• Чт. Сен 19th, 2024

Монумент «Мать-Армения» в Гюмри

Авг 20, 2024
Фото wikimedia. org

«Наша Среда online» — 9 мая 1945 года — эта дата увековечилась в памяти поколений, как синоним жертвенности и бесконечной любви по отношению к Отчизне. День победы для армян символизирует не только физическую победу над врагом Родины, но и как моральную победу над силами, ещё совсем недавно возжелавшими уничтожить целую нацию. Ведь в недалёком прошлом, в 1915-ом свершилось самое ужасное преступление против человечества — чудовищный геноцид, свидетелям и жертвам которого выпала участь стоять за себя, за своих близких и за Родину-мать, ту маленькую часть исторической Родины — Великой Армении, давшей приют своим сыновьям, чудом выжившим. Именно этим обуславливалось участие армян, потомков переживших геноцид, возжелавших справедливого возмездия.

5 маршалов, 60 генералов, более 100 Героев Советского союза, 600 тысяч добровольцев, при населении республики 1,2 млн (из которых половина не вернулась войны) – далеко не полный перечень вклада армян в дело всеобщей победы над фашизмом. Физические потери армян сопоставимы с потерями Великобритании и США. Свой непосильный вклад внесли и гюмрийцы – более 8000 призывников. Мобилизационный план был выполнен на 100 процентов. Из них больше половины не вернулось с войны.

Эта победа была одной из самых значимых в истории Армении, о чём свидетельствует множество памятников, установленных практически во всех населённых пунктах Армении. Однако самым выдающимся творением, опередившим время, стал монумент Мать-Армения в Ленинакане (ныне Гюмри), установленный в 1975 году. Эта работа  изначально должна была стать венцом архитектурного ансамбля главной площади страны (сохранились эскизы, на которых изображены башни с часами), однако по не до конца выясненным причинам (некоторые исследователи ссылаются на причастность скульптора к карательной организации “Немесис”, вследствие чего Ара Саргсян впал в немилость властей) в Ереване в 1967 году был установлен другой монумент и работа скульптора академика Ара Саргсяна стала достоянием и жемчужиной культурной столицы Армении – Гюмри.   

Фото wikimedia. org

Монумент «Мать-Армения» был торжественно открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы. 20 — метровая статуя призвана была увековечить героизм армянского народа, память о погибших героях и восхваление труда. Однако задумка скульптора была более глубокой, и памятник стал олицетворением мужества, героизма и справедливого возмездия, объединив в себе образы волгоградской Родины-Матери и греческой богини возмездия Немезиды.

Скульптор Ара Саркисян состоял в организации «Немесис», но тщательно скрывал этот факт своей биографии, однако практически во всех его работах содержалась скрытая символика. Монумент «Мать-Армения» в Гюмри не только увековечивал память о погибших воинах и победу над фашизмом, но и олицетворял надежды армян на торжество справедливости по отношению к жертвам Геноцида, в результате которого лишился исторической Родины. Вид с боку напоминает монумент «Родина-мать зовёт», вид спереди — это Немезида  и вместе с тем мягкий женский образ — олицетворение мира и труда (кстати женщина с обнажённой грудью — что является достаточно смелым решением для консервативного Ленинакан тех лет. По свидетельствам очевидцев скульптора просили даже как-то прикрыть обнажённые части фигуры), но сзади – это свирепый вишап (дракон), грозивший испепелить всё, что угрожает родине и её мирному существованию.

Идею Ара Саргсяна воплотил в жизнь его ученик – Ерем Варданян, подняв вопрос установления памятника, а архитектурный ансамбль вокруг монумента и сейсмостойкий фундамент спроектировал главный архитектор города Рафаэль Егоян. Благодаря его расчётам памятник практически не пострадал во время Спитакского землетрясения 1988 года (оторвало лишь руку, которая была восстановлена благодаря усилиям жительницы Гюмри, на тот момент директора Армянского фонда помощи Марины Базаевой). Памятник был установлен в рекордные сроки — всего за два года, благодаря сплочённости жителей, которые пожертвовали собственные средства. По воспоминаниям Р.Егояна каждый день какой-нибудь ресторан города обеспечивал питанием строителей, а рабочие жертвовали суточный оклад.

Фото mediamax. am

Монумент состоит из двух частей: 21-метрового фундамента и собственно скульптуры. К нему ведут двусторонние лестницы и ступенчатые фонтаны, что придаёт монументу особую торжественность и величавость. Фундамент венчали массивные бронзовые двери, украшенные орнаментами в национальном стиле, а внутри действовал музей, в котором хранился уникальный экспонат – «Рукопись бессмертия». Эта 50-килограммовая книга, напоминающая древнеармянские манускрипты, хранила память о героях-ленинаканцах, ушедших на фронт – 3580 имён и фамилий участников войны. Обложку книги выковал житель города кузнец Грач по эскизам Р.Егояна, а страницы декорированы искусными закладками.

На прилегающей к монументу территории на могиле неизвестного солдата установлена памятная плита, с высеченными словами С.Михалкова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом с могилой горит Вечный огонь, привезённый с Марсова поля (Ленинград) в Ленинакан 9 декабря 1963 г., дополненный скульптурой «Сжатый кулак».

У подножия монумента – «Аллея славы городов-героев», в боях за которые сражались армяне, спроектированная и установленная в эпоху Третьей Республики, тем самым ещё раз подчёркивая важное историческое значение Великой победы для армянского народа.

Лилит Асоян,
кандидат исторических наук, доцент