• Вс. Окт 6th, 2024

Арен Карапетян: «Потенциал армянской диаспоры во многом недооценен»

Июн 7, 2024

«Наша Среда online» — «На сегодняшний день у большинства армян нету единого понимания того, на что должна претендовать Армения, где начинаются её национальные интересы и какую роль сыграет в этом каждый армянин для сохранения армянского мира.» — политолог, помощник депутата Государственной Думы РФ Арен Карапетян.

Арен Арсенович, многие годы общей темой, объединяющей армянские диаспоры всех стран проживания, были темы признания Геноцида армян и судьба Арцаха (Нагорного Карабаха). В Армении и спюрке проводились многочисленные мероприятия, способствовавшие информированию граждан других национальностей о трагических страницах истории армянского народа и их законных требованиях. Однако события последних лет изменили повестку. Заговорили о том, что многолетние усилия многих людей были преданы. Так ли это? Как Вы считаете, что сейчас может и должно служить объединяющим фактором армян, рассеянным по миру?

— Как в Армении, так и для армянской диаспоры, изменение обстановки и события последних лет могут вызывать разочарование и разделение. Однако, важно помнить, что история и традиции армянского народа богаты и разнообразны. Сейчас, возможно, национальное единство можно будет укрепить через новые направления, такие как культурный обмен, образование, экономическое сотрудничество и социальные инициативы. Подобные попытки мы уже наблюдаем сейчас, когда армянские диаспоры разных стран СНГ, Европы и Америки координируют свои силы в попытке создания единой диаспоральной системы. Стоит заметить, что подобные тенденции могут создать серьёзный баланс сил среди армянского сегмента, что позитивно скажется на работе и взаимодействии не только армянских общин друг с другом в достижении национально-международных целей, но также и в сотрудничестве армянской диаспоры с правительством Армении.

Однако не стоит забывать, что для армянского общества важной повесткой является признание геноцида армян под конкретными критериями, это в первую очередь восстановление армянской территориальной целостности в её исторических границах как на Южном Кавказе, так и в Анатолии. Попытки Турции и Азербайджана препятствовать этим тенденциям в первую очередь связанны со страхом восстановления исторической территориальной целостности касательно автохтонного населения этих регионов. Вопрос геноцида армян важен для армянского общества, и будет оставаться важным на протяжение долгого времени, так как он нацелен на восстановление армянской государственности, что позволит создать здоровый баланс сил на Южном Кавказе и в Анатолии, так как Армения является на сегодняшний день оплотом традиционного христианского мира в данном регионе.

Стоит заметить, что на сегодняшний день происходящее в Армении наглядно демонстрирует международным наблюдателям, что население Армении не готово мириться с поражением, навязанным ему со стороны правительства Армении. На мой взгляд, эти тенденции дают нам понимание того, что армянское население готово к новым вызовам и угрозам, оно будет сражаться всегда и везде за свою свободу и свободу своего будущего поколения.

— Власти Армении многие годы настаивают на том, что армяне диаспоры должны способствовать экономическому развитию Армении, инвестировали в различные проекты. Есть положительные примеры подобных инвестиций, отдельные проекты, направленные на возвращение армян в страну. Но факт остаётся фактом: армяне продолжают уезжать из Армении, а армянские бизнесмены спюрка в большинстве своём не горят желанием переводить свой бизнес в Армению. Как Вы думаете, в чём причины этих нестыковок?

— Причины нестыковок между ожиданиями властей Армении и реальностью могут быть многогранными. Однако не стоит забывать, что армянская диаспора это в первую очередь некогда армянское население которое было вынужденно покинуть свою историческую родину под давлением завоевания их исторического места обитания. Одна из проблем властей Армении заключается в том, что они не рассматривают армян диаспоры как потенциальных граждан, для которых нужно создать социальные условия для возращения их на историческую родину. Отсутствие подобных тенденций приводит к разочарованию армян диаспоры, так как они не могут быть полноценно интегрированы в армянское общество самой Армении.

Стоит заметить, что для властей Армении, основными положительными тенденциями является возможность финансово сотрудничества и безвозмездной инвестиции армян диаспор в Армению, однако на мой взгляд более грамотные инвестиции для самой Армении со стороны диаспоры являются создание условий и инфраструктуры по возвращению и интеграции армян со всего мира в саму Армению, так как один из гарантов состоятельности власти каждого государства этого его объединённое и социально здоровое общество, именно создание социальных условий поможет создать прецедент по восстановлению и усилению армянской экономики, что положительно скажется на уровне жизни в самой Армении, что в свою очередь остановит отток населения из самой Армении.  

Устранение этих преград и стимулирование инвестиций для возвращения армян в страну требует комплексного подхода, который включает в себя улучшение бизнес-климата, экономические реформы, создание благоприятных условий для инвестиций, развитие инфраструктуры и образования, а также укрепление доверия к политической и экономической стабильности Армении. На сегодняшний день, у большинства армян как в Армении, так и за границей нету доверия к властям Армении, лишь преодоление кризисных ситуаций и создание условий для возвращения армян в Армению позволит создать здоровую инвестиционную среду в Армении со стороны спюрка, что позитивно скажется на демографической политике Армении.

— Не секрет, что после так называемой «бархатной революции» 2018 года армяне диаспоры раскололись. Кто-то поддержал новые власти, кто-то отверг. Начались вояжи высокопоставленных чиновников, которые разделили армянские диаспоры по степени лояльности. Например, если взять Россию, в которой армянская диаспора в большинстве своём лояльна российским властям и направлена на продолжение многовекового сотрудничества наших народов, то армянские чиновники предпочли дистанцироваться от организаций, которые давно занимают существенный вес в армянской диаспоре и предпочли искать союзников среди оппозиционных сил. Мы видим, что эта ставка не сыграла и в информационное поле стали вбрасываться постулаты, что российские армяне — неправильные армяне. Пока это маленькие ручейки, но зная на примерах того, как создавались виновные (карабахцы, бывшие), они могут превратиться в полноводные реки взаимной ненависти. Каким Вы видите выход из ситуации?

— Сложная ситуация, которую вы описали, действительно требует внимательного рассмотрения и поиска конструктивных решений. Подобные тенденции мы видим сейчас, когда среди армян России намеренно ведётся пропаганда со стороны разных политических ячеек Армении, которые не имеют в Армении серьёзных политических сил, однако чьё инфополе работает на подрыв исторического взаимоотношения армянского общества с российским. Данные тенденции в первую очередь финансируются властями Армении, чью повестку реализуют пропашиняновские политические организации, которые создают видимость борьбы с властями Армении, однако преследуют лишь одну цель, ухудшения взаимоотношений между Арменией и Россией. Единственным правильным выходом из данной ситуации выражается волеизъявление армянского общества, которое сегодня блокирует улицы, перекрывает движение и борется за свою свободу и независимость.

Наивно полагать, что армянское общество сегодня свободно, население Армении каждый день борется за свою состоятельность и возможность к самостоятельному выбору своего будущего. И как мы видим, что после навязанной Армении капитуляции со стороны властей Армении, не было ни одного дня, когда армянское общество не выразило своего протеста против действий властей правящей партии Армении.  

— Одним из препятствий репатриации стал вопрос знания армянского языка. Несмотря на то, что в тех же регионах России число воскресных армянских школ достаточно, количество учащихся в них невелико. И эта проблема не только для репатриации, но и для армянской идентичности. Как можно стимулировать армян диаспоры, чтобы они не отказывались от родного языка?

— Вы правильно заметили, что стимулирование армян диаспоры для сохранения и изучения родного языка является важным вопросом для сохранения культурного наследия и идентичности. Однако, стоит обратить внимание, что более важным вопросом изучения родного языка стоит создание армянской идеологии, понимания армян Армении и спюрка, куда мы идём, какие у нас национальные цели и для чего мы это делаем. На сегодняшний день у большинства армян нету единого понимания того, на что должна претендовать Армения, где начинаются её национальные интересы и какую роль сыграет в этом каждый армянин для сохранения армянского мира. На сегодняшний день, знание армянского языка не позволяет человеку быть полноценным носителем армянской культуры. Изучение данных проблем позволило понять, что 20% армянского общества по статистике, своей деятельностью вредят в развитии армянскому культурному сегменту. Подобный прецедент с точки зрения социологии имеет терминологию этноцида – культурного уничтожения своего народа. Конечный результат подобных тенденций это в первую очередь полное или частичное отрицание своей идентичности.

Стоит заметить также, что я и сам на протяжении четырёх лет посещал воскресную армянскую школу. Являясь учащимся армянского учебного заведения, я имел возможность получить довольно сильное теоретическое образование и понимание своей идентичности. Я не могу не подчеркнуть сильный учебный состав преподавателей, которые вели нам лекции об истории, литературе, религии и армянском языке. Посещение данных мероприятий позволило мне приобрести и выстроить свои социальные ценности. Однако на мой взгляд многие модели обучения требуют более тщательного рассмотрения и создания новых условий по привлечению молодёжи. Очень важно заниматься переквалификацией преподавательского состава и создание для них достойных условий.

При всем своём позитивном опыте обучения, я не могу не рассказать о своём негативном опыте. Так как именно критика позволяет нам понять те ошибки, которые мы совершаем, воспитывая молодое поколение. Очень важно понять, что любой преподаватель это в первую очередь проводник слушателя в мир знаний. При неправильном подходе и неверной трактовке знаний, мы направим нашим слушателям неправильное информационное послание. В период моего обучения, я имел возможность познакомиться с преподавательницей, которая в разрез мнения научного сообщества доказывала нам, что географическое расположение Армении не имеет отношение к Южному Кавказу и исторически к Анатолии. А на аргументы ношение армянской чохи или черкески на исторических фотографиях армян 20-ого века, она аргументировала тем, что данные действия были сделаны исключительно для массовой фотосессии. Мне трудно представляется, как рота, дивизия или полк солдат перед наступлением на вражеские позиции мог позволить себе массовое переодевание в черкеску. Подобные высказывания имеют негативные тенденции, которые выражаются в отражении колорита армянского национального костюма. Всё чаще мы видим костюмы с грубыми нарушениями исторической стилистики, а ведь именно благодаря мягкой силе мы можем воссоздать исторический образ армян, понять их исторический путь и иметь возможность понять, какая нация перед нами. Армяне – это нация, созданная и существовавшая на протяжение тысячелетий, бесчисленными войнами доказывающая свою боевую эффективность, однако какое мнение может сложиться у юного дилетанта, у которого только формируются социальные ценности, когда он видит группу людей, обвёрнутую в одежду, изображающую узоры ковров и имеющую при себе посохи для загона овец. Ответ, по-моему, очевиден. Захочет ли данный человек быть частью культуры, которая не отражает его культуру?

— Я не раз критиковал представителей армянских общин, что они недостаточно проводят интересы армян во властных структурах и СМИ. Например, та же азербайджанская община вкладывает немалые средства в формирование общественного мнения, оказывает влияние на СМИ, поддерживает лояльных общественных деятелей. Деятельность же армян фрагментирована и носит несистемный характер. И результаты этого мы видим повсеместно. Как переломить эту ситуацию?

— Критика и осознание проблемы являются первым шагом к изменению ситуации. Однако, чтобы переломить фрагментированность и несистемный характер деятельности армянских общин, нужен глубокий анализ происходящего в самих общинах. Главный фактор системности любой общины – это осознание и следование национальной идеологии, которая не выработана в армянском сегменте. Иную ситуацию мы наблюдаем со стороны азербайджанских общин, так как они действуют в едином сегменте с турецкими диаспорами, то на вооружение своей деятельности взяли турецкую идеологию Пантюркизма, которая в историческом понимании направлена на подрыв армянской и российской состоятельности. На мой взгляд такая организованность и чёткая линия продвижения своих целей и ценностей говорит о глубокой координации правительств Азербайджана и Турции, которые финансируют и поддерживают свои диаспоры на территории других государств. Именно идеология и осознание своих национальных интересов, поддержка армянского правительства своих соотечественников за рубежом позволит армянскому народу изменить в корне свою систему взаимодействия и создать эффективную платформу по созданию благоприятной армянской среды в разных странах, в которых мы можем наблюдать проживание армянских общин.

Беседовал Виктор Коноплев