• Сб. Окт 5th, 2024

Карен Демирчян — народный лидер Армении без деления на «чёрных» и «белых»

Июл 12, 2023

ДНИ В ИСТОРИИ

«Наша Среда online» предлагает читателям статью Сероба Сукиасяна о советском армянском партийном и государственном деятеле, национальном герое Армении Карене Серобовича Демирчяне (1932 — 1999). Это был один из тех руководителей Армении, кто стал подлинным лидером народа. В честь Демирчяна в Ереване воздвигнут памятник, названа улица, Ереванский метрополитен, Спортивно-концертный комплекс («Амалир»), сорт яблони. Он не разделял армянский народ на «черных» и «белых», не «очернял» Армянскую апостольскую церковь, не винил в своих неудачах своих оппонентов, не оскорблял национальный герб Армении. При нем было невозможно представить, что когда-либо в Национальном собрании Армении будут выступать персоналии с мутным криминальным прошлым с антинациональными разрушительными целями.

Ранние годы

Родители Карена Демирчяна, как и предки многих армян, в том числе автора статьи, были  роддом  из  Западной Армении. Отец Сероп Ншанович родился в деревне Котер недалеко от Эрзрума. Мать Люся (Луситаг) Овсеповна Караханян была из Вана. Они потеряли многих своих родных в 1915 году и сами чудом спаслись. Ведь Сероб был крепкого телосложения и умел хорошо плавать. После долгих скитаний он вместе с двумя-тремя сверстниками добрались до Аштарака, где оказались в сиротском приемнике. Луситаг и ее младшая сестра спаслись в стоге сена. Сероб и Люся познакомились в детском приюте Александрополя (Гюмри).

Карен Серобович родился 17 апреля 1932 года в Ереване. В 1954 году он окончил в Ереванский политехнический институт по специальности «инженер-механик». Переезжает в Ленинград, где работал инженером-конструктором в Ленинградском научно- исследовательском институте. А в следующем году он вернулся на родину и поступил на Ереванский электротехнический завод.

В период с 1955 по 1966 годы он занимал разные должности от рядового мастера до директора завода.  В должности директора Карен Демирчян способствовал улучшению производственных показателей. Также были улучшены условия труда рабочих и служащих, построены новые производственные корпуса, коренным изменениям подверглись технологические процессы.

Начало политической деятельности

Свою политическую карьеру Карен Демирчян начал в 1955 году, когда стал членом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).  А в 1961 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.  

В период 1976  –  1989 годы являлся членом Центрального Комитета  Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС). С 1966 года — секретарь, затем первый секретарь Ереванского горкома Коммунистической партии Армении. С сентября 1972 года — секретарь ЦК КПА по промышленности, строительству и торговле.

В должности Ереванского горкома Коммунистической партии Армении он курировал транспорт, городское хозяйство, промышленность и строительство. 
 
Народный лидер Армении

27 ноября 1974 года Карен Демирчян был избран первым секретарем Коммунистической партии Армении. Молодой и амбициозный руководитель Армении, которого в народе называли Карен «Строитель» (по аналогии с выдающимся советским армянским руководителем Григорием Арутиновым — Григорием «Строителем»), стал выдающимся армянским государственным деятелем на посту первого секретаря. Фактически с ноября 1974 года по май 1988 года  Демирчян являлся лидером Армянской ССР. При нем были реализованы многие масштабные и знаковые для страны проекты. Он обладал организаторским талантом, благодаря которому республика достигла больших успехов в разных сферах. Он прекрасно понимал о том, что если Армения хочет иметь будущее, то должна быть технологическим и научным центром.

Экономическое развитие Армянской ССР

Армения с 1922 –  1991 годы смогла совершить экономический скачок в развитии, превратившись из аграрной союзной республики в «Силиконовую долину» СССР. Вплоть до 1991 года разработки и продукция Армении покрывали почти треть нужд СССР в электронном военном оборудовании и компонентах.  Армянские бренды успешно конкурировали на мировом рынке. Демирчян стремился завершить широкомасштабные работы по реконструкции и расширению действующих предприятий, что обеспечило бы значительный рост производства и создание новых рабочих мест.

В советские годы Алаверди считался медной столицей Армении. Однако Алавердский медеплавильный комбинат сильно загрязнял окружающую среду. Руководству Армении удалось добиться специального постановления Совмина СССР о технической реконструкции, снижения вдвое годового производства. Постепенно природа в окрестностях начала оживать.

Если Алаверди был медной столицей Армении, то Раздан славился своим горно-химическим комбинатом по промышленному освоению алюминия — «Разданмаш», построенным в 1983 году. В лучшие годы на нем трудилось до 15 тысяч граждан, в том числе из «высшего эшелона» власти Армении.

Руководством Армении во главе с Кареном Демирчяном была проделана большая работа по исправлению ошибок, допущенных при строительстве завода «Наирит» в 1933 году, чтобы обезопасить жизнь работников и минимизировать загрязнение окружающей среды.   «Наирит» был одним из крупнейших в мире и крупнейший в СССР завод по производству синтетического каучука. В свои «золотые годы» производил до 10 – 12 % мировых объёмов производства синтетического каучука.  В 1987 году было произведено 75,5 тысяч т/год. С большим трудом в 1984 году удалось добиться постановления о строительстве нового завода за пределами Армении. А сам завод с 1990 года должен был быть перепрофилирован на производство товаров широкого потребления. Однако «Спитакское землетрясение» в декабре 1988 года изменило эти планы. А 30 ноября 2016 года суд ереванского административного района Шенгавит признал завод банкротом.

Карен Демирчян был против строительства атомной электростанции в Армении, но прекрасно понимал, что без атомной энергии республике будет тяжко. Он дал свое согласие при условии гарантии безопасности. Это означало строительство подземной АЭС с железобетонным саркофагом. А старую АЭС планировалось закрыть. Однако в Госплане СССР посчитали такое строительство очень затратным и вопрос строительства отпал.

В 1988 году уже на закате существования СССР в Ереване началось строительство огромного сверхсовременного завода — «МАРС».

Завод был построен под крупнейший кредит. В создании завода принимали участие ведущие фирмы Европы. Такого сверхсовременного завода, полностью начиненного западным оборудованием, в СССР не было. В народе завод прозвали «завод роботов». На заводе планировалось производить около 25 гектаров печатных плат в год. Завод должен был покрывать потребности СССР в производстве оборудования для выпуска командоаппаратов. К сожалению, с 1988 года Армению, как и всю большую страну, ждали трудные времена. Завод заработал частично не на полную мощность. Генеральным директором вплоть до 2003 года был сын Карена Демирчяна — Степан Демирчян. В 2003 году завод производил электронные устройства, видеофоны, телефоны, металлические ящики.

Мегастройки (Цицернакаберд, Спортивно-концертный комплекс, Раздан, водопровод)

1960 – 1970–е годы в Армении были периодом бурного промышленного и гражданского градостроения.

В это же время произошло одно важное для армян всего мира событие –  в 1965 году исполнялось 50 лет армянского геноцида в Османской империи. В СССР (в отличии от РФ) эта тема геноцида (который начался в конце XIX века и к 1915 году вошел в свою горячую фазу) была под запретом. Только благодаря усилиям первого секретаря ЦК КП Армении — Якова Заробяна и его команды удалось уничтожить это табу. В преддверии этой трагической даты было принято решение возвести на холме Цицернакаберд ( арм. «крепость ласточки») мемориал. Он был торжественно открыт  29 ноября 1967 года. Строительство комплекса заняло примерно два года. Оперативным штабом руководил председатель Совета Министров Армянской ССР — Бадал Мурадян, но фактически ответственным за строительство был назначен секретарь Ереванского горкома КП Армении  Карен Демирчян. Работа шла в три смены. Он неоднократно присутствовал на стройплощадке, как днем, так и ночью. А 23 апреля 1975 года Демирчян обратился к народу по национальному телевидению, разъяснив официальную позицию Армении по событиям 1915 года, и осудил власти Османской империи за геноцид армянского народа.

В марте 1977 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Ереване Спортивно-концертного комплекса. Часть армянской интеллигенции выступали категорически против его строительства рядом с мемориальным комплексом «Цицернакаберд». Карен Демирчян смог убедить их, сказав следующее: «Если Цицернакаберд — место скорби, то комплекс будет символизировать наше возрождение».

Первоначально планировалось потратить шесть миллионов рублей. Но затраты вполне ожидаемо превысили эту сумму и к концу строительства в 1983 году окончательная стоимость составила 35,5 миллионов рублей. Кроме этого, за счет исполкома Ереванского горсовета и различных предприятий и строительных организаций было затрачено еще 15 миллионов рублей на благоустройство окружающей территории и другие необходимые работы.

19 мая 1971 года в Ереване  в Разданском ущелье был открыт третий по величине стадион в СССР.  Изначально советское руководство выразило свое несогласие с размером стадиона,  вместимость которого составит 70 000 – 75 000  зрителей для города с населением менее миллиона человек. Но руководство Армении снова нашло выход из сложившейся ситуации и смогло убедить в потребности данного стадиона.

Строительные работы были начаты осенью 1969 года, а завершены 29 ноября 1970 года. Ответственным за строительство был  Карен Демирчян. Именно на «Раздане» в 1978 году во время празднования 150-летия вхождения Восточной Армении в состав России собралось 100 000 граждан. Сам Карен Демирчян с большой симпатией относился к России, русской культуре и русскому народу. Он был убежденным сторонником сближения Армении и России.  

С 22 по 31 октября 1983 года в Ереване должен был проходить чемпионат мира по тяжелой атлетике. Впервые такое крупное соревнование международного масштаба планировалось провести не в столице СССР.  Правда, за две недели до начала чемпионата выяснилось, что его перенесли в Москву. Тем не менее, комплекс был открыт 31 октября 1983 года.  К сожалению, 15 февраля 1985 году произошел пожар, из-за которого комплекс был закрыт на реконструкцию до 1987 года. В настоящее время Спортивно-концертный комплекс или «Амалир» носит имя Карена Демирчяна. Здесь проходят и крупные мероприятия  международного масштаба. Так, например, в  2023 году прошел чемпионат Европы по тяжёлой атлетике, где армянские спортсмены показали блестящий результат, став чемпионами Европы.

В 1961 году в Армении началось строительство водопровода Арпа-Севан длиной в 48,2 километров, которое завершилось в 1981 году. Это было сделано для того, чтобы «спасти» озеро Севан.

Ереванская телебашня, ЕрАЗ

Армения развивалась стремительными темпами и центром этого развития была столица. В этой связи в конце 1960-х было принято решение заменить 180-метровую телевизионную башню в Ереване.

В 1974 году в Ереване началось строительство новой телебашни. Начало строительных работ почти совпали с избранием первым секретарем Коммунистической партии Армении — Карена Демирчяна. Строительные работы завершились в 1977 году. Длина башни составила 311,7 м. В настоящее время все еще действующая телебашня. По состоянию на 2023 год занимает 38-е место в мире по высоте. Таким образом, самая крупнейшая телебашня среди стран Закавказья находится в Ереване, несмотря на то, что строительство телебашни завершилось в 1977 году.

31 декабря 1964 года Совет министров Армянской ССР издал постановление № 1084 «Об организации в Ереване в строящихся корпусах завода «Автопогрузчик» завода по выпуску автомобилей – фургонов». 10 сентября 1965 года завод получил название «Ереванский автомобильный завод». В 1966 году на основе микроавтобуса РАФ-977 «Латвия» на Ереванском автомобильном заводе началась сборка фургона — ЕрАЗ-762. Легендарный фургон ЕрАЗ-762 выпускался до 1996 года. В 1987 году на Ереванском автомобильном заводе был, достигнут рекордный объем годового выпуска — 16 111 автомобилей. После распада СССР для завода ЕрАЗ наступили трудные времена, и в ноябре 2002 года решением суда был признан банкротом. В настоящее время о заводе напоминает жилой комплект «ЕрАЗ», который был построен на его месте.

Ереванский метрополитен имени Карена Демирчяна

Население Еревана в 1970 году составляло менее 800 тысяч граждан. И этого было недостаточно для строительства метрополитена. Важным критерием для строительства метрополитена в СССР являлась численность населения, которая не должна была быть ниже 1 миллиона. К тому же в Армении трудный горный ландшафт. После долгих дебатов Еревану разрешили строительство подземной скоростной трамвайной линии в 1972 году. Но строительство шло таким образом, чтобы ее можно было в дальнейшем перестроить под метрополитен. До 6 октября 1977 года было завершено строительство около 4 километров тоннелей. Демирчяну удалось убедить  ЦК КПСС и Совет  Министров СССР  в необходимости строительства метрополитена. Ведь к 1979 году население столицы Армении благодаря правильной демографической политике составляло уже более 1 миллиона граждан.

7 марта 1981 года состоялось торжественное открытие Ереванского метрополитена. В Ереван прибыли дорогие гости из соседних братских республик: Первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Гейдар Алирза оглы Алиев  и первый секретарь ЦК КП Грузинской СССР Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе. Они вместе с Кареном Серобовичем Демирчяном стали первыми пассажирами Ереванского метрополитена. 

Длина участка составляла около 8  километров и включала 4 станции: «Барекамутюн» («Дружба»),  Сараланджи (в настоящее время — «Маршал Баграмян»), «Еритасардакан» («Молодёжная»), «Сасунци Давид» («Давид Сасунский»). К концу 1988 года было построено еще 5 станций. Грамотное и качественное строительство метрополитена помогло уберечь метро и пассажиров от каких-либо серьезных повреждений во время Спитакского землетрясения 1988 года.

Генеральная схема Ереванского метрополитена предполагала строительство трёх линий, 32 станции, две из которых были пересадочными. Однако до 1996 года было построено всего 10.

После распада СССР для Ереванского метрополитена наступили трудные времена. Было построено всего лишь одна (!) наземная станция с красивым названием «Чарбах», что в переводе с персидского языка означает «четыре сада». Торжественное открытие состоялось 26 декабря 1996 года. Фактически строительство новых станции метрополитена приостановлено.

В Ереванском метрополитене изначально эксплуатировались подвижные состава произведенные на Мытищинском машиностроительном заводе (АО «Метровагонмаш») состоящие из трех вагонов. Кроме того в первые годы после открытия была пробная эксплуатация четырёхвагонных составов. Однако большинство поездок в такой составности были тестовыми.

В 1993 году в Ереванское метро прибыли два четырёхвагонных состава. Они эксплуатировались до 1995 года, после чего эксплуатировались, как и остальные составы в трёхвагонном виде. В это же время метрополитен перевозил самое большое количество пассажиров за всю историю. Ежедневно до 350 тысячи пассажиров пользовались Ереванским метрополитеном. Эксплуатировались составы, состоящие из 3  –  4 вагонов, а интервал движения поездов составлял 2,5 минут.

Это было связано с тем, что в период с 1992 – 1995 годы (темные годы) в Армении были перебои с электричеством. В том числе из-за того, что согласно постановлению № 24 от 15 января 1989 года Совета Министров Армянской ССР с 25 февраля 1989 года было приостановлена эксплуатация первого блока Армянской АЭС, а с 18 марта 1989 года второго. Кроме того после распада СССР уже не было единой энергетической сети. Страна оказалась в блокаде, нависла угроза голода. Подача природного газа и мазута в Армению фактически прекратилось. А если быть точнее, то количество, которое поступало в Армению, было недостаточно для функционирования ТЭС. С 1992 года начались веерные отключения электричества. В итоге свет в жилых домах подавалось один час в сутки.

Фактически прекратились поставки зерна и муки.  Таким образом, Армения переживала катастрофические времена.

В таких условиях городской транспорт нормально не функционировал за исключением Ереванского метрополитена. Кроме того, метрополитен был местом, где граждане могли согреться в холодный сезон года. Зима 1992 – 1993 годов была особенно холодной.  Вместе с тем метрополитен — это стратегический объект и служит также бомбоубежищем.

Платформы станций проектировались с учетом принятия составов из пяти вагонов. Однако составы состояли из 3  –  4 вагонов, а с 2001 года из двух вагонов. С 1993 года Ереванский метрополитен не получил ни одного нового состава. Однако с 2011 года началось модернизация метрополитена, а также подвижных составов. В настоящее время основная часть составов состоит из двух вагонов, но есть несколько трехвагонных составов, а между станциями «Чарбах» и «Шенгавит» ходит одновагонный поезд-челнок.

Есть небольшая надежда, что при участии российской компании «Метрогипротранс» к 2024 году возобновится строительство станции «Ачапняк». Вместе с тем, мэрия Еревана в 2022 году распространила информацию о том, что возле торгового центра «Петак» будет построена промежуточная станция метрополитена, не уточнив при этом временные рамки.

Кроме того в 2011 году был разработан проект строительства новой железнодорожной линии между станцией «Чарбах» и международным аэропортом Звартноц. Фактически это означало интеграцию железнодорожной системы Армении с Ереванским метрополитеном, как в Японии, Республике Корея и некоторых других странах. Однако, и этот проект не был реализован.

28 декабря 1999 года Ереванскому метрополитену присвоено имя Карена Демирчяна.

Развитие авиационной отрасли

Когда речь идет об Армении 1980-х годов, то сложно обойти стороной Международный аэропорт «Звартноц», выстроенный в стиле модернизма.

Он был введен в эксплуатацию в 1980 году, заменив собой старый, построенный в 1960-е годы. Армянские архитекторы во главе с выдающимся армянским архитектором Артуром Тарханяном (с его проектами можно познакомиться в музее Артура Тарханяна и армянского модернизма, который несколько лет назад открыла его дочь, архитектор Анаит Тарханян — прим. ред), в очередной раз смогли спроектировать выдающий шедевр архитектуры. Кроме международного аэропорта Звартноц из его работ особо выделяются мемориальный комплекс « Цицернакаберд», спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна (открыт в 1983 году).

В настоящее время старый аэропорт не функционирует. А благодаря усилиям общественности удалось предотвратить снос здания после введения в строй нового терминала в 2011 году.

Левон Христафорян —  еще один легендарный армянский архитектор, который вместе с Рубеном Асратян спроектировал терминал аэропорта «Эребуни» (Ереван) и новый терминал международного аэропорта «Ширак» в городе Гюмри (1982 год). Всего к 1991 году в Армении действовали 10 аэропортов МВЛ с взлетно-посадочными полосами с искусственным покрытием, а также несколько грунтовых аэродромов и посадочных площадок для легкой авиации. А общая численность самолетов Як-40 составляла 25 единиц.

Маглев и развитие железных дорог Армении

Город Абовян, который расположен примерно в 10 километрах от Еревана в советские годы был одним из центров высокотехнологичного производства Армении. Главным предприятием города являлся — Абовянский завод полупроводниковых приборов «Сириус», который был основан в 1967 году. На нем работало 8 300 человек. Вплоть до распада СССР это был очень перспективный молодой город. Население города росло ударными темпами.

Именно в Армении планировалось построить первый в СССР трассу для поездов на магнитной подушке, соединяющую Ереван и Абовян.  В 1987 году началось строительство трассы протяженностью 3,2 км. Опытный вагон — ТП-05, который вмещал не менее 18 пассажиров, мог двигаться со скоростью 250 км/ч.

После того как скоростной поезд свяжет Ереван с Абовяном, планировалось перевести туда большинство из 13 вузов, сосредоточенных в столице. Строительство трассы планировалось закончить в 1991 году. В дальнейшем планировалось протянуть трассу до Севана.  Но в декабре 1988 году произошло сильнейшее землетрясение, а в 1991 году распался СССР. И этот проект не был реализован.

Только благодаря усилиям Карена Демирчяна был реализован другой амбициозный железнодорожный проект между городами Раздан и Иджеван через Дилижан. С 1976  по 1985 годы на высоте около 1800 метров через Памбакский хребет шло строительство самого длинного железнодорожного тоннеля на территории СССР   длиной 8311 метров.  

Сюник

Карен Демирчян был не только патриотом своего народа и талантливым руководителем, но также он обладал стратегическим мышлением. Его роль в сохранении южных регионов Армении трудно переоценить. Он выступал категорически против строительства автомобильных дорог через те населенные пункты, которые в дальнейшем привели бы к потере Сюника. 

По его инициативе весной 1975 года  была разработана и утверждена программа социально-экономического развития Мегринского района. Мегри — это часть Сюника, а Сюник — это «ворота» Армении. Благодаря этой программе была приостановлена миграция армянского населения.

Программа предусматривала строительство  автомобильной дороги Мегри – Каджаран, связавшей регион с центральной Арменией. 48-километровая дорога строилась на высоте 2500 метров над уровнем моря в невероятно тяжелых геологических условиях. Как и многие проекты, дорога была досрочно открыта 2 ноября 1980 года, на пять лет раньше намеченного срока.

Отрицательные стороны правления

На протяжении всей истории человечества в каждой стране и у каждого руководителя были как положительные, так и отрицательные стороны правления. И Карен Демирчян не является исключением.

Например, стремительный рост коррупции. Он был присущ для всего умирающего СССР, который разрушался уже не один десяток лет. Демирчян хорошо понимал, что предлагаемые обстоятельства изменились, но все равно стратегией его жизни было созидание. В ходе стремительного строительства в 1970 – 1980-е годы были допущены критические ошибки, к сожалению, всесоюзные ГОСТы строительства в сейсмических районах были занижены.

В результате этого 7 декабря 1988 года погибло не менее 24 985 граждан, а по другим данным до 50 000 граждан. Это была настоящая катастрофа для армянского народа. Но ее последствия удалось ликвидировать в кратчайшие сроки. Вплоть до распада СССР в 1991 году восстановительные работы не прекращались. Сразу подключились и государственные программы, помощь со стороны благотворительных организации, меценатов Спюрка. Особенно бесценным стал вклад Шарля Азнавура.

Высокая роль в ликвидации последствий принадлежала заместителю председателя Совмина, председателю Госстроя Армянской ССР Вардкеза Арцруни, Гагика Мартиросяна, бывшим в то время заместителем председателя Госстроя, а впоследствии — первым министром строительства независимой Армении, и конечно, самого Демирчяна. Даже самые прозападные армяне глубоко и по праву уважают Демирчяна.

Уход и возвращение в большую политику, последние годы

Шла «перестройка», которая раскачивала советские устои – от идеологии, науки, культуры до экономики, Демирчян оставаться в новых условиях уже не мог. Весь  многонациональный СССР обреченно шел к своему развалу, в Армении тоже происходили многотысячные демонстрации, в которых участвовали сотни тысяч граждан. Иногда до 1 миллиона только в одном Ереване. В этой связи в марте 1988 года в Ереван были направлены войска для того чтобы «усмирить бунтовщиков». Однако, после того как Карен Демирчян сказал, что первым встанет на защиту народа и объяснил сложившуюся ситуацию, было принято иное решение «действовать так как скажет товарищ Карен Демирчян». Фактически, благодаря усилиям Карена Демирчяна, удалось избежать большой беды, кровопролития. В этом же году Карен Демирчян вынужден был уйти из политики, через несколько лет возглавив ЗАО «Армэлектромашина», сыгравшим свою важную роль в обеспечении республики автономными генераторами, что в годы постоянных перебоев электроэнергии спасала людям жизнь. 

В 1998 году Карен Демирчян все же вернулся в политику, отозвавшись на надежды армянского народа.  В том же году он основал и возглавил Народную партию Армении (НПА). Вместе с Республиканской партией Армении она сформировала политически союз, так называемый «Блок единства». На парламентских выборах 30 мая 1999 года этот альянс набрал 41,4% голосов избирателей, получив в  Национальном собрании Армении 62 места.

16 марта 1998 года впервые в истории Армении прошли внеочередные  выборы президента, в которых участвовал Карен Демирчян. Они прошли на фоне политического кризиса после досрочного ухода с должности первого президента Армении — Левона Тер-Петросяна.

В своем предвыборном обращении к народу Карен Демирчян писал, что «в обществе усиливается чувство безысходности, утрачивается вера в завтрашний день, утверждается атмосфера бездуховности, а разрушение экономики доходит до своей крайней степени». К сожалению, эти тезисы актуальны для Армении и по сей день.

30 марта прошел второй тур голосования. Согласно официальным данным за  Карена Демирчяна проголосовало 40,1% избирателей  или  618 764 граждан Армении. Явка составила 68,1%. Президентские выборы показали, что Карен Демирчян все еще пользуется широкой народной поддержкой. С июня по 27 октября 1999 года он был председателем Национального собрания Армении.

Трагедия 27 октября 1999 года

Риммы Демирчян вспоминала, что ее супруг умирал несколько раз. Впервые во время рождения: он родился таким слабым, что, казалось, не выживет. Второй раз в младенчестве от инфекционного заболевания. В третий раз в возрасте четырех лет, когда споткнулся и упал головой вниз в канаву на улице Алавердяна. Все три раза чудом спасался.

Но наступил роковой день – 27 октября 1999 год.  В тот день  группа террористов — Карен Унанян, Эдуард Григорян, Врам Галстян, Дереник Беджанян во главе с «журналистом» Наири Унаняном ворвались в Национальное собрание (парламент) Армении. Их главной целью являлись  премьер-министр — Вазген Саркисян  и председатель (спикер) Карен Демирчян. Но жертв стало намного больше. Это вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутаты Арменак Арменакян, Микаэл Котанян, Генрик Абраамян (старший брат будущего спикера Овика Абраамяна).

Считается, что последними предсмертными словами Карена Демирчяна стали:  «Ребята, вопросы так не решаются». 27 декабря 1999 года Президент Республики Армения — Роберт Кочарян подписал Указ: «За исключительные заслуги перед Родиной» Карен Серобович Демирчян был посмертно удостоен высшего звания «Национальный герой Армении».

После убийства Карена Демирчяна было много спекуляций вокруг того, кто является организатором теракта 27 октября 1999 года.  

Можно с уверенностью констатировать тот факт, что сам Карен Демирчян знал о том, что он будет убит. И, несмотря на это, он не ходил с охраной, просил знакомых держаться от него на безопасном расстоянии. В отличие от многих действующих политиков в Армении он никогда не был антироссийским политиком. Поэтому это настоящий абсурд, когда кто-то в Армении из «западной» оппозиции и действующих властей пытается винить Российскую Федерацию в его убийстве.

Его убийство носило резонансный характер, наряду с нападением на парламент Индии в 2001 году,  с убийствами Джона Кеннеди,  Махатмы Ганди, Индиры Ганди, Беназир Бхутто, Анвара Садата, Ицхака Рабина и многих других видных политиков.

Заключение

Карен Демирчян осознавал, что Армения — маленькая страна и переездами проблему занятости не решить. Он был настоящим высоконравственным армянским мужчиной, который не боялся потерять свою должность и жизнь. Если бы не смерть генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова в феврале 1984 года, то возможно, что его карьера продолжилась бы в Москве.

Карен Демирчян для большинства жителей Армении — один из лидеров народа, который умел признавать свои ошибки, а не винил оппонентов в своих неудачах. Он является отражением всего самого лучшего, что есть в армянской личности — человечный, искренний, любящий родину, уважающий институт семьи, Армянскую апостольскую церковь, которая всегда объединяла наш народ и способствовала его сохранению.

К сожалению, в истории Армении было мало таких руководителей как Карен Демирчян — сильный, решительный, умеющий отстаивать интересы народа и страны, способствовать ее экономическому, культурному развитию. За это армянский народ будет помнить его через века.

Сероб СУКИАСЯН

Источники:
Римма Демирчян — «Память», 2012;
Римма Демирчян — «Карен Демирчян. Сборник мыслей и высказываний», 2000;
Карен Демирчян — «Советская Армения», 1982;
Гамлет Мирзоян — «Советские правители Армении: От Геворга Алиханяна до Сурена Арутюняна»,  2009; (noev-kovcheg.ru)
Сурен Саркисян — «Человек эпохи», 2013;(golosarmenii.am.)
transphoto.org yermetro.am
mirmetro.net 
a1plus.am
hetq.am
politsturm. com
urbanista.am