• Сб. Мар 2nd, 2024

Людмила Волошина: «Судьба знала, где проходит мой путь в науку»

Дек 20, 2023

«Наша Среда online»Судьба определяет каким должен стать человек, или человек решает, каким будет судьба его? Но главное, прожить жизнь красиво. Вот и проживает свою красивую жизнь искусствовед Людмила Волошина.

— Вы родились близ Петербурга. Что вы помните из детства?

— Я очень многое помню из детства. Могу вспоминать детально, как бы смакуя эти события. Это была самая счастливая пора моей жизни, овеянная беззаботностью и свободой. Мы, деревенские дети, были предоставлены сами себе, родители работали, с кружками было напряжённо. И вообще, никто тогда не боялся выпускать детей на улицу. Очень любила всякие игры с подругами, в которых имел значительное место элемент вымысла. Каждый участок окружающей территории получал соответствующее название и смысл. Это могли быть обычные руины заброшенного здания. Рядом была заброшенная же воинская часть, где состоялись мои первые артистические опыты. Там был старый клуб, где я ставила с друзьями первые свои спектакли. Желание быть артисткой  было очень продолжительным моим желанием, которое осуществилось даже в юные годы отчасти, когда я какое-то время занималась в народном театре «Суббота».

И ещё одна мечта всегда была устойчивой – стать художником. Я хорошо рисовала. Но школы рядом не было, и это желание осуществилось тоже только отчасти. Я всё же закончила Академию художеств, но как искусствовед. А рисовать я люблю и много рисую в свободное время. Любимая техника – акварель. Маслом пишу портреты своих близких. Конечно, я немного обучаюсь этому по возможности.

Я очень любила вспоминать детство, погружаясь в это пространство, так сказать, с головой. Но с тех пор, как не стало мамы, я это перестала делать. Видимо моё счастливое детство связано было в первую очередь с тем безграничным счастьем, которое дарила мне она.
Я много раз пытался устроиться в библиотеке, но меня не брали, говорили, там нужны особые знания.

 Какие знания Вы получили, обучаясь на библиотечном факультете?

— В библиотечном техникуме я училась с удовольствием, это единственное моё очное обучение. Там было интересно, там я взрослела, поступила в народный театр и ежедневно в течение года туда бегала после занятий. Мы много посещали интересных библиотек, много ездили по экскурсиям.

А вот обучение в Институте Культуры было заочным. И хоть я закончила его с хорошими отметками, удовлетворения от этого я не получила. Все знания о библиотечной работе, а именно, о библиографической деятельности, о работе с книгой, с читателями (разные формы массовой работы), с библиотечными фондами (систематизация, ведение каталогов, учёт и пр.) я постигала, работая в библиотеке ЛЭТИ. Довелось мне поработать и заведующей библиотекой в Высшей школе народных искусств (академии) на протяжении 11 лет. Всему можно научиться на практике, имея хоть какую-то базу.

За что я благодарна Институту Культуры, так это за то, что там я познакомилась с такими предметами как диамат и истмат и моя дорога в философию, хоть и не явно, но уже обозначилась.

— И тем не менее, Вам захотелось переквалифицироваться, и Вы выбрали другую специальность, расскажите об этом.

— Я всегда мечтала быть в мире искусства, и когда случилась перестройка, попыталась поступить в Академию художеств. Получилось со второго раза. Это были следующие счастливые после моего детства годы. И хоть училась я заочно, но эта атмосфера была точно моя. Нигде мне не было так комфортно и интересно как здесь. Были любимые дисциплины и преподаватели. Но философия и Смирнов Владимир Иванович, сыграли важную роль в моей дальнейшей судьбе. Спустя время я поступила в аспирантуру Педагогического университета. Отучилась там 2 года и ушла, не найдя точек соприкосновения со своим руководителем. Судьба знала, где проходит мой путь в науку. Это всё та же Академия художеств и Смирнов Владимир Иванович. Эстетика – это прекрасный союз искусства и философии, – то, что мне было надо!
В 2000 году окончила институт с присвоением квалификации искусствоведа, представив дипломную работу «Видовая гравюра петровского времени».

 Очень интересно. В чем заключается её особенность?

— Сейчас я думаю, что особенность её заключалась в моей любви к этому городу. И я это отчётливо теперь понимаю. Ведь я так много посвятила ему своих трудов: водила экскурсии, преподавала в школе историю Петербурга, а позже появились и статьи о городе, сейчас в институте ИМАТОН у меня есть курс по экзистенциальной психологии ««Люблю тебя, Петра творенье…». Как наполнить жизнь в городе новыми смыслами и стать счастливее?».

— И вообще, в чем особенность традиционного русского искусства?

— Особенность в том, что оно наше, и мы с ним связаны. И самое главное, что если мы об этом забудем, или откажемся, то это уже будем не мы. Это сложная связь на уровне сознательного, подсознательного и бессознательного. Чем больше я занимаюсь этой темой, тем больше в нём открывается родной красоты и удивительных смыслов.

— Чем нас может удивить автор более 50 публикаций по отечественному искусству?

— Если я удивляюсь сама, а я удивляюсь иногда как ребёнок, тому, что вдруг открывается мне в обычном, казалось бы, окружении, то я спешу сообщить об этом открытии и другим. Мир искусства полон открытий. Он велик и бездонен в своих смыслах. Сейчас у меня появилось время заниматься тем, что мне действительно интересно, появились новые интересные знакомые. Открытиям нет числа.

— Расскажите о своей монографии «Чувство искусства (из опыта восприятия искусства)»

— Это первая монография, написанная к моему курсу «Чувство искусства» по экзистенциальной психологии. Она рассказывает о том, что человеку даны безграничные возможности порождать новые смыслы, наполнять свой мир интересным содержанием. И источник этого богатства рядом – это мир искусства. Каждый человек, благодаря индивидуальным своим возможностям: интеллектуальным, эмоциональным, сенсорным может вступать во взаимоотношения с этим миром. Но мир искусства, это всё же реальность художественная, имеющая свои особенности. С этой целью я даю здесь необходимый для грамотного прочтения художественного произведения минимум. Опыту восприятия искусства посвящена и вторая моя монография «Экзистенциальный смысл традиционного русского искусства», которая уже находится в издательстве.

 Вы являетесь разработчиком авторской программы «Чувство искусства» по экзистенциальной психологии, позволяющей взглянуть на восприятие художественного произведения как на индивидуальный процесс открытия новых смыслов. В чем заключаются эти смыслы?

— За материальной, видимой стороной художественного произведения всегда скрыта невидимая, невыразимая, но при этом, наиболее важная его часть. Мир вокруг полон красоты и Высшего смысла, а задача человека – их обрести. Любой человек с его сенсорными возможностями, памятью, воображением и эмоциями способен превратить искусство из области развлечения и удовольствия в область духовную, способствующую его возвышению. Это и есть та экзистенциальная задача, которую я ставлю в своей программе. Ведь внутренне крепкому человеку, творчески активному, умеющему разнообразить свою жизнь эмоционально и интеллектуально, переживать житейские невзгоды гораздо легче.

 Каким Вы видите развитие российского искусства в будущем и в чем его отличие от европейского искусства?

— Я думаю, что жизненность нашей реалистической школы связана не только с Академией художеств. Всё гораздо глубже. Это взгляд русского человека на мир. Для русского художника окружающий мир уже настолько красив, что он понимает эту красоту как истинную ценность. Он любуется этим, любит это и отражает в своём искусстве. Я считаю это проявлением настоящего патриотизма. Наше искусство гуманно в том смысле, что оно уважает человека. У нас крайне редко встретишь неуважительное или оскорбительное отношение к человеку в искусстве. Это всё я понимаю, как особенности нашего религиозного сознания, где и мир и человек соотносятся с Богом. В искусстве индивидуальное сознание обязательно должно соседствовать с коллективным бессознательным. Нельзя создать что-то общезначимое, опираясь исключительно на своё Я. Искусство – это вневременное, духовное пространство в котором нет живых и мёртвых, прошлого и настоящего. Там действуют свои законы времени и пространства.

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Сейчас я работаю над новой статьёй, которая меня захватила, так сказать, всецело. Начиналось всё с темы ангелов в современной живописи, а вылилось в серьёзный интерес к данной теме в русском искусстве и в жизни нашего города в частности. Не люблю писать о чём-то узком, я ж всё-таки философ.

Ну и конечно, это работа в “ИМАТОНе”. В феврале состоится ежегодный фестиваль по психологии «Счастливая семья – это…», где участвую с презентацией и экскурсией по теме восприятия городской среды. Это и моя родная группа «Петербургские искусствоведческие тетради», где происходят у меня неожиданные приятные знакомства. Как, например, произошло сегодня с Вами, уважаемый Арутюн.

Арутюн Зулумян

Top