ИНТЕРВЬЮ
Правило опытных игроков —
прекратить вовремя удачную игру.
«Наша Среда online» — Мгер Азатян – армянский художник, работы которого в своём классическом варианте состоят из найденных изображений и текстов. В центре этой практики неожиданного могут возникнуть столкновения между представленными им фотографиями и текста к ним. Мгер находится в состоянии перманентного творческого поиска, который иногда прерывается озарениями, обнаруживаемыми им в самых обыденных жизненных ситуациях.
Избранные выставки: Remember Malevich (Ереван, 1993); Question of Ark (Ереван, 1995); Great Atrophy (Hay-Art Cultural Center, Ереван, 1999). В 2001 году принял участие в 49-й Венецианской биеннале, а в 2003-м был представлен на выставке Adieu Parajanov: Contemporary Art from Armenia в Kunsthalle Project Space (Вена, Австрия).
Мгер Азатян живёт и работает в Ереване.
— В каком городе Вы родились?
— Я родился в Ереване.
— Где Вы учились?
— Я закончил художественное училище Паноса Терлемезяна.
— Вы принимали участие в выставке «Ты не одинок». А Вы одиноки?
— Это персональная выставка. Я думаю, это не верно, что человек приходит в этот мир один, и уходит один. В одиночестве есть гордыня. Я у очень многих учился, получал у них многое и я им, несомненно, обязан. Будучи одиноким невозможно стать художником. Говорят: «Кто-то должен молчать, чтобы ты говорил». Человек не сможет в жизни достигнуть чего-либо, будучи одиноким. Всегда кто-нибудь уступает дорогу, чтобы ты прошёл. Всегда есть друзья, которые помогают, есть судьба, есть встречи с людьми, которые очень важны. Другое дело, сумеешь ли ты оценить их помощь, воспользуешься или нет. Всегда есть рука помощи. И искусство тоже огромная помощь.
— Не передалось ли Вам Ваше одиночество от великого художника и знатока современного искусства Вигена Татевосяна, который предпочитал одиночество, но очень дружил с Вами.
— Виген был очень общительным человеком. Он дружил и общался со многими людьми. Художник творит, когда находится один. Каждый художник один проходит весь свой путь становления. Я благодарен Вигену как художнику, я у него получил очень многое. Если у меня что-либо получилось, то этим я обязан ему. Не будь его, возможно, я бы не понял свой путь в искусстве.
— Ваши выставки состоялись во многих странах, где Вам понравилось больше?
— Я участвовал в выставках по всей Европе, в разных городах. Трудно сказать, где понравилось больше.
— В какой стране Вам хотелось бы жить?
— Не могу сказать. Нет ненужных городов или мест жительства. Если там живут люди, значит смысл есть. Конечно, смысл вносит человек. Мы все время ищем, где лучше живётся, но мы не осознаём, что весь смысл заключается в нас. Даже места, где не живёт человек, нам нужны.
— Чем Вы занимаетесь в быту?
— Живу. Это не мало.
— Чем вы увлекаетесь?
— Мне вполне хватает искусства. Конечно, я люблю читать, смотреть фильмы, очень люблю слушать музыку.
— Что для Вас значит искусство?
— Искусство для меня — это ключ, которым я открываю все двери, которые предо мной возникают, причём искусство мы постигаем всю свою жизнь.
— Вам бы хотелось в какой-либо стране получить ещё одно образование?
— Скорее, нет. Искусству невозможно учиться. Нет учебника по обучению искусству. Не знаю, какие слова нужно говорить, чтобы было понятно, что есть искусство. И вообще, трудно сказать, что такое понимать искусство. Когда в детстве я плавал на Севане, я стал тонуть, и чья-то рука спасла меня, вытащив меня из водоворота. Я считаю, что искусство тоже рука помощи. Я не помню лица того парня, но мне запомнилась его рука. Я считаю, что главное искусство, это быть человеком.
— Какими чертами должен обладать художник?
— Главная черта это — быть человеком.
— Назовите любимых художников.
— Когда я был моложе, у меня были любимые художники. Но сейчас их нет. Самое большое влияние, как художник, на меня, конечно, имел Виген, но не только он, на меня имели влияние многие. Порой на нас влияют даже тогда, когда мы этого не замечаем.
— Что Вам мешает заниматься только искусством?
— Ничего не мешает.
— Что, по вашему мнению, непременно должен уметь художник?
— Он должен верить в искусство. Если он не будет верить, то не сможет создать искусство. Искусство отличается от политики тем, что в политике можно сомневаться, а в искусстве – нет.
— Какие советы Вы могли бы дать начинающему художнику?
— Что искусство – это единственное важное занятие для человека.