c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Дек 10th, 2024

Паруйр Севак. Когда замирают глаза

Янв 24, 2024

Паруйр Севак
(перевод с армянского Арутюна Зулумяна)

ИЗ-ЗА ТЕБЯ

Из-за твоих, из за твоих, из-за твоих глаз
Мои глаза, мои глаза
Всю ночь, всю ночь, не закрываются
Из-за твоих, из-за твоих, из-за твоих пальцев
Мои пальцы, мои пальцы
Хотят смесить свет
Из за твоих, из-за твоих из-за твоих голых рук
На моих глазах, на моих газах возникают водопады
Из-за твоего из-за твоего смеха
Мой смех, мой смех
Ушёл в отставку
Из-за твоей, из-за твоей, из-за твоей походки
По слуху стал я пограничником
И, таким образом, — то имея, то не имея тебя
Потерял я свою гордость… победителя.

КОЛЬ УХОДИШЬ…

Коль уходишь, уходи так,
чтобы от тебя не осталось ни следа.
Коль остаёшься, то оставайся так,
Чтоб каждый угол моего сердца
Был полон тобой и радовался.
Если любишь, то люби так,
Чтобы всегда вызывать восторг,
Чтобы встречая твой взгляд,
Я забывался.
Чтобы не слышал я и шороха,
Не отличал ни дня ни ночи,
Чтобы холодной зимой было тепло
И прохладно знойным летом.
Люби меня так, чтобы я сходил с ума,
Люби меня так, чтобы я пьянел,
Люби меня так… как я тебя…

ТЫ

Ты — две буквы
Ты — простое местоимение
И всего лишь
этими двумя элементарными буквами
Ты владеешь мной в этом содержательном мире
Ты — две буквы
И я словно к весенней земле
Припадаю к твоему животворному теплу
Ты — две буквы
Чувствую счастья вкус у себя во рту
Привыкаю к отключению
И ленюсь исполнить приказ страдания

Ты — две буквы
И я бесценный
От себя отвлекаюсь
От исчезнувших героев, превратившихся в прах
И новорожденных героев
Дружу с ними.

Ты — две буквы
И когда вдруг
Ты оставишь меня и уйдёшь
Я тресну, как заброшенный дом,
Став одиноким
И тоска словно мотылёк паутину
вьёт гнездо в моем теле
Словно в дупле высохшего заброшенного древа…

Ты — две буквы
Ты простое местоимение.

КОГДА ЗАМИРАЮТ ГЛАЗА

От слова «одиночество» содрогаются стены в моей комнате.
И я понимаю, что самое слабое место у человека — его глаза.
Когда замирают глаза,
говорят: вот вот — вот кто-то придёт.
Но если это не ложь, то это доброта, которая родилась только из жалости.
Мои замирают тоже,
Но ты не придёшь — я знаю,
Ты не можешь прийти.
И стены моего дома от слова «одиночество» должны неустанно дрожать,
Воскресая во мне ту древнюю мысль,
Что крылья даны человеку,
Чтобы он ринулся вниз.
Не кувшин я, а кувшинка
Не разбиваюсь, а только сдуваюсь.
И от этого я устал,
Как устала бумага от рук моих.
Передать тебе два слова:
Которые могут меня столь же перевести,
Сколь переводит курица самолёт.
И я верю той лжи, что не потеряем друг друга.
Есть страх, который сильнее смерти.
И я боюсь, что победит жизнь,
И я останусь лишь жалким историком жизни.
И наконец, есть шаг, стоящий полёта,
И я вырываю себя из собственных мыслей,
Как вырывают здоровый коренной зуб изо рта.
Но устал я уже
И устал настолько, что не чувствую ничего,
Даже боли не ощущаю.
Ах, если бы была возможность не чувствовать,
Что глаза — самое влажное место у человека.

СНОВА НЕ ЛЮБЯТ, А ЛЮБЯТ ОПЯТЬ

Кто сказал, что не любят снова?
Снова не любят, а любят опять.
И когда ещё из муки (пока тёплой)
Ты вспоминаешь все то же тело,
Когда запах кофе напоминает её,
Когда вместо многоцветных снов
Застилает бессонница белая,
Когда звёзды своей круглой расчёской
Расчёсывают твои волосы,
А ты снова,
Привыкший к блеску в волосах своих,
Ты чувствуешь эти успокаивающие пальцы.
Когда движение чужого лица
Сходство далёкое-близкое
Словно ноги замуровывают в гипс.
А мысли прорываются так стремительно,
И твой разум так резко ломается,
словно мерцающие огни.
Железнодорожные пути кажутся сломанными,
Когда почва закисает от дождей.
И это заставляет вас чувствовать себя крепким!
Что ты одинок, словно Игрек,
И где-то ещё или рядом с тобой
Без тебя есть ещё один Х, без которого
Задачку ту не создашь и не решишь, —
Которая каждый раз тебя насаждает
Все тем же чувством молчаливым и тихим,
И ты понимаешь, что он тоже человек.
И он снова не любит, он снова любит!
Поскольку существует некая зависимость от темноты,
Вода и кровь, душа и страсть.
Потому что знак вычитания-сложения
Мы не просим решить эту задачку.
Хоть мы и ищем судьбу,
Но судьба —
рок.
Рок выбирает нас…

Так что даже любящая душа
Снова не любит, любит заново.

ДОБРОГО ПУТИ!

Если б все пути мира
вели в одну сторону, чтобы идти
И не возвращаться.
Ты не в силах слушать меня,
да и не слушай.
Иди!
Чтобы это понять самому
и, понимая, другим объяснить,
что в мире истина не исследуется,
а проживается…
Доброго пути!
В самые решительные моменты жизни
вдруг обострят слух на несколько минут,
и в путешествии мало говорят,
и очень торопятся.
Вот почему в глубине души и на кончике языка
многоточия побеждают слова,
и раздаются звучные слова:
конечно, ведь, несмотря,
и тем не менее, или именно потому
Доброго возвращения!

СРАЗУ

Говорят, что в жизни ничего не случается сразу.
Сразу ни один карпет, ни один ковёр не рвутся,
сразу не строятся крепости
и не рушатся сразу.
Сразу не идёт снег,
даже ветер дует не сразу.
Фрукты не зреют сразу, —
куда там сразу поумнеть.
Сразу парой не становятся, —
куда уж там стать тройней.
Не насыщаются сразу едой
И не чувствуют потребности в воде.
Не становится сегодня прошлым.
Не наступает завтра сегодня.
Это всё правда, конечно.
Так оно и есть.
Но если бы у меня спросили,
Что я предпочитаю?
Чего я хочу?
И о чём мечтаю?
Я бы сказал:

— Что бы ни случилось, пусть это произойдёт сразу.