён в макете. На фотографии можно заметить ряд пилонов по фасаду, которые потом мы убрали. Проект представили на обсуждение в Союз архитекторов.

Обсуждение было бурным и продолжалось два дня. Мнения разделились, архитекторам старшего поколения проект решительно не понравился, но прогрессивно мыслящие зодчие поддержали нас. В частности, Ованнес Акопян, более известный в профессиональных кругах как Янсон. Выступив в нашу защиту, он подошёл к макету и сказал: «А это надо убрать!» И выломал из макета один из пилонов. Мы потом убедились, что он был прав. Думали мы и над вариантами названия будущего детища – «Арарат», «Ноев ковчег»… Но городское руководство решило назвать  кинотеатр «Россией».

Строительство было начато в 1971 году  и завершено в 1974-ом. Строителям пришлось столкнуться с большими трудностями: девятибалльный участок, высокий уровень грунтовых вод, сложная конструктивная схема. Здание было поставлено на сваи, впервые в строительной практике применили вантовое перекрытие.

«Любопытный случай произошёл в 1978 году, когда намечалось празднование 150-летия вхождения Восточной Армении в состав России, – продолжает рассказ Грачья Григорьевич. — Ожидали приезда в Ереван по этому поводу Леонида Ильича Брежнева. Дня за два в кинотеатре появились товарищи из московских соответствующих органов, позвали нас и директора и попросили показать им все. Два дня ходили по всем закоулкам, просчитывали маршрут передвижения Генерального секретаря. Когда маршрут был выбран, на его пути оказалась стена. «Здесь надо открыть дверь!» – потребовали они. «Это невозможно! – запротестовали ереванцы. – Осталось меньше суток! Зима на дворе, штукатурка не успеет высохнуть, а еще надо устанавливать дверь, красить!» Товарищи из органов были непреклонны. Работали всю ночь, принесли мощные калориферы, к утру управились. Утром пришли гебешники и сказали, что Брежнев не приедет».

В 1979 году за проект кинотеатра «Россия» авторский коллектив Хачикян-Тарханян-Погосян удостоились премии Совета министров СССР.

Упадок кинотеатра последовал за смертью СССР. Кинотеатр был переделан в ярмарку, приватизирован, утратил первоначальный облик, обветшал. Сегодня, несмотря на его нынешнее состояние, бывший двухзальный кинотеатр, переименованный в «Айрарат», признан мировым архитектурным сообществом одним из шедевров архитектуры советского модернизма.

Павел ДЖАНГИРОВ