«Наша Среда online» — Михаил Киракосян — профессиональный фотохудожник, широко известный, благодаря собственным уникальным фотопроектам, в том числе, затрагивающим остросоциальные темы, например, о защите животных или популяризации истории. Работы Михаила экспонируются и продаются в международной галерейной сети Lumas в разных городах и странах.
В настоящее время Михаил занимается развитием собственного бренда Kirakosyan, под которым уже реализовано производство и продажа премиальной сувенирной продукции и планируется запуск собственной онлайн галереи.
— Добрый день, Михаил. Вы снискали широкую известность в мире, как фотограф, снимающий в жанрах портретной, архитектурной съемки и анималистики. Почему вы решили переквалифицироваться в производителя сувениров?
— Добрый день. Я бы не стал использовать слова вроде «переквалификация». Я как был фотохудожником, так им и остаюсь. Просто было принято решение расширять масштабы деятельности, чтобы сделать фотоискусство доступным не только посетителям тематических экспозиций, но и людям, которые не часто бывают в музеях и на различных выставках, но хотят взаимодействовать с искусством.
Само осознание необходимости менять подход пришло под влиянием многочисленных просьб иностранных ценителей фотоискусства. Мои работы активно экспонировались и продавались в галерейной сети Lumas в более чем 20 городах по всему миру. Но оригинальные фотографии большого формата — это покупка, которую могут позволить себе не все. При этом люди, видевшие мои работы, хотели иметь возможность приобрести их по меньшей цене и в меньшем масштабе, например на открытках, чтобы дарить близким и просто оставлять на память.
Я стараюсь реагировать на любую обратную связь, поэтому подключил команду к изучению вопроса о возможности наладить выпуск сувенирной продукции с использованием собственных фотографий. Уже первое исследование рынка показало, что нет брендов, которые бы занимались изготовлением сувенирной продукции с фотографиями полного цикла, то есть, которые используют собственные качественные, уникальные, а не стоковые изображения.
Раз запрос потенциальных покупателей на продукцию имеется, а конкурентов практически нет, я принял решение выходить на рынок и дать людям возможность покупать открытки с классными фотографиями.
— Как я понимаю, Вы не стали ограничиваться одними только открытками?
— Нет! Открытки с фотографиями Москвы стали только первым шагом к созданию собственного бренда Kirakosyan Souvenirs. После открыток мы запустили производство магнитов, потом были кружки, обложки для документов, блокноты, футболки и так далее, и так далее.
В настоящее время наша линейка продукции включает в себя сотни товаров из десятков категорий. Мы можем предложить покупателям огромный выбор сувенирной продукции на любой вкус.
Сначала главной «фишкой» наших товаров были, конечно, уникальные фотографии, которых нет больше ни у кого. Однако со временем к отличительным чертам продукции Kirakosyan Souvenirs добавилось и самое лучшее качество.
Мы изготавливаем и продаем сувениры премиального качества по доступной цене. Я люблю свои фотопроекты, свои работы, и не могу позволить, чтобы они размещались на некачественных исходниках.
— Скажите, а не является ли переход к выпуску сувенирной продукции шагом назад? То есть сначала Вы занимались высоким искусством и снискали себе славу талантливого фотографа, а теперь выпускаете сувениры на широкую публику?
— Во-первых, я не ушел из фотографии и продолжаю работать над различными социальными фотопроектами. Во-вторых, расширяя форматы распространения собственных работ я не только увеличиваю аудиторию, но и повышаю ее качество, если так можно сказать.
Печать оригинальных фотографий большого формата — это прекрасно, особенно, если целью является экспонирование и продажа в различных галереях. Но кто является посетителями этих галерей? В большинстве своем, это очень узкая аудитория людей «в теме», которые интересуются фотоискусством, ходят на подобные тематические мероприятия и в тематические места.
Это люди состоявшиеся, пресыщенные, на которых очень сложно повлиять. А формат печати тех же самых фотографий в маленьком формате на всевозможных сувенирах — это выход на широкую аудиторию людей, для которых твоя работа может значить намного больше, чем для всех критиков мира.
Я был поражен, когда узнал, что по статистике, около 80% покупателей моей сувенирной продукции — это молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет. Своими сувенирами я привлекаю их внимание к фотографии, к фотоискусству. На магнитах, футболках и открытках они видят законченные художественные работы, учатся правильному художественному восприятию и в целом начинают более внимательно высматривать красоту в окружающем их мире.
Я считаю, что в этом главная цель любого художника, любого деятеля искусства — найти отклик в максимальном количестве душ, повлиять на людей и сделать тем самым мир лучше, добрее, справедливее и красивее. Я верю, что в этом мое предназначение и я знаю, что сувениры помогают это предназначение реализовать!
— Вы сказали, что продолжаете создавать новые фотопроекты, можете рассказать немного подробнее о них? В каких жанрах? Будут ли они экспонироваться или теперь это только исходники для будущих серий сувениров?
— Если популяризация искусства — это мое предназначение, то фотография — мой главный инструмент, которым я могу свое предназначение реализовать. Я не могу даже представить ситуацию и условия, при которых я мог бы уйти из фотоискусства и сконцентрироваться на чем-то другом. Поэтому я продолжаю активно работать и создавать новые проекты.
Я не могу говорить подробно о каждом проекте, но это все еще мои любимые анималистика, портретная и архитектурная съемка. Есть наработки и по проектам в других жанрах, но фотопроекты с анималистикой, скорее всего, увидят свет первыми.
Начав заниматься сувенирами, я не ушел и не собираюсь уходить из экспонирования оригинальных фотографий. Я буду использовать все возможные варианты распространения искусства, давать возможность каждому человеку находить в моих работах что-то свое и получать искусство в пользование в удобном формате.
Кто-то захочет купить мою работу в виде большой оригинальной фотографии, другой ограничится магнитом на холодильник, кружкой или открыткой. И у каждого из них будет возможность приобрести то, что хочется.
— Чего ждать от бренда Kirakosyan в будущем? Планируете ли Вы ограничиться сувенирами или есть и другие планы?
— Ограничения — это не для меня! Следующий шаг после сувениров — открытие собственной арт-галерее в формате онлайн, а далее, возможно, и физического объекта.
Я имею огромный опыт в галерейном деле, неоднократно экспонировался сам на международной арене и помогал коллегам сделать первые шаги на этом поприще. Теперь хочу выступить как галерист самостоятельно и официально.
Проект Kirakosyan Gallery уже достаточно близок к реализации. Я планирую сделать галерею, в которой каждый желающий сможет экспонировать свои работы. И для этого не обязательно быть профессионалом с многомиллионным оборудованием.
В моей галерее каждый талантливый парень или девушка (независимо от возраста) сможет показать свои работы и, возможно, сделать первые шаги на пути к мировой славе.
Я со своей стороны буду делать все возможное, чтобы помогать талантам развиваться и находить свою аудиторию.
Пожалуй, я считаю этот проект самым амбициозным, но верю, что у меня все получится и уже очень скоро Kirakosyan Gallery станет местом сбора десятков или сотен молодых талантливых художников, способных изменить к лучшему не только нашу страну, но и весь мир!
Беседовал Виктор Коноплев