c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Параллельные миры-2. Очерки сына Инженера

Окт 4, 2021

Москва, сентябрь 2021 г.

Коротаю выходные за просмотром ютуб каналов. Неизвестный армянский блогер с коротким именем бодро сыпет подзабытыми мною техническими терминами и аббревиатурами средств боевого применения и оснащения. Осведомленность в вопросах и логичность доводов подкупает, перехожу на его канал, смотрю еще пару роликов. Непонятно, насколько глубоки познания, но «по верхам» ориентируется хорошо и явно не пропагандист одной из политических сил, чисто техническая информация.

Суровая правда — Армия Армении была не готова к современной войне! Абсолютно не готова! Ни по уровню подготовки военных специалистов, ни на уровне владения современной техникой, ни по наличию той самой техники! Почему так случилось, об этом узнают наши дети из учебников истории, написанной победителями. Считается, что Азербайджан начал готовится к этой войне с 1998 года, со дня подписания Контракта Века на постройку трубопровода Баку-Джейхан, поставки нефти по которому обеспечили экономический фундамент военно-промышленного комплекса врага.

В Армении на тот момент еще можно было спасти остатки, доставшихся в наследство от СССР уникальных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Эти предприятия могли стать прочным фундаментом оборонной промышленности независимой Армении. Некоторые из них внесли свой вклад в Победу в первой войне, а производственный и кадровый потенциал были настолько высоки, что Армения могла еще в 99 году иметь свой спутник, но…

Ереван, 1940-1965 гг.

В 1940 году в Ереване заработал Ереванский машиностроительный завод, основным профилем деятельности которого был ремонт самолетов. Чтобы самолеты могли своим ходом добираться и улетать с завода, построили взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и ангары. Всю войну завод ремонтировал в основном американские истребители Аэрокобра, использовавшиеся союзниками на Ближнем Востоке, которые прилетали в Ереван через Иран. После 1945 года завод был переоборудован под производство генераторов, трансформаторов и другого электротехнического оборудования, сменив название на Армэлектрозавод, впоследствии «Армэлектромаш». А заводской аэродром стал первым ереванским гражданским аэропортом «Южный», ныне авибаза «Эребуни».

В том же 1940 году Вадим Всеволодович Алексеевский после окончания института пошел работать во ВНИИЭМ, Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Электрического Машиностроения. В 1949 году Вадима Всеволодовича переводят в Ереван, на Армэлектрозавод. После войны по программе укрепления кадров, со всей страны в Арм.ССР направлялись опытные инженеры и управленцы из авиационной и электротехнической промышленности, большей частью этнические армяне. Так в Ереван переехал и мой дед, уроженец Шуши, Самвел Оганович Егиян, всю войну проработавший авиаинженером на заводе в Новосибирске. Завод выпускал истребители Як-1, Як-3 и Як-9.

Генераторы, выпускаемые Армэлектрозаводом, обеспечивали автономное питание передвижных комплексов ПВО.

24 августа 1976 года истребитель-разведчик RF-5A Freedom Fighter ВВС Турции в ходе проведения разведки пересёк армянскую территорию, следуя на высоте 7600 метров. Пусками расчёта советского ЗРК С-125 нарушитель был сбит, обломки сбитого истребителя рухнули на турецкой территории, там же и приземлился катапультировавшийся турецкий пилот старший лейтенант Сахир Бесерен.

В 1956 году в Ереване открывается Филиал ВНИИЭМ по разработке и выпуску электротехнического оборудования, который с 1965 года известен как ВНИИКЭ – Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Комплексного Электрооборудования, директором которого становится В.В. Алексеевский. Предприятие было всесоюзным, говоря современным языком – имело федеральное подчинение.

Задачами первых научных исследований ВНИИКЭ были научно-технические работы в области малой энергетики, проектирование новых конструкций электрических машин, трансформаторов и другого сильноточного электрооборудования.

С 1965 и до развала СССР спектр разработок впечатляет:
• Асинхронные двигатели;
• Бесконтактные электродвигатели постоянного тока;
• Электрогенераторы и магнитопроводы;
• Микродвигатели и электроприводы;
• Электрооборудование для электростанций.

Сферы применения самые разнообразные – от сельского хозяйства до космоса. За четверть века сотни авторских патентов на разработки, которыми пользуются по сегодняшний день. Через Институт прошли десятки тысяч высококлассных инженеров и техников. Этот колоссальный кадровый потенциал оказался не у дел.
Сегодня на месте Института спортивный комплекс – футбольное поле и крытая спортивная арена.

Рубен Егиян