• Чт. Ноя 21st, 2024

Ольга Скрипачёва: «Клоуны — это те, кто объединяет. Я это точно знаю!»

Ноя 6, 2023

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online» — Ольга Скрипачева — неунывающая клоунесса, как она себя называет энергичная жизнелюбка, владеющая многочисленными клоунскими навыками: жонглированием, акробатикой, умеет играть на многочисленных музыкальных инструментах, обладает также вокальными способностями, артистка театра и кино, сыгравшая во многих спектаклях и фильмах, будь то «Винни Пух» или «Вестсайдская история» и.т. Трудно не влюбиться в нее, увидев ее на сцене. Не пренебрегая возможностью, она обучалась у многих творчески одаренных учителей, таких как Слава Полунин и Давид Ларибле. Представляем вам эту нестандартную особу. Итак, антре!

— Несмотря на то, что Вы так молоды, уже многое успели сделать в своей области, как бы Вы себя назвали?

— Отчаянная жизнелюбка! Я, напротив, считаю, что я сделала немного. Часто ругаю себя за лень и медлительность. Если оглянуться назад, то кажется, что было очень много: успехи, конкурсы, поездки, награды. Но по сей день продолжался поиск своего места, своего истинного призвания, раскрытия потенциала.

— В каком городе Вы родились?

— Родилась в городе Красноярске — столице Восточной Сибири. Говорят, что сибиряки отличаются сильным характером и в то же время доброй душой. Я часто вспоминаю родные края. Ощущаю связь с корнями. Очень люблю Красноярские Столбы — заповедник, некоторые скалы которого, видны из окна родительского дома.

— Чем Вы увлекались в детстве?

— В детстве я ходила в детский сад, занималась в кружке «Громкое слово», которое вела моя мама — методист детского сада. Мы читали стихи. Моя мама знала очень много стихов и я тоже быстро учила и любила рассказывать. Там же, в детском саду, начались занятия музыкой. Первым произведением, которое я исполнила было «К Элизе» Бетховена. С этого момента было решено отдать меня «в музыку». Родители купили фортепьяно и я начала учиться играть. Это было основным моим занятием, которое вскоре переросло в серьезную учебу, в музыкальной школе я входила в группу детей, которых каждый год готовили к выступлениям на городских и краевых конкурсах молодых пианистов.
Был момент, когда я очень хотела танцевать. Но по природе была довольно стеснительная, не могла за себя постоять. В нашей семье было не принято спорить. Чаще, уступали, если возникал какой-то конфликт. Помню случай, когда меня поставили в первый ряд на танцах, чтобы остальные на меня ориентировались. Я хорошо чувствовала музыку и ритм и четко выполняла движения. Но перед важным выступлением одноклассницы задвинули меня во второй ряд, — им хотелось быть первыми. Танец развалился. А напугали меня — мол, как же так! Почему не постояла за себя!? Тебя же учитель сюда поставил.
Таких ситуаций было много. Многие сверстники меня считали «немодной, несовременной».
Занималась и рисованием, даже баскетболом. Но все эти увлечения нужно было оставить, потому что занятия музыкой требовали полного включения и длительных занятий на инструменте.

— Каким было влияние Ваших родителей при выборе своей профессии?

— Мои родители явно хотели, чтобы в семье со звучной фамилией появился человек, который эту фамилию прославит! Они надеялись, что я буду музыкантом. Надо сказать, что моя музыкальность мне служит, — я сама подбираю музыку к своим номерам. Чувствую ритмы сцены. Плюс это очень сильное развитие мозга. Думаю, поэтому мне легко находить парадоксы в обыденности.
Я закончила музыкальную школу и музыкальное училище, но попав в мим-театр влюбилась в клоунаду и «поменяла веру». Музыка до сих пор для меня важна, но клоунада — это то, без чего я не могу жить. Со временем клоунады стало существенно больше — меня стали называть клоунессой, узнавать благодаря именно этой части моего творчества.

— Вы учились во многих профессиональных учреждениях. Перечислите, каких?

— Музыкальная школа- фортепиано, Красноярское Училище Искусств — фортепиано, а затем хоровое дирижирование, Санкт-Петербургская театральная академия — артист музыкального театра.
Школа современного актера — это студия современного актера, при мим-театра «За Двумя Зайцами» -первое профессиональное театральное образование в Красноярске. Два года обучалась пантомиме, сценическому движению, речи, актёрскому мастерству. Здесь впервые я вышла на сцену в составе театра и выбрала дальнейший путь. Были еще частные мастер-классы, студии, курсы в Петербурге. Учась в Театральной Академии я занималась еще и в студии клоунады «Театр Решений», в школе актёрского мастерства «Легкие люди».

— Вы обучались у многих известных клоунов. Перечислите их имена.

— Дело в том, что клоунада редкий жанр. Мастерство передается от мастера к ученику. И у меня было много учителей. Самые важные для меня — это Зайцева И. В. и Зайцев В.Н. — они дали основу: технику пантомимы, умение придумывать и самостоятельно репетировать номера. Далее — Павел Михайлов-Заворатинский: шутка, гэг — понятие, что клоун должен быть смешным, а уже потом лиричным, философом и т. д. Слава Полунин — масштаб, создание атмосферы, умение работать с публикой на праздниках, создание образа «Зеленого клоуна» в «снежном шоу». Я прошла практически все мастер-классы, которые были по клоунаде — Натальи Фиссон, Анвара Либабова, Давида Шайнера, Давида Ларибля, Жанго Эдвардса, Антона Адасинского и других. У каждого клоуна свой взгляд на жанр. Поэтому здесь важен личный контакт с мастером.

— Кого из них Вы считаете самым сильным?

— С Давидом Лариблем я занималась наиболее часто из зарубежных мастеров. Нравилась его эмоциональность, отношения с публикой, номера и обаяние. С ним мы пробовали делать цирковой репертуар.

— У Вас много наград. Или Вы так не считаете?

— Награды… Я привыкла, что мне все доставалось довольно легко. До рождения детей моя жизнь и вовсе больше напоминала развлечение. Делаешь то, что нравится, еще и награды получаешь — красота! Конкурсы в детстве довались непросто: волнение, разочарования, сравнения. Но и научили меня многому — собранности, умению проявить волю. Я не из тех, кто страдает синдромом отличника. Отличницей я могла быть лишь потому, что очень хотела заниматься театром — таков был наш уговор с родителями: когда я училась в училище, я должна была учиться на 4-5 чтобы не запускать учебу, бегая в театр. Впрочем, у меня есть любимые, значимые для меня награды. Чаще всего они за «Лучшее актёрское мастерство». Признание коллег очень важно для меня. Но я не тщеславна.

— Перечислите Ваши навыки?

— Это смешной для меня вопрос. Например, у меня есть навык в полной темноте наливать молоко в бутылочку ребенка и на слух определять сколько я налила — половину или полную. Как вам такой навык? На мой взгляд навыки в быту — это важная часть жизни. У меня есть навыки самой себе организовать выступления, провести переговоры, дать рекламу, продать билеты, самостоятельно отрепетировать, сыграть спектакль. Если мы говорим о навыках жонглирования, баланса, вокала и так далее, то это малая часть творчества. Лучше приходите ко мне на спектакль и сложите свое мнение о моих умениях. Так будет честнее.
Я готовлю сейчас три новых спектакля — для детей, для взрослых и для улицы. Для всех этих работ нужны разные навыки. Основа которых — коммуникация.
Часто говорят, что клоуны в жизни грустные люди. Мне кажется, что все индивидуально, поскольку, есть такой момент: что клоунское выступление очень энергозатратно. Часто, отдав все силы и эмоции на сцене — не остаётся сил на веселье и нужно время, чтобы восстановить баланс. Но я очень люблю друзей, компании, все меня знают, как душу компании. Люблю, когда люди общаются, смеются, обнимаются! Если можно еще и потанцевать, попеть — вообще прекрасно!

— Моноспектакль «Скрипа» это одна из Ваших важных постановок?

— Спектакль «Скрипа» — это собрание моих лучших номеров, собранных в единую историю с нотками ностальгии по прошлому. В нем есть, над чем посмеяться, а, может быть, и погрустить. Скрипа — это мой персонаж, она в чем-то очень похожа на меня, в чем-то на мою маму, а кто-то узнает в ней себя! За строгой и немного неприветливой маской скрывается ранимая душа, которая после многих жизненных перипетий заново учится улыбаться, доверять, любить. Для меня это очень важный спектакль, потому что каждый номер был придуман в разные периоды моей жизни, и они отчасти являются автобиографичными. Я участвовала в легендарном спектакле «Снежное шоу» Славы Полунина. Там я исполняла роль Зеленого клоуна. С этим шоу я побывала на гастролях по столицам регионов России, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Колумбии и дважды бывала на Желтой Мельнице — творческой резиденции Славы.
Цирковые представления завораживают и восхищают меня до сих пор. Я выступала в цирке на Фонтанке, в Санкт-Петербурге, в Саратове, пробовала себя в качестве коверного клоуна, выступала в цирковых спектаклях.

— Кроме спектаклей Вы играли в кинофильмах, не так ли?

— Кино — волшебная страна! Очень люблю этот вид искусства! Я снималась в студенческих работах, а так же у профессиональных кинорежиссеров. Наиболее выдающую роль я считаю роль Желтой клоунессы в х/ф «Клад», Реж. Ирина Волкова. Этот фильм был показан в кинотеатрах и является участником и призером различных кинофестивалей.
Еще был замечательный фильм со мной в главной роли «Мой друг Пьеро», Реж. Лиза Полянская. История пары клоунов, молодых уличных артистов, которые иногда живут впроголодь, но которые каждый день совершают маленькое чудо — выходят на улицу и дарят праздник тем, кто в нем особенно нуждается. Замечательный, добрый и лиричный фильм. Снимали в Нижнем Новгороде.

— На каких инструментах Вы умеете играть?

— Чтобы уметь играть — нужно играть. Сейчас я практически не играю на инструментах, за исключением моих звезд — резиновых Хрюшек, которые уже восемь лет радуют публику в номере «Классика у микропора». У меня есть свой инструмент — фортепиано, который находится в театре «Зазеркалье». Если заняться этим вопросом, то смогу сыграть и на фортепиано, и на мелодике, хочу научиться играть на пиле, пробовала играть на скрипке — до сих пор мечтаю научиться играть, этот инструмент очень символичный для меня. На блок-флейте смогу что-то простое играть. Мне все нравится, все интересно. Но времени сейчас на музыку не хватает. Если для проекта нужно будет — тогда буду целенаправленно заниматься. Пою в академической и эстрадной манере. Я довольно быстро обучаюсь. Знать бы — для чего мне это?

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Я готовлю премьеру спектакля для взрослых. Премьера будет приурочена к Международному женскому дню, потому как спектакль будет вновь посвящен тонкости и многообразию женской натуры. Это будет комедия, соло — все как я люблю, но формат спектакля будет очень необычный — я буду играть двенадцать разных образов, мгновенно перевоплощаясь, меняя внешность и характеры персонажей как когда-то делал метр эстрады — Аркадий Райкин, но при этом, без слов. Я очень вдохновлена этой идеей — уже шью костюм и репетирую эпизоды.
Так же уже давно я хочу выпустить спектакль для детей — персонаж готов, вопрос стоит за костюмом и декорациями. И к летнему сезону зреет уличный спектакль, который, я надеюсь, будет новой ступенькой в моей клоунской карьере, потому что это вызов самой себе. Это очень щекочет мою творческую жилку — работать на улице могут самые прокачанные артисты, которые умеют увлекать своей игрой, невероятно держать внимание зрителей и чувствовать малейшие тонкости настроения публики. Это еще одно мое новое увлечение.
Все спектакли и проекты я делаю за счет своих личных средств. Если бы в этом вопросе у меня были бы помощники — дела бы двигались быстрее. Я всегда открыта для сотрудничества и ищу спонсоров и инвесторов. Идеи для воплощения есть! И они все направлены на созидание, на создание дружественных отношений между людьми. Клоуны — это те, кто объединяют! Я это точно знаю!

— Ваши дальнейшие планы?

— У меня трое детей. Планирую растить их и быть для для них хорошей мамой и, по — возможности, делать то, что я люблю — дарить улыбки, радость, свою любовь. Я бы хотела больше ездить на гастроли — люблю совмещать путешествия и выступления. Больше всего меня манят крупнейшие карнавалы мира — мечтаю побывать в Китае, Бразилии и Италии.

— О чем Вы мечтаете?

— Я поделюсь секретом: на моем спектакле «Скрипа», в самом конце, мы вместе со всем залом загадываем желание. Но мы загадываем его молча, про себя — каждый думает о чем-то своем, о важном. Создается невероятно трогательная, чувственная, уязвимая атмосфера. Когда я загадываю желание — на глазах наворачиваются слезы, как и сейчас, когда думаю об этом. Моя мечта объединяет людей во всем мире, мечта, которая реет в воздухе. Это мечта о мире. И я мечтаю, чтобы желания, загаданные от чистого сердца, исполнились.

Арутюн Зулумян