«Наша Среда online» — Многогранное творчество народного артиста СССР Хорена Абрамяна – тема необъятная. В армянском театре и кино он – безусловный классик. Сотни сыгранных ролей, десятки поставленных спектаклей. И отмечая в эти дни 95-летие со дня его рождение, приходится отбирать ключевые моменты биографии, где талант актёра и режиссёра проявился наиболее ярко.
Начало похоже на многие другие. Родился 1-го апреля 1930 года в городе, который носил тогда название Эривань. В детстве обучался игре на скрипке, у него был хороший голос и слух, школа, затем Художественно-театральный институт. Но учась на 2-м курсе он уже выступает в массовке на сцене Академического театра им. Г. Сундукяна. А в 1951 году, по окончании института, поступает в труппу театра как актёр. Шекспир был самым сильным его пристрастием, и он переиграл многих шекспировских героев. Гордился тем, что озвучивал Иннокентия Смоктуновского при переводе фильма Григория Козинцева „Гамлет” (1964 г.) на армянский язык. „Наконец я приблизился к Шекспиру, к величию его поэзии, к открытию и пониманию его бессмертия и „тайны” его современности”.
Большинству кажется, что кинокарьера Хорена Абрамяна началась с фильма Лаэрта Вагаршяна и Юрия Ерзнкяна „Песня первой любви”. Но актёр, ещё будучи студентом, впервые появился на экране в 1949 году у самого Амо Бек-Назарова в музыкальной комедии „Девушка Араратской долины”. Спустя шесть лет снялся на Ереванской киностудии в комедии „В поисках адресата”, а на киностудии „Мосфильм” у Михаила Калатозова в картине „Первый эшелон”, посвящённой первым покорителям целины. Сыграл одного из них, крутого парня Вардана из бригады „ростовских”.
А премьера фильма „Песня первой любви”, который до сих пор пользуется любовью ностальгирующих зрителей, состоялась 11 декабря 1958 года. Прекрасная музыка Арно Бабаджаняна, замечательный актёрский состав, тёплая атмосфера любимого города – всё это было близко ереванцам. И конечно же — харизматичный образ певца Арсена Варунца. Хорен Абрамян сразу стал знаменитостью.
Лаэрт Вагаршян вспоминал, что предложенный ему сценарий привлёк тем, ”что он был о Ереване и надо было делать фильм с любовью к Еревану. И фильму нужен лирический настрой”. Начались съёмки, но когда было отснято 500 метров, обнаружили брак плёнки по вине оператора. Пришлось начинать всё заново. Оператор был наказан, в помощь Вагаршяну привлекли Юрия Ерзнкяна. „Лучше бы это было сделано изначально, а не в силу обстоятельств”, — сетовал Лаэрт. Дуэту режиссёров не нравился финал картины, где по сценарию жена потерявшего жизненные ориентиры главного героя уходит в конце к влюблённому в неё архитектору. Они считали, что семью надо сохранить. Несмотря на протесты сценаристов, директор студии Мхитар Давтян согласился с мнением режиссёров.
В 1961 году Хорен Абрамян стал заслуженным артистом Армянской ССР .
А в 1967 году Лаэрт Вагаршакович стал директором „Арменфильма” и вскоре снова столкнулся с проблемой. Однажды он просмотрел отснятый материал находящейся в производстве ленты „Братья Сарояны” молодого режиссёра Эрнеста Мартиросяна в мистическом, постмодернистском стиле, и понял, что фильм, каким он был задуман, не получится. Приостановив съёмки, отстранил режиссёра и пригласил к работе Хорена Абрамяна и Аркадия Айрапетяна. В качестве художественного руководителя для них выбрал Фрунзе Довлатяна. Сценарий Гургена Боряна не понравился новой съёмочной группе, но хотя сроки поджимали и надо было спешить, они решили не доснимать фильм, а начать с начала. Хорену тема была хорошо знакома, на родной сцене в его постановке шла пьеса Гургена Боряна „Под одной крышей”, ставшая основой сценария. Фрунзе с Хореном в короткие сроки основательно переписали фабулу и работа закипела.
По фильму у Хорена отрицательная роль. Но красота, стать и обаяние актёра как бы борются с негативными чертами его образа, смягчают их.
Не забыл он и свои вокальные способности. В сцене свидания братьев в тюремной камере откуда-то звучит красивая песня. Её при озвучке фильма пел Хорен. Он говорил, что роль Геворка ему дорога, „потому что во время съёмок меня не оставляло ощущение, что я как бы заново проживаю путь, пройденный моим народом”. А Лаэрт Вагаршян считал фильм „Братья Сарояны” одной из лучших работ киностудии „Арменфильм”.
В 1969 году Хорен Абрамян стал народным артистом Армянской ССР.
“Братья Сарояны”в 1970-м году были представлены на 4-ом Всесоюзном кинофестивале в Минске, где Хорен был удостоен премии “за лучшее исполнение роли”. В том же году ему была присуждена Государственная премия Армянской ССР.
Творческое содружество Абрамян-Довлатян продолжилось спустя три года, но уже в другом формате. Режиссёр Довлатян пригласил актёра Абрамяна на главную роль в новом фильме „Хроника ереванских дней”.
„Моим пожеланием было в своём фильме показать качественные изменения – умственные и духовные, происшедшие в современном человеке” – писал режиссёр. Архивариус Армен Абрамян является как бы связующим звеном между прошлым и настоящим, (сходство фамилий предполагает думать, что сценарий писался под актёра). Он искренне переживает за каждого, кто обращается к нему за помощью. Для него архивные документы не просто бумаги, а судьбы конкретных людей.
Главный герой в исполнении Хорена сочетает в себе множество пластов, смыслов. Порой он наивен, как ребёнок, порой мудр, как старейшина древнего армянского рода. Архив – не только его работа, но и его жизнь, напоминающая стремительный бег к финишу. И в финале он сгорает на своём поприще и вместе с ним.
Хорен Абрамян создавал разные образы. При всей многоликости его героев он придерживался одного принципа: „В каждом моём герое – будь ты Мкртыч, лейтенанты милиции, Наапет … – в той или иной степени выражены мой характер, моё „я”, мои мысли и чаяния”. Вспомним его колоритного Павле из фильма „Мы и наши горы”, основательного, кряжистого Ростома из „Хозяина”, балагура Сисакяна из „Живите долго”, трогательного, заботливого Арташеса Гургеновича из „Вознесения”, другие большие и эпизодические роли.
Приступая в 1976 году к съёмках фильма „Рождение”, Фрунзе Довлатян долго не мог определиться с кандидатом на роль Александра Мясникяна, делал пробы. Колебался между Арменом Джигарханяном и Хореном Абрамяном. Оба внешне не были похожи на своего прототипа. Но Хорен в тот период уже играл роль Мясникяна в пьесе Зарзанда Даряна „Председатель республики” на сцене Театра им. Г. Сундукяна. И выбор был сделан.
«Мне хотелось создать образ Мясникяна в динамике, в развитии,– рассказывал Хорен. – Создать образ человека мыслящего, заботливого, страдающего и борющегося за народное счастье, человека из народа, преданного народному делу, отстаивающего интересы народа. Естественно, я не забыл и о внешнем сходстве с моим героем. Я пытался ходить, как он ходил, найти характерные его движения. Вскоре я так сильно полюбил его, что жил его образом, старался мало выступать в других ролях, чтобы не нарушить работу над совершенством образа. Словом, я целиком был под властью моего, сначала сценического, а затем кинематографического героя”.
В 1977 году на Всесоюзном кинофестивале в Риге Хорен Абрамян был снова отмечен премией „за лучшую мужскую роль”.
Но не забудем, что он был и незаурядным театральным режиссёром. В 1985 году возглавил Ленинаканский драматический театр им. А. Мравяна. А спустя три года, вернулся в Ереван и стал художественным руководителем родного театра.
В 1988—1996 годах являлся председателем правления Союза театральных деятелей Армении. В 2000 году был удостоен ордена Святого Месропа Маштоца и звания Почётный гражданин Еревана.
В одном из интервью он говорил: „Я убеждён, что из искусств самое трудное — театральное, а из профессий – актёрское. Оно не терпит слабых и трусливых людей, требует трудолюбия, упорства, терпения. Актёрское искусство – доброе искусство, оно призвано сказать людям правду жизни и нести людям радость”.
Как-то Хорен Абрамян назвал себя „отчаянно влюблённым в эту жизнь и в это великое действо, имя которому – Ереван”. Он считал, что „и театр, и кино настоятельно требуют работы, если хочешь достичь успеха. Как в театре, так и в кино нужен глубокий профессионализм, доскональное знание своего дела”. И всю жизнь следовал этим принципам.
„ЭФИР”, № 17, 17. 04. 2025 г.