• Вс. Окт 6th, 2024

Надежда Никитенко. Навстречу судьбе

Апр 17, 2017

ЛИТЕРАТУРА

«Наша среда online» —  Продолжаем публикацию книги Надежды Никитенко «От Царьграда до Киева. Анна порфирородная. Мудрый или Окаянный?». Благодарим автора за разрешение на публикацию!

АННА ПОРФИРОРОДНАЯ

Навстречу судьбе

Немедленно начались сборы в дорогу. Они были короткими, и уже в конце апреля наступил день отъезда. Провожать Анну вышел весь Константинополь. Процессия, сопровождавшая Анну, напоминала собой и триумфальный выезд, и в то же время царское походное шествие. Ее возглавляли императоры Василий II и Константин VIII, ехавшие на убранных в пурпур и золото белых конях. Сопровождаемая колоссальной свитой Анна сидела в шатре на роскошных носилках, окруженных многочисленной охраной, представлявшей собой небольшую армию, — она должна была сопровождать царицу всю ее жизнь.

Возглавляемая стратигом армия царицы состояла из пехоты и конницы. Здесь шли убранные в толстые кожаные панцири и позолоченные шлемы гвардейцы, которые несли на плечах серебряные секиры, ехала легкая и тяжелая кавалерия. Ядро войска составляли катафракты — одетые в панцирь всадники. На них были окованные металлом щиты, кожаные поножи и наколенники, поверх воинских одеяний — накинуты богатые шерстяные плащи. Их кони были защищены железными нагрудниками и налобниками, особыми подвесками для прикрытия брюха. Впереди войска шли бандофоры (знаменосцы) и букинаторы (трубачи). В это войско входила и наемная тагма — пехотный отряд русов.

Вместе с Анной ехал ее царский двор со штатом евнухов и придворных дам, ее служанки и няньки. Ехало духовенство с высшими иерархами, призванное создать новую Русскую Церковь. Ехали зодчие и художники, которые построят на Руси храмы и дворцы, украсят их мозаиками и фресками, напишут для них иконы. Всех их призвал Бог нести на Руси высокую миссию до конца своих дней.
Сопровождал процессию огромный обоз, везший царский багаж. Несколько сот коней и мулов везли все необходимое для длительного похода и будущего обустройства царицы в далеком Киеве, ведь она хотела жить так, как привыкла с детства. Несколько десятков вьючных животных везли царскую кухню с драгоценной посудой, продукты к царскому столу. В роспись провианта входили вина разных сортов, мясо и рыба, икра, сыры, грибы, рис, бобы, фасоль, орехи, всевозможные овощи и фрукты, экзотические лакомства. Вслед за кухней гнали отару овец, стада коров и коз, везли клетки с домашней птицей. Везли и огромный гардероб Анны, вещи ее туалета — серебряные тазы и рукомойники, запакованные в ящики из пурпурной кожи. Везли мебель, украшенную драгоценными металлами и инкрустациями из перламутра, ковры и постель, царские палатки, походную церковь, казну, запасы подарков.

Вместе с Анной ехала на Русь ее библиотека, которой она дорожила превыше всего. В нее входили духовные и светские книги в золотых и серебряных окладах, украшенных драгоценными камнями, красочными миниатюрами. Библиотека Анны состояла из нескольких сот книг, и каждая из них представляла собой целое богатство в прямом и переносном значениях. Анна гордилась тем, что благодаря ней Константинополь щедро делился своей многовековой мудростью с Киевом.

Впереди процессии несли христианские реликвии — мощи святых и драгоценную церковную утварь, иконы и ставротеку. Ставротека была ящиком-реликварием для хранения частиц Истинного Креста, потому ее называли «Ковчегом Древа Господнего». Эта бесценная реликвия, испрошенная Анной у братьев, лежала в крестообразном углублении внутри реликвария. Ее охраняли Силы Небесные -архангелы, огненные шестикрылые серафимы, пламеневшие любовью к Богу, четырехкрылые и многоочитые стражи престола Божьего — херувимы. Их золотые крылья с цветными эмалевыми очками переливались диковинными красками.

Маленькие углубления под изображениями ангелов сохраняли реликвии, взятые из императорской сокровищницы и храмов Константинополя. Среди них были бесценные свидетельства Страстей Христовых: шипы тернового венца, губка, кусочки погребальных покровов и плащаницы Иисуса. Здесь хранились также частицы одежд Девы Марии, волос Иоанна Предтечи. Крышку украшали гранаты, изумруды, рубины. На ней были изображены особо чтимые в Константинополе святые: Иоанн Златоуст, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Василий Великий, Димитрий Солунский, Григорий Чудотворец, Николай Чудотворец и Георгий Победоносец. Эта бесценная ставротека предназначалась для внесения в первую церковь Руси при ее освящении.

Анна везла с собой огромную сокровищницу для целой державы. Новой державы христианской… Это был свадебный дар Анны. Сколько здесь было золота! Золото — то не просто драгоценный металл, оно — образ Господней энергии, славы и истины, знак совершенства и чистоты. Оно владеет особой силой для верующей души. Его сияние — высокий символ триумфа веры, неприступный небесный свет. И в то же время — вполне земное воплощение богатства и власти.

Каждая реликвия сокровищницы Анны — настоящее воплощение земного и небесного — была священной. Голубые убранства Богоматери и святых, придающие им трепетную легкость, напоминали о вечности, о непостижимой небесной тайне. Красным цветом обводил и нимбы, а в сцене Распятия — крест, ведь кроваво-красный цвет — это символ мученичества. Светло-красным обозначены плащи святых воинов-страстотерпцев. На зеленом фоне изображен растительный орнамент, ведь зеленый — символ жизни, природы. Но и знак райских садов, поэтому у святых — зеленые нимбы, символ их избранности. Священные книги имели желтые кожаные оправы, ибо желтый — эквивалент золотого, означающего небесную славу.

В центре всего этого богатства, силы и величия была Анна, ее маленькое сердце, преисполненное большой любви к Богу Он не оставил Анну в одиночестве в ее раззолоченной клетке. Анна мысленно обращалась к Нему словами псалма:

«Господь мой свет и спасение мое —
Кого буду бояться?
Господь — утверждение мое, —
Кого буду пугаться»?

Несколько раз процессия останавливалась, там, где царица предпочитала сойти с носилок и поклониться святыне. Прежде всего остановились на форуме Константина. Площадь была вымощена мраморными плитами, украшена колоннами, портиками и триумфальными арками. В центре возвышалась колонна Константина Великого. Она была доставлена из Рима, и на ее вершине сначала стояла статуя солнечного Аполлона. Но по замыслу Константина, она должна была символизировать победу христианства над язычеством, поэтому Константин велел установить на колонне собственное изображение, а в подножие вмуровать свои щит и меч. Девять огромных цилиндров из порфира были соединены между собой лавровыми венками из бронзы. Число «9» символизировало Божественную истину…

Анна поклонилась также священным гробам василевсов и патриархов в церкви Святых Апостолов, а затем посетила большой храм св. Пантелеймона Целителя на берегу Босфора. Здесь хранилась многоцелебная глава святого лекаря, щедро источавшая чудодейственное миро. Как когда-то принцесса Феофано перед отъездом к своему Отгону, Анна также получила части мощей святого. Со временем их заложат под престол храма св. Софии в Киеве. А теперь Анна пожелала собственноручно взять от него целебное миро, которое будет врачевать ее в далекой Руси.

Царица опустилась на колени перед чудотворным образом святого, и ее сердце откликнулось на призыв смиренного Великомученика: почудилось ей, что святой отрок воздел свою целебную ложечку над Русью… Его светоносный образ поражал юношеской чистотой и в то же время большой внутренней силой. Святой врач, с юным красивым ликом, густой шапкой кудрявых волос, близко посажеными чрезвычайно выразительными глазами, держал в руках коробочку с лекарствами и чудесную ложечку. Целитель человеческих тел и душ родился в Никомидии, в семействе знатного язычника. Родители назвали его Пантолеоном — «по всему львом», а Бог дал ему имя Пантелеймона — Многомилостивого за его милосердие и сострадание людям.

Юношей он выучил медицину и так прославился лечебным искусством, что император Максимилиан надумал сделать его придворным врачом. Однако Пантелеймон, искренно уверовавший во Христа, решил посвятить себя несчастным и убогим. Получив богатое наследство, он раздал его бедным. Бог наделил юношу даром исцеления, и он исцелял именем Христа. На него донесли. Император уговаривал святого отречься от Христа и принести жертву идолам. Напрасно: ни уговоры, ни ужасные пытки не сломили Пантелеймона. Глядя на икону, Анна чувствовала таинственную духовную связь со святым, теплое излучение, которое шло от него, легко качая ее словно на невидимых волнах. Ведала ли она, какую роль сыграет св. Пантелеймон в судьбе Руси и в ее собственной судьбе? Что-то непостижимо удивительное ощущала ее душа, и царица задержалась в святой обители, не имея сил оторваться от чудотворного образа.

Наконец добрались до Босфора, и царица ступила на порфировые плиты императорской пристани. Босфор называли одним из чудес света. Изумрудно-голубой пролив в живописных зеленых берегах походил на полноводную сказочную реку, и лишь соленый запах морских волн, крики чаек и необычная голубизна прозрачных вод напоминали о море. Один берег пролива точно повторял очертания второго, словно две половинки разломанной ковриги: трещина в материке когда-то навсегда отделила Европу от Азии. Босфор соединил между собой Север и Юг, как бы указав путь из Средиземного моря в Черное, которое античные греки называли Понт Эвксинский — море Гостеприимное. А русы называли его Русским морем, ибо их ладьи, издавна бороздившие его темные воды, везли к южным берегам купцов и воинов.

Анна смотрела в сторону залива Золотой Рог, так напоминавший собой рог изобилия, и представляла, как благодарили судьбу давние путешественники, когда после длительного и невероятно тяжелого плавания добрались до благословенного залива. Здесь все дышало седой древностью, даже название пролива «Босфор», означающее «коровий брод», существует с легендарных времен. Через этот пролив переправлялась Ио, дочь Инаха, первого царя Арголиды, превращенная в корову богиней Герой, приревновавшей ее к Зевсу.

Как дороги сердцу Анны были эти мифологические образы солнечной Эллады! Она поплывет на север, к Понту Эвксинскому, путем древних аргонавтов, которые отправились в Колхиду искать золотое руно. С детства знала Анна о Симплегадах — страшных скалах, возвышавшихся у самого входа в Понт. Они внезапно сближались и разбивали корабли, проходившие между ними.

Анну ожидала большая флотилия военных и торговых кораблей. Здесь были дромоны, оснащенные греческим огнем, вмещавшие до 200 гребцов и до 70 воинов-стратиотов. Покачивались на волнах легкие быстроходные тахидромы, заканчивали погрузку торговые суда. Уже занял свое место на неповоротливых грузовых кораблях весь царский багаж. А вот и легкий корабль русов под алыми шелковыми парусами — он пойдет к Херсону вместе со всей царской эскадрой, повезет князю его невесту.

Анну окружает ее семья, все крестят, целуют и благословляют ее. Прощаются навеки. Лишь на небесах встретит она мать, братьев, племянниц, лишь в мечтах будет видеть этот благословенный край. Обливаясь слезами, опускается Анна на колени и целует родную землю. Теряет чувство и падает на руки придворных несчастная мать, рыдают племянницы. Эта картина терзает сердца провожающих…

И вот она уже в дороге, плывет водами Босфора, бросая последний взгляд на Константинополь, основанный сыном бога моря Посейдона. Звали основателя Визант, его имя и получил город. А место, где он был основан, предсказал Византу Дельфийский оракул. Плывут перед глазами Анны храмы и дворцы, неприступные стены и башни, цветущие сады и тенистые рощи. Она подставляет лицо прохладному и сухому северному ветру и видит на обоих берегах Босфора высокие маяки, отмечающие выход к Понту.

Прощай, родная земля, вечный город — Рим Востока.

 

НАДЕЖДА НИКИТЕНКО

Продолжение