«Наша Среда online» — Есть семьи, по которым можно изучать историю народа. К одной из таких относится и сочинская семья Варткеза Айковича и Кнарик Атамовны Кочикян. Профессиональные рестораторы, получившие профильное образование в одном из лучших российских учебных заведений – московском институте Народного хозяйства им. Плеханова, Кочикяны всю свою сознательную жизнь отдали любимому делу. Вот и ресторан «Урарту», созданный ими в Сочи, имеет свои отличительные особенности. Сформировавшаяся обстановка, национальный колорит и уровень приема гостей давно вывели «Урарту» в разряд заведений, которые можно отнести к просветительскому национально-культурному центру. Здесь можно не только отведать великолепно приготовленные блюда армянской и кавказской кухни, но и поговорить о мировой истории и религии, ознакомиться с экспонатами армянского зодчества. Впечатляющее панно, созданное под непосредственным руководством Варткеза Айковича, расскажет посетителю о культовых сооружениях Армении и знаковых событиях из жизни армян, отраженных в народном творчестве. Один из неповторимых национальных символов — Хачкар, расположенный во дворе заведения, изготовлен армянскими мастерами со всеми требованиями, включающими тайну культовой асимметрии.
Не может культура народа оставить кого-либо равнодушным. Вот и приезжают в «Урарту» люди из различных уголков Планеты, среди которых видные государственные и общественные деятели, деятели культуры и искусства.
Стены «Урарту» слышали много историй о жизни армян, в которых печальные страницы сменялись позитивными. И вполне естественно, что в этих беседах ссылаются на труды армянских историков Егише, Хоренаци, Бюзанда, Лео, математика-космолога А.Ширакаци, задолго до Коперника заявившего, что Земля круглая. Ознакомились бы «цивилизованные» европейцы с аргументами нашего Ширакаци, жившего в VII веке, не сожгли бы они Джордано Бруно уже в XVII веке. Где, как не в «Урарту», можно услышать историю о римском консуле Крассе, подавившем восстание Спартака, но потерпевшем поражение от войск стратега Сурена — ставленника царя Великой Армении Артавазда. Сказ об Аварайрской битве 451 г. ведает слушателям о легендарном армянском полководце Вартане Мамиконяне, восставшем против попыток насильственного насаждения зороастризма, что позволило отстоять христианские устои, привитые народу в 301 году святыми Григорием Просветителем (Лусаворичем) и царем Трдатом III Великим. В стенах «Урарту» не раз звучали знаменитые амшенские Мни (народные частушки), песни великих Комитаса, Саят-Новы, Дж. Гаспаряна и др. В дискуссиях о литературе с особым интересом обсуждаются труды Абовяна, Нарекаци, О.Туманяна, О.Шираза, П. Севака, В.Сарояна и др.
Однако самым сокровенным в семье Кочикянов является светлая память предков, память народа, переданная им из уст в уста от старшего поколения к младшему. История семьи Кочикян отражает судьбу всего многострадального армянского народа, однако, она имеет и свои отличительные особенности, присущие армянам древнего Амшена. Рассказ об истории своего рода Варткез Айкович начинает с прадеда — Карапета Кочикяна, родившегося в 1840 году в селе Изакса, что в 7 километрах от Трабзона. Армяне всегда отличались трудолюбием и огромной тягой к знаниям. Если образование, считавшееся в условиях многовековой нестабильности самой твердой валютой, не могли по каким-то причинам получить родители, армяне традиционно прикладывали усилия, чтобы эти знания получили их дети. Вот и родители Карапета, потомственные крестьяне, сумели дать образование своему сыну, и Карапет получил возможность посвятить себя любимому делу – обучению детишек в армянской школе Трабзона. Под его руководством буквы великого Маштоца, созданные им в 405 году в соответствии с «Божественным откровением», осваивали и взрослые, и дети. О педагогическом таланте Карапета ходили легенды и многие армяне стремились отдать на обучение своих детей именно к нему.
В 1868 году в семье Карапета появилось пополнение — родился сын, которого назвали Петросом. Мальчик рос достаточно смышленым и самостоятельным. К двадцати годам, имея за плечами, считавшийся в тот период престижным аттестат шестилетней школы, он объявил родителям, что намеревается выехать на заработки в христианскую Россию. Будучи разносторонне развитым человеком, легко изъяснявшимся на армянском, турецком, русском, греческом языках, Петрос, как и множество его армянских сверстников, освоил несколько специальностей, которые пригодились ему вдалеке от дома. В Крыму он работал на местном винзаводе, изготавливая вино, слава о котором распространилась далеко за пределы полуострова. Проработав после этого какое-то время в России, Петрос по настоянию отца вернулся домой и обзавелся семьей.
В середине 60-ых годов XIX столетия по приказу царя Александра III Турцию посетил агроном и чиновник наместничества в Тифлисе И.С. Хатисов, имевший целью убедить тамошних армян выехать на жительство в российское Причерноморье и заняться возделыванием сельскохозяйственных культур, в особенности табака, имевшего стратегическое значение. Ввиду военных действий с Турцией, российские власти не могли позволить себе оставаться в зависимости от вражеского государства в поставках важного сырья. Прибывавшим в Россию армянам сразу выдавалась царская ссуда и дозволялось арендовать у местных помещиков земли для возделывания табака и иных сельскохозяйственных культур. Вначале планировалось культивировать табаководство в районе Новороссийска и Геленджика, однако, климат в этом месте оказался неподходящим для возделывания культуры и многие армяне-переселенцы вынуждены были переместиться на юг в Сочи и Абхазию. Царское правительство не ошиблось в своем выборе: армяне, прибывшие в Россию, были искуснейшими табаководами, и уже через двадцать лет страна не только покрыла свои потребности в табаке, но и стала экспортировать сырье в европейские государства, пополняя государственную казну твердой валютой. А немногочисленное местное население, проживавшее на этих территориях, получило возможность обучиться делу у армянских мастеров.
Видевший бесконечные притеснения христиан со стороны властей, Петрос также принял решение выехать на жительство в Россию. В 1909 году он договорился с владельцем парусника и тот согласился вывезти его с семьей в Батуми. В то время армяне, преследуемые невежественными соседями, стали массово выезжать из родных мест, поэтому перевозками армянских семей помышляли многие судовладельцы. Будучи уже на подступах к Батуми, как это часто бывало, нарушив уговор, судовладелец многократно увеличил цену, угрожая в противном случае расправиться с пассажирами. Петрос был не из робкого десятка, поэтому сумел приструнить разбойника и заставить его пришвартоваться у берегов Батуми. Несмотря на нарушение договора со стороны судовладельца, Петрос рассчитался с последним согласно предварительной договоренности и сошел вместе с семьей на незнакомый берег. Ввиду финансовых затруднений семья лишь к 1913 году смогла добраться до Сочи и обосновалась на землях нынешнего села Барановка. У местных помещиков Барановых, в честь которых впоследствии назвали селение, была арендована земля, на которой длительное время выращивались табак, кукуруза, овощи и фрукты.
Становление. Каким оно может быть трудным, знают лишь те, кто сам прошел этот путь. Приходилось трудиться с утроенной силой, помогая и семьям армян, бежавших от ужасов Геноцида. Среди прибывающих были гражданские люди, героически оборонявшие город Ван и селения Ванского вилайета от брошенных против них регулярных сил противника. Беженцы со слезами на глазах рассказывали о героях Муса-Дага, 53 дня героически удерживавших позиции от натиска озверевшего врага. Из уст в уста передавалась весть о судьбоносной Сардарапатской битве, где войска генерала Мовсеса Силикова в 1918 году сумели одолеть многократно превосходящие силы противника и, тем самым, предотвратить полное уничтожение армянского народа.
Судьба армянская — «из огня в полымя». В 1917 году в России произошла революция, наступили лихие времена, которые оставили неизгладимый след в семейной памяти Кочикянов. Сочи переходил из рук в руки, о спокойной жизни пришлось надолго забыть. В 1919 году в город вошли казачьи формирования под командованием Шкуро. Так как времена были смутные, многие жители побережья в целях безопасности носили с собой оружие. В один из злополучных дней, когда Петрос вышел на сельскохозяйственные работы, к полю подъехали бойцы отряда Шкуро, которых Петрос принял за разбойников и выхватил пистолет. Увидевшие вооруженного человека, бойцы приготовились к атаке; лишь чудом Петросу удалось усыпить их бдительность и бежать под градом пуль. Не родись Петрос под «счастливой звездой», не видать ему появившегося в том же году второго сына Варткеза. Судьба и далее благоволила ему — в продолжавшееся лихолетье у него родилось еще три сына, один из которых впоследствии умер от характерных болезней, косивших людей в заболоченной слабо освоенной прибрежной местности.
Армяне традиционно славятся своей любовью не только к историческому Отечеству, но и к стране, давшей приют. Много сынов армянского народа ушло на фронт в годы Великой Отечественной войны, много полегло на поле брани. О героизме армянских воинов ходили легенды. Кто не слышал фамилий героев генерала В.Г.Мадатова (Р.Г.Мадатян), маршалов О.Х.Баграмяна, А.Бабаджаняна и С.Худякова (А.Ханферянц), адмиралов флота И. Исакова (Ованес Исаакян), Л.Серебрякова (К. М. Арцатагорцян), солдата Унана Аветисяна, повторившего под Новороссийском подвиг Александра Матросова и др.? Как же иначе? Проживая с древних времен в местах столкновения интересов мировых держав, армяне на протяжении всей своей исторической памяти воевали с захватчиками. Многие соседние государства и народы исчезли с этнополитической карты мира, а армяне остались, и продолжают творить и созидать уже по всему миру. Это ли не историческая победа народа?
Не обошла Великая Отечественная война и семью Кочикян. В начале войны, подстегиваемый ненавистью к врагу, осмелившемуся поднять руку на ставшее родным Отечество, добровольцем ушел на фронт Варткез. В последнем письме с фронта Варткез очень переживал, что врага могут добить раньше, и он не успеет внести свой вклад в дело разгрома ненавистных захватчиков. Вскоре после этого пришла «похоронка», известившая родных, что Варткез геройски погиб, сражаясь с врагом в боях под Киевом. Вечная память Герою!
Другой сын Петроса Айк, после окончания школы в 1930 году поступил на курсы бухгалтеров и его жизнь на долгие годы оказалась связанной со счетоводством. К 1939 году он уже был главным бухгалтером передового колхоза, славился как известный специалист своего дела. Как и многих других, не обошли репрессии и Айка. В 1939 году на него был сфабрикован донос, он подвергся аресту. Так как обвинения в его адрес даже по тем строгим меркам считались незначительными, а он был незаменимым специалистом — кроме него никто не мог выполнить необходимую работу, Айка дважды в 1939 и 1940 годах привозили из тюрьмы в родной колхоз для составления годового баланса предприятия. Великая Отечественная война застала Айка в тюрьме адыгейской столицы. Многие узники, как и Айк, просились на фронт, однако, их по известным причинам в зоны боевых действий не направляли. И лишь после того, как немцы стали бомбить Майкоп, заключенных вывезли в Астрахань, а оттуда в экстренном порядке они были направлены в качестве батальона смертников в Сталинград. В составе армии легендарного Рокоссовского Айк воевал на знаменитой Курской дуге, освобождал Кенигсберг. За проявленный героизм был награжден орденами и медалями. Будучи уже реабилитированным, воевал за Берлин. Войну закончил далеко за немецкой столицей в армии генерала Баграмяна, стоявшей против вооруженных «до зубов» формирований хваленного фашистского генерала Венка. Вернулся Айк домой в 1946 году в звании сержанта с множеством боевых наград на груди, среди которых особо выделялся орден «Красной Звезды».
Сразу по возвращении, Айка вызвали на беседу в НКВД, извинились за ошибку, допущенную перед войной, что было редчайшим явлением для тех времен. Оперативные работники сообщили, что в ходе длительных разбирательств было установлено, что Айка оклеветали, никаких претензий к нему нет, он может и далее работать во благо Отечества. Были ли обиды? Нет, герой-фронтовик не мог опуститься до уровня обид. Любовь к Родине, со слов Айка, перекрыла все. Да и не было времени на обиды, надо было поднимать страну после разрушительного военного лихолетья. Родина нуждалась в квалифицированных специалистах и Айк, как заслуживающий особого доверия человек, был назначен на ответственную должность инспектора по группе сочинских колхозов (аналог нынешней Счетной палаты). За короткий промежуток времени он полностью восстановил систему учета сельхозпредприятий, пришедшую в упадок за годы войны. Проработав два года инспектором, Айк вернулся на должность главного бухгалтера родного колхоза.
К 1957 году дали знать полученные в застенках и на войне проблемы со здоровьем и он попросился на более спокойную работу – бухгалтером расчетного отдела своего предприятия, на которой проработал до 1972 года. Уйдя на пенсию, старый воин не мог оставаться в стороне от дел. В составе совета ветеранов он принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи, а также внештатной работе партийных и хозяйственных органов. В 2001 году он умер в кругу семьи, трех сыновей и дочки, и был с почестями похоронен на одном из сочинских кладбищ. Спи спокойно, Солдат!
Достойные дети достойных родителей. Что еще может так радовать отца? Сын Айка Варткез в 1964 году, окончив сочинскую школу № 42, поступил на подготовительные курсы филиала Краснодарского политехнического института в г. Сочи, затем перевелся на общетехнический факультет этого ВУЗа. В период обучения встретил свою вторую половину Кнарик Атамовну, в 1971 году у них родилась дочь Гаянэ, а в 1975 — сын Петрос. Как было принято, после трех лет обучения в сочинском филиале политехнического института, студенты распределялись в ВУЗы Краснодара, Новочеркасска и Москвы. Успешные студенты Варткез и Кнарик были направлены в престижный московский ВУЗ – институт народного хозяйства имени Плеханова. Для обучения в этом ВУЗе пришлось за короткий период времени дополнительно освоить и сдать 15 предметов, лишь после чего их зачислили на факультет «технология и организация общественного питания».
В те годы многие жили трудно, поэтому молодой семье приходилось искать возможность получения какого-либо заработка помимо стипендии. Варткез выкраивал время и подрабатывал поваром в организациях общественного питания Москвы. Заприметив молодого повара, умевшего готовить диковинные для того времени кавказские блюда, руководители предприятий неохотно расставались с ним, так как успевшие привыкнуть к его блюдам гурманы требовали от рестораторов именно «тех» полюбившиеся блюд.
Закончив в 1975 году институт, молодая семья вернулась в Сочи, работали по специальности в известных заведениях общепита. Передовик производства Кнарик Атамовна вплоть до начала перестройки была технологом пищевого производства, а Варткез Айкович, как уникальный дипломированный специалист, талантливый организатор производства, по поручению административных органов города долгие годы руководил ведущими предприятиями общественного питания. Старожилы помнят высочайшее качество обслуживания сочинского ресторана «Дорожный», который длительное время, вплоть до 1996 года, возглавлял Кочикян ВА.
В 1990 году, посетив по приглашению друзей Германию, семья загорелась идеей создания своего заведения, которое бы притягивало теплом представителей разных народов. Сегодня можно сказать, что проект удался, и он будет надолго вписан в историю культурных традиций многонационального Олимпийского Сочи.
Рассказ был бы неполным, если бы в нем не упоминались дети и внуки Варткеза Айковича и Кнарик Атамовны. Сын Петрос – гордость отца, растит двоих замечательных детей. Его дочь Наира с золотой медалью окончила сочинскую гимназию №15 и в числе трех лучших выпускников представляла родной город на «Губернаторском балу-2013″ в Краснодаре. Сбылась ее давняя мечта – в июле сего года она зачислена в ряды студентов юридического факультета Кубанского госуниверситета. Этот год стал знаменательным и для сына Петроса – Тиграна. В составе футбольной команды юниоров Сочи он завоевал первое место на открытом первенстве испанского спортклуба «Барселона» и впервые за 18 лет престижный кубок, покинув пределы родины корриды, был вывезен в Сочи. Завоеванный международный трофей был представлен на внимательное изучение подающему большие надежды полуторагодовалому сыну Гаянэ – Левану.
Семья Кочикян очень хлебосольная. Здесь любят собираться за большим круглым столом в теплой семейной обстановке. В один из таких дней автору тоже посчастливилось быть приглашенным на дружеское мероприятие. За многонациональным столом в доброжелательной обстановке под звуки трехтысячелетнего «циранапоха» (с арм. — «абрикосовая трубка»; на протяжении последних ста лет известен как «дудук»), приглашенные погрузились в древний мир звуков человеческой цивилизации. В великолепном исполнении друга семьи, настоятеля сочинской церкви «Сурб Хач» Тер Комитаса, звучали неувядаемые произведения армянского фольклора, а песня «Киликия» по просьбе гостей звучала трижды. Но самым трогательным моментом вечера был дебют юного Тиграна, декламировавшего стихи Геворга Эмина:
Я стар как Арарат, я – древний армянин.
Здесь Ной топтал снега сияющих вершин,
И Бэла грозного сразил мой меч отважный,
И камень с незапамятных времен,
Проросший мхом, я обтесал упрямо,
Чтоб он моею кровью освящен,
Лег в основание языческого Храма…
Благословлен мой род, его величье свято,
Изгнанником я был – и Родину обрел.
Я древний армянин, ровесник Арарата,
Чьей седины крылом касается орел.
…
Да, слова нет, — мы маленький народ,
Но наши кирпичи в том зданьи, что время воздвигает.
Кусок урана мал, а шлет свои лучи
Тысячелетьями и все не иссякает.
Слушая Тиграна, невольно осознаешь, — «Нет, не угас огонь в армянских очагах».
Г. Симонян