КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — Армяне почему-то ничего не пишут о том, что Такер Карлсон посетил в Большом театре балет «Спартак» на великую музыку Арама Ильича.
Я тут вспомнила рассказ российского журналиста, режиссера, сценариста, президента Медиаконгресса журналистов Европы и Азии, секретаря Союза журналистов России Ашота Джазояна о его дяде Народном художнике СССР Николае Никогосяне.
Шли, значит, Хачатурян, Григорович, Никогосян и Ко отмечать премьеру балета «Спартак»: его Юрий Николаевич поставил в Большом театре в 1968 году. Арам Ильич дал Николаю Никогосяну сумки как самому молодому. Cамому скульптору в ту пору было около 40 лет.
Коля видит, позади какой-то тихий очкарик идет. Он ему и отдал половину. Потом этот очкарик сел за стол рядом с Николаем. Долго говорили, хвалили балетмейстера и композитора. Потом Арам Ильич встает и говорит:
«А сейчас я хочу услышать мнение о спектакле моего друга Дмитрия Шостаковича».
Очкарик встал, а Никогосян чуть со стыда не сгорел. Надо сказать, что Шостакович после своей 7-ой Ленинградской симфонии был легендой. А в те годы, когда он так познакомился с Никогосяном, он занимал пост секретаря Правления Союза композиторов СССР. Среди его учеников в Московской и Ленинградской консерватории были и армяне — Александр Мнацаканян, Карен Хачатурян.
Потом, когда с хозяином прощались, «провинившийся» хотел пораньше встать, чтобы попрощаться с Дмитрием Дмитриевичем, смотрит, а тот уже его пальто снял и ждет его. Тогда Никогосян сказал: «Вы извините меня, я не узнал вас. Я очень хочу сделать ваш портрет». На что Шостакович ответил: «Да что вы. Мы поровну несли эти сумки».
А вот как какая информация хранится на сайте Большого театра.
В 1950-х годах постановочные репетиции нового балета велись одновременно в Москве и Ленинграде. В Большом «Спартака» готовил к постановке Игорь Моисеев, в театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) – Леонид Якобсон. Ленинградская премьера – она состоялась 27 декабря 1956 года – опередила московскую почти на два года. Московский спектакль был выпущен 11 марта 1958-го. Партию Эгины на премьере танцевала Майя Плисецкая, Гармодия — Николай Фадеечев. Версия Моисеева прошла всего шесть раз за один сезон и навсегда исчезла со сцены.
В 1962 году свой спектакль в Большой театр перенес Якобсон, пересмотрев и расширив ленинградскую редакцию. Оба первых обращения театра к «Спартаку» оказались лишь подступом к тому грандиозному успеху, который выпал на долю постановки Юрия Григоровича. Премьера известного всему миру балета «Спартак», ставшего визитной карточкой Большого театра, состоялась 9 апреля 1968 года.