c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Молодой учитель возрождает в Арцахе национальный танец

Сен 12, 2014

НОВОСТИ

sargis5

Символом современного этапа Карабахского освободительного движения является центральная площадь «Возрождение» столицы Нагорно-Карабахской Республики г. Степанакерта, где в своё время собирались тысячи людей, чтобы выразить стремление к свободе и независимости. Сегодня на площади проводятся различные торжественные и праздничные мероприятия. Среди мероприятий последнего периода особо выделялся  состоявшийся 28 июня шурджпар (круговой танец) с участием более 200 молодых людей.

Не удержались и находившиеся в это время на площади иностранные гости, тоже пустившиеся в танцы. А инициатором мероприятия явился Саргис Парсамян, молодой, неравнодушный и амбициозный в лучшем смысле этого слова человек из города Абовян Республики Армения, идею которого с готовностью поддержало Министерство культуры и по делам молодежи республики.

sargis3

Саргис Парсамян родился в 1987 году в городе Абовян Армении. Окончил факультет энергетики Государственного инженерного университета Армении, по специальности экономист-энергетик. Однако его настоящим призванием стали танцы.

Мать Саргиса, заметив склонность трёхгодовалого малыша к танцам, записывает Саргиса в городской ансамбль народного танца, где ему предстоит выступать  в течение 9 лет, половину из которых солистом. Мальчик постепенно приобщается к различным культурным мероприятиям, драматическому театру, опере, концертам классической музыки и др. Одним словом, с малых лет Саргис получает хорошее эстетическое воспитание.

Вот что сегодня рассказывает об этом сам Саргис:

«Мне было 3 годика, когда, взявшись за руку матери, стал посещать Дворец культуры родного Абовяна. Дорога к дворцу была длинная, тогда не работал транспорт, и я уставал, но не останавливался на полпути. До 12 лет занимался народными танцами, окончил абовянскую танцевальную школу, затем на некоторое время оставил танцы, до студенческих лет».

sargis4

Саргис с теплотой вспоминает художественного руководителя ансамбля Артюшу Ованнисяна, который в те тяжёлые времена без света и тепла с трудом добирался на занятия из Еревана в Абовян, часто пешком. Это было проявлением редкой преданности работе, достойной подражания. Годы спустя Саргис, следуя примеру своего учителя, тоже будет учить детей, перебираясь в течение недели из одного населённого пункта в другой в разных концах  Арцаха. Но об этом чуть позже…

С 2006 по 2011 гг. Саргис Парсамян танцевал в ансамбле традиционной песни и танца «Карин». Одновременно с 2007 года пел в церквах. В 2011 году работал учителем танцев в ереванской 91-й школе, а также в одном из сёл Армавирского района, был приглашён на общеармянские молодёжные сборы «Базе», в которых участвовали сотни армянских молодых людей из Армении и других стран мира.

В сентябре 2012 года Саргис получил приглашение из Ливана, год преподавал в гимназии «Галуст Гюльбекян», занимался как с детьми дошкольного возраста, так и учащимися всех возрастов, в том числе 12-го выпускного класса. Его воспитанники приняли участие в ряде мероприятий, в частности, в состоявшемся в Бейруте фестивале, посвящённом 25-летию Арцахского освободительного движения. Во время работы в Анджаре (город, основанный в горах Ливана армянами, которые покинули родные деревни в Муса-Даге вследствие Армянского геноцида в Турции 1915 года) Саргиса потрясла генетическая память мусалерцев.

«Я изучил танцы мусалерцев, их традиции, историю. От старших я учился, а младших учил их танцам», – рассказывает Саргис.

sargis2

27 марта 2013 года под руководством Саргиса Парсамяна в Анджаре впервые поднялся на сцену танец с ножами мусалерцев «Чалмы данки». Данное событие было освещено в местных газетах.

В сентябре 2013 года в жизни молодого учителя танцев произошло ещё одно знаменательное событие: он приехал работать в свободный Арцах. До этого он впервые приезжал в этот древний армянский край 9 мая 2007 года, влюбился в него и с тех пор посещал его практически каждый год.

«Я приехал в Арцах по приглашению директора Школы искусств села Тог Гадрутского района Сусанны Балаян, стал преподавать в указанной школе, – говорит Саргис. – Вместе с несколькими товарищами в короткие сроки создали группу, назвав её «Инициатива национального танца Арцаха».

Помимо преподавания в селе Тог и селе Чартар Мартунинского района Саргис проводит занятия и в столице Нагорно-Карабахской Республики – г.Степанакерте. Дети и молодежь, люди различных возрастов с удовольствием учатся танцевать национальные танцы. Помимо прочего, это объединяет людей, укрепляет общество, что крайне важно в наш разъединяющий людей век.

Не заставили долго ждать себя и успехи: воспитанники из Дома искусства Чартара стали лучшими танцорами конкурса-фестиваля «Культурный перекрёсток — 2013».

«Арцахские дети очень талантливы и всё схватывают на лету, – утверждает Саргис. – И сейчас есть несколько учеников, готовых продолжить дело».

Ввиду того, что число желающих танцевать растёт как снежный ком, стали  создаваться индивидуальные группы, проводиться открытые уроки, в которые вовлекается не только молодёжь, но и люди старше 50 лет. Своё содействие в этом оказало Министерство культуры и по делам молодёжи НКР.

sargis1

«В феврале я встретился с министром культуры Нарине Агабалян, и с ее стороны было предложение осуществить программу «Обучение и распространение национальных танцев», которую стали реализовывать с марта, – рассказывает Саргис. – В рамках программы для 14 пар был сшит национальный тараз (широкое платье свободного покроя с прорехами спереди и по бокам), а также трехи  – национальный остроносый кожаный ботинок».

С повышением интереса к этническим танцами и увеличением числа желающих заниматься ими у молодого учителя с каждым днём растёт и чувство ответственности. Благодаря преданной и последовательной работе Саргиса около 200 молодых арцахцев уже умеют правильно танцевать национальные танцы.

Пожалуй, самым знаменательным моментом в деятельности Саргиса Парсамяна в НКР стала презентация Арцахского шурджпара – кругового танца на центральной площади «Возрождения» г. Степанакерта, о чём мы говорили в начале статьи.

«На различных мероприятиях в районах я обратил внимание на то, какие движения во время  танцев делают люди, и почувствовал определённую их закономерность. И если в первое время это казалось мне случайностью, то в дальнейшем, увидев, что идентичные движения повторяются в других районах, я убедился, что они являются элементами  Арцахского кругового танца», – пояснил Саргис.

В дальнейшие планы Саргиса Парсамяна входят обучение основной группы новым танцам, повышение качества её выступлений, увеличение количества постановок, а также (и это одна из главных задач) подготовка учителей танцев. Он намерен подготовить несколько учителей, чтобы детям всех районов были доступны этнические танцы.

Саргис уверен, что в НКР есть все условия для реализации намеченных планов.

Остаётся лишь пожелать Саргису Парсамяну осуществления всех его инициатив и новых свершений во благо Арцаха и всего армянского народа.

Ашот Бегларян