c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

«ЛЕЙЛИ»

Дек 25, 2013

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

История жизни народной артистки Армении ЛЕЙЛИ ХАЧАТУРЯН

Продолжаем публикацию глав из книги «Лейли», вышедшей в издательстве «Антарес» в 2010 году по госзаказу Министерства культуры Республики Армения.

Эта книга – история жизни ведущей актрисы Ереванского ордена Дружбы Народов Государственного русского драматического театра им. К.С.Станиславского, народной артистки Армении Лейли Хачатурян, представительницы легендарного армянского рода Хачатурянов, записанная с ее же слов. Вместе с тем, это история жизни армянской интеллигенции, рассказ о трудном, но замечательном времени расцвета искусства в Армении.

Текст публикуется с согласия автора литературной записи книги Армена Арнаутова-Саркисяна.

Продолжение.  1 | 2 | 4 5 6 7 8  9 10 | 11 | 12 | 13 14 | 15 16 17 18 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 

leyly80Ассоциация «Арам Хачатурян»

О существовании ассоциации «Арам Хачатурян» я почти ничего не знала, может быть, мельком что-то слышала, но сама деятельность этой организации мне была неизвестна. Я и не ду­мала, что придется очень-очень скоро вплотную столкнуться с этим вопросом…

Как-то я сидела после репетиции в своей гримерке, раз­дался стук в дверь, и ко мне вошла делегация людей. Они начали рассказывать о своей деятельности, говорили, что им очень хо­телось бы работать под моим руководством. Я была крайне удив­лена, так как точно знала, что президентом ассоциации является мой брат Эмин Левонович Хачатурян. Но, оказывается, Эмин срочно собрался уезжать в Москву, организация оставалась без руководителя, и они решили обратиться ко мне…

К своему стыду могу сказать, что мне совершенно не хо­телось этим заниматься, не хотелось чисто организационно. Я понимала, что могу принести громадную пользу, но также осо­знавала масштаб работы и трудности, с которыми придется столкнуться. Я не очень верила в свои силы, но они всячески убеждали и очень просили… Грядущее 100-летие дяди все же за­ставило меня крайне серьезно задуматься на эту тему. Я попро­сила организовать собрание Совета ассоциации и по всей строгости провести процедуру голосования, чтобы все имело юридическое законное основание. На этом собрании я познако­милась со всеми членами ассоциации, некоторых я знала, с боль­шинством вообще не была знакома. В основном все оказались интеллигентными людьми, очень любящими и хорошо знаю­щими творчество А.Хачатуряна, что меня, конечно, подкупило. Начался несколько деликатный разговор, в процессе которого я выдвигала свои контраргументы, но мне сразу же стало ясно, что дело погибнет, если только я не вступлю в эту должность и не направлю все силы на хотя бы одну главную цель — отметить до­стойно 100-летие Арама Ильича Хачатуряна в Армении. К сожа­лению, Эмин Левонович был в Москве…

Ознакомившись с их планами, что-то мне нравилось, что-то категорически нет, у меня появлялись свои соображения и идеи по некоторым вопросам. Самое неприятное во всей этой си­туации, необходимо было много ходить по различным инстан­циям, встречаться с чиновниками, убеждать, просить… Тем не менее, ради дяди, ради того, чтобы эта дата в Армении прошла прилично, мне пришлось серьезно заняться этим делом…

К счастью меня окружали удивительные люди, которые совершенно бескорыстно и от всего сердца старались принести пользу общему делу. Одна из них Сатеник Абрамян, задолго до меня стоявшая у самых истоков создания этой организации, она одна из основателей ассоциации. Я не знаю остальных людей, да мне и не хочется к ним возвращаться, потому что, как выясни­лось, деятельность поначалу была весьма и весьма сомнитель­ной. Я ни в чей адрес ничего говорить не буду, никого осуждать и обвинять тоже не собираюсь… Но Сатеник стала одним из моих самых близких соратников, вице-президентом ассоциации. Она довольно редкий человек, в высшей степени чуткий, умный, чрезвычайно образованный и очень музыкальный, хотя и не учи­лась музыке никогда, но музыку А.Хачатуряна знает от и до. Она ее чувствует и очень любит, а главное, глубоко понимает великое значение этого человека для культуры нашего народа.

Я с удовольствием хочу передать ей слово, потому что считаю ее единственной на сегодняшний день, кто может коротко и содержательно рассказать о пройденном ассоциацией пути с первого дня ее существования…

В 1989 г. группа представителей интеллигенции Армении решила объединиться с конкретной целью — поддержать духов­ное начало своего народа и возродить интерес к огромному куль­турному наследию армян, неожиданно обнаружив, что музыка выдающихся армянских композиторов, в том числе и великого Арама Хачатуряна перестала звучать в концертных залах Ар­мении. Из концертных программ исчезли произведения люби­мого, признанного в мире композитора и не только его. В репертуаре исполнителей лучшие произведения армянских ком­позиторов уступили свое достойное место непонятной музыке на модных в то время концертах «по грантам»…

Мы приняли решение провести социологический опрос и, да здравствует наш народ — народ нового независимого госу­дарства, доказавший, что в Армении продолжают любить, це­нить и гордиться своими великими сыновьями. Арам Ильич Хачатурян не стал исключением. Среди опрошенных, все с вос­торгом и уважением говорили о творчестве любимого компози­тора, 50% подробно рассказывали о его балетах и больших музыкальных полотнах, у 70% обнаружились даже собственные фонотеки его произведений, 30% отмечали неоценимый вклад Арама Ильича как общественного деятеля… Но все в один голос негодовали о том, что в Ереване давно не ставятся его балеты, на концертах не исполняются произведения великого Мастера, ни на радио, ни на телевидении не слышно его музыки. По всему миру гремит фамилия Хачатурян, выдающиеся музыканты счи­тают за честь иметь в своем репертуаре несколько произведе­ний Арама Ильича, а в Армении его нет…

Возникла острая необходимость создания общественной структуры, которая могла бы помочь исправить образовав­шийся пробел. Поклонниками творчества Арама Ильича была основана Международная культурно-просветительская ассо­циация «Арам Хачатурян», которая сумела собрать вокруг себя интереснейших мыслящих людей самых различных профессий. Тогда, в преддверии 90-летия композитора, первостепенной за­дачей ассоциации явилось создание программы с серьезными предложениями по празднованию этой знаменательной для ар­мянского народа даты. Программа была представлена мини­стру культуры того времени Акопу Мовсесу, который возглавил юбилейную комиссию. Казалось, что стена равнодушия разбита, но… Постоянно находились люди, которые всячески старались, если не прямо, то исподтишка нанести удар и помешать всем тем, кто был призван осуществить благородную миссию, неко­торые пытались подзаработать, кто-то делал себе имя, пы­тался обрести славу…

Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что ассо­циация не может развиваться до тех пор, пока ее не возглавит представитель рода Хачатурянов. В эти годы в Армении жил и работал племянник великого композитора, известный дирижер Эмин Хачатурян. Эмин Левонович согласился возглавить ассо­циацию, и наше дело получило новое дыхание. В ассоциацию вошли его ученики, студенты дирижерского факультета Ере­ванской государственной консерватории им. Комитаса. Нача­лась серьезная концертная деятельность с привлечением аккредитованных в Армению послов от Китая, Германии, Фран­ции, США, России и многих других стран. Прошли мастер-классы для учителей и старшеклассников ереванских музыкальных школ им. Чайковского, Саят-Новы, Спендиарова и многих других. Почетный член ассоциации Левон Токмаджян начал работу над скульптурным портретом композитора в одном из цехов Чаренцаванского завода…

Мы постепенно набирали силу: постоянные встречи, обсуждения, вечера, краткосрочные и долгосрочные проекты, концертные программы… В ассоциацию вошли такие известные музыкальные коллективы, как ансамбль «Шаракан» Националь­ного Радио Армении (художественный руководитель и дирижер Даниэл Еражишт), Струнный квартет «Арам Хачатурян», «Улиханян — Квинтет», известные выдающиеся пианистки Светлана Навасардян и Анаит Нерсесян, скрипач Николай Мадоян и многие-многие другие…

Но, как и в любом начинании, через некоторое время мы оказались в периоде относительного покоя, так как Эмин Левонович собрался уезжать в Москву. Мы пребывали в растерянно­сти, потому что работа под руководством родных композитору людей, которые жили с ним, хорошо знали и понимали его, была гарантом успеха деятельности ассоциации.

Так как все без исключения представители этого замечательного талантливого рода, все Хачатуряны сегодня извест­ные деятели культуры, очень скоро был найден выход. Мы обратились к племяннице композитора, любимой всеми народной артистке Армении Лейли Хачатурян, которая, по моему глубочайшему убеждению, является «истинной энциклопедией жизни и творчества Арама Ильича». Лейли Вагинаковна с большим трудом дала согласие, но Совет избрал ее единогласно. Вместе с ней наша деятельность пережила новый взлет…

Очень скоро к всеобщей радости Эмин Левонович вер­нулся в Ереван, больше всех радовалась, конечно, Лейли Вагинаковна. Оба приняли решение стать сопрезидентами ассоциации, и работа наша получила новый заряд замечательной творческой энергии. Началась серия концертов в Доме камерной музыки им. Комитаса, в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна, в Доме писателей, Ереванском государственном университете, в АОКСе, на Атомной электростанции…

Неожиданная смерть Эмина Хачатуряна стала тяже­лым ударом для Лейли Вагинаковны и для всей нашей националь­ной культуры. Но чувство боли не остановило нас. Состоялась презентация книги И.Иоаннисея «Эмин Хачатурян» об Эмине Левоновиче и вечер его памяти в ДКМ, организация других мероприятий разного характера… В перспективе нас ждала сложная подготовительная работа по проведению 100-летнего юби­лея Арама Хачатуряна. Пытливая мысль Лейли Вагинаковны постоянно рождала новые интересные проекты.

Особое значение для ассоциации возымела встреча со съемочной группой телеканала «Культура» Центрального российского телевидения. Москвичи прибыли в Ереван для завершения съемок фильма к 100-летию А.Хачатуряна. Давний друг Лейли Вагинаковны журналист Ольга Аракелян посоветовала руководителю съемочной группы, известному музыковеду и пианисту, ученику А.Б.Гольденвейзера, заслуженному деятелю искусств России Валентину Тернявскому встретиться с Лейли Хачатурян и попросить помощи ассоциации в съемках фильма. Мне запом­нилась первая встреча В.Тернявского и Л.Хачатурян, после общения с которой он воскликнул: «Какая женщина! Я не предполагал, что столкнусь с культурой подобного уровня! Та­кого прекрасного русского слова, такой русской речи даже в Москве сегодня не услышишь! Лейли Вагинаковне и Эмину Левоновичу все мы обязаны созданием подлинной хачатуряновской ауры…». Вторая встреча и новое восхищение в прекрасных окрестностях Гарни-Гегарда, где молодой московский опера­тор, не переставая снимать, говорил, как он жалеет, что до сих пор не бывал в Армении. Наши гости побывали на концерте в переполненном зале Союза писателей с очень интересной про­граммой, в Доме-музее А.Хачатуряна на выступлении выдаю­щейся пианистки, заслуженной артистки Армении Анаит Нерсесян, Вокально-джазового квартета «Араз» и многих дру­гих исполнителей… Последний день москвичи провели в окрест­ностях Святого Эчмиадзина, посетили церкви, музеи, услышали сердечные и яркие воспоминания Л.Хачатурян. Прощание со­стоялось за красиво убранным национальными угощениями ар­мянским столом, где снова мудрое, выразительное слово Лейли Вагинаковны, сдобренное хачатуряновскими афоризмами, соз­давало неповторимую атмосферу добра и любви к музыке Арама Ильича Хачатуряна. Свидетельством тому является сам фильм, который транслировался по российскому телевидению 6 июня, в день 100-летия нашего великого композитора…

Несмотря на финансовые трудности, мы продолжали де­лать свое дело. Был издан 2-ой том писем Арама Ильича, изда­ние профинансировал директор ассоциации Гагарин Арутюнян из личных сбережений… При содействии Армянского филиала Института Открытого Общества по предложению ассоциа­ции и непосредственному ее участию был создан Виртуальный музей Арама Хачатуряна. Одним из наших достижений явилось так же проведение двух научно-практических конференций под руководством Л.Хачатурян, ознаменованных как «Новый взгляд на творчество А.Хачатуряна». С докладами выступили многие известные деятели культуры, они с болью отмечали, что в нашей действительности еще нет достойных хачатуряноведов… Когда создавался Дом-музей А.Хачатуряна, по словам Лейли Вагинаковны, Арам Ильич надеялся, что в этих стенах вырастит новое поколение музыкантов, и что этот дом от­кроет большие возможности для молодежи в изучении нацио­нальной музыкальной культуры и продолжении ее прекрасных многовековых традиций…

Я считаю, что годы нашей активной работы оказали значительное влияние и поспособствовали возрождению хачатуряновского духа в Армении. В репертуаре практически всех оркестров появились произведения армянских композиторов, и в первую очередь, конечно же, Арама Ильича Хачатуряна. На радио и телевидении, во всех концертных залах, на всех конкур­сах и проводимых фестивалях зазвучала его музыка…

Помимо работы, наши ежедневные встречи, беседы, обсуждения, воспоминания давали возможность раскрыть для каждого из нас богатый духовный мир, имя которому — Лейли

Хачатурян. За эти годы я очень серьезно оценила, узнала и по­любила эту женщину — выдающегося деятеля культуры, беско­нечно любимую актрису, скромную, обаятельную, чрезвычайно женственную, сильную и стойкую армянку, которая является лучшим представителем талантливого армянского рода нашего времени. Я ее современница и для меня в этом заключается осо­бенная гордость. Спасибо ей за все, что она сделала и продол­жает делать для всех нас!

Вице-президент Международной ассоциации «Арам Хачатурян»,
культуролог, главный специалист доуниверситетского образовательного центра ЕГУ

Сатеник Абрамян

… Я бы хотела подробнее рассказать о многочисленных концертах и мероприятиях, о проектах, которые нам удалось с большим трудом, но все-таки реализовать…

leyly81

Весь мир готовился к празднованию 100-летия А.Хачату­ряна, кроме родной Армении. Мы получали письма со всех кон­цов земли. Из Японии, Франции, Германии, Испании, Аргентины, Бразилии, США, России… Из Англии приезжали со­вершенно незнакомые люди, армяне, давно проживающие в этой стране и считающие своим долгом отметить у себя в Лондоне 100-летие А.Хачатуряна. Узнав, что существует ассоциация, и я ее возглавляю, они пришли ко мне в театр, мы долго беседовали, я снабдила их интересными сведениями, за что они безмерно меня благодарили… По телевидению, где-то не в Ереване, не в Армении, повсюду звучала музыка А.Хачатуряна, а что же здесь, на его родной земле?

Здесь же было тихо, спокойно, невозмутимо, хотя множе­ство творческих людей, музыкантов-исполнителей очень хотели принять участие в подготовке к такой знаменательной и в первую очередь важной для армянского народа дате. Чувствовался какой-­то ажиотаж, но все безрезультатно, никто конкретно не собирался составлять программу концертов и мероприятий, никакой мате­риальной поддержки… Это было возмутительно, оскорбительно, и моя единственная цель состояла в том, чтобы доказать, что на­роду и нашим исполнителям эта музыка необходима. Я оказалась права! Любовь народа, я уже не говорю о мировой любви, она была, есть и будет вечно. Дело упиралось в каких-то «чиновни­ков от искусства», но все они имеют обыкновение быстро ме­няться, а Арам Ильич остается постоянной величиной…

С первых же дней, увы, я столкнулась с большими трудностями, но поняла, что преодолею их. Имея определенный авторитет в искусстве Армении, я решила пойти в Министерство культуры, задать конкретные вопросы и потребовать ответы, хотя все это мне страшно не нравилось, но, тем не менее, во имя дела казалось необходимым. Нам, наконец, дали офисное помещение. Спасибо большое председателю Союза писателей Армении Левону Ананяну, который совершенно безвозмездно предоставил нам чудесную комнату и впоследствии сделал много полезного для нашей ассоциации…

Прежде всего, мы занялись созданием Виртуального музея. В частности речь шла о проведении широкой просвети­тельской кампании, пропагандирующей творческое наследие А.Хачатуряна. Одним из самых эффективных и современных ме­тодов, конечно же, должна была быть пропаганда через интернет. Как ни странно, во всемирной компьютерной сети оказалось на удивление мало информации о великом армянском композиторе. Не было ни одного официального сайта, посвященного творче­ству А.Хачатуряна, а имеющиеся сведения носили обрывочный, несистемный и неполный характер. В этих условиях, особенно учитывая факт приближения юбилея, возникла идея не просто создать сайт, а подготовить и разместить в сети интернет Вирту­альный музей Арама Хачатуряна на армянском, русском и анг­лийском языках. Как выяснилось, финансировать такой проект имел возможность Армянский филиал Института Открытого Об­щества — Фонда Содействия (Фонд Сороса). Я присутствовала на собрании, где нас поприветствовали с этой идеей и пообещали профинансировать, что в дальнейшем и произошло…

Сегодня в интернете по адресу www.khachaturian.am существует замечательный музей. На сайте представлены полная биография жизни и творчества композитора, описание его дирижерской и педагогической деятельности, полный список произведений с музыкальными иллюстрациями некоторых из них, воспоминания и высказывания, письма, фотогалерея с редкими фотографиями, информация о Доме-музее и множество других интересных сведений…

На тот момент возможность реализации такого громад­ного проекта уже была для нас маленьким утешением, но хоте­лось все-таки организовать целую серию концертов. Множество великолепных исполнителей было и есть в Армении, просто имела место какая-то бесхозность в сфере культуры… Мы начали сосредотачивать всех вокруг себя, и люди с удовольствием, мно­гие даже безвозмездно принимали участие в концертах…

В это время к великому моему счастью вернулся в Арме­нию Эмин Левонович Хачатурян, и мы стали вместе руководить ассоциацией…

Был период в нашей с Эмином жизни, после, не побоюсь этого слова, большой любви друг к другу, какая-то кошка пробе­жала между нами. Пока он жил в Ереване, мы почти не обща­лись. Я мало знала о его жизни и страшно переживала, мне очень его не хватало. Он женился, у него родилась девочка, я была рада, но, тем не менее, не общалась, ни с ним, ни с его женой…

И вот однажды, поздно вечером звонок в дверь, открываю — Эмин! Состоялась теплая, чудесная встреча, мы сидели до утра, пили коньяк, разговаривали и никак не могли наговориться, нам было о чем поговорить, о многом… Перед уходом он мне сказал: «Как я рад, что пришел к тебе! Как я рад, что лед между нами растаял. Мы с тобой опять такие же близкие, родные, как и были. Ты моя самая любимая сестра, я знаю, что и ты меня очень лю­бишь…». «Ты просто молодец, что пришел, что первый сделал этот шаг. Спасибо тебе, Эмка!», — сказала я и поцеловала его. То родное, теплое, которое всю жизнь существовало между нами, вернулось в одну ночь…

Мы стали строить планы, он попросил, чтоб я взяла на себя большую часть работы, он не владел армянским языком. Но я объяснила, что наши совместные походы в определенные ин­станции уже залог успеха… Мы начали работать и, конечно же, очень скоро столкнулись с непробиваемой стеной. В Мини­стерстве культуры, в каких-то других инстанциях становилось иной раз даже страшно от чудовищного безразличия…

В очередной раз мы с ним нашли замечательный выход, переключившись на само творчество А.Хачатуряна и стали организовывать концерты. Благо наши студенты, наши дорогие молодые исполнители прекрасно играли, это были бескорыстные молодые люди, делающие все во имя музыки. Конечно же, мы старались из каких-то непонятных, иногда даже собственных средств выделить суммы денег, но многие категорически отка­зывались от вознаграждений, даже многие известные музы­канты, например наша знаменитая пианистка, народная артистка РА Светлана Навасардян, известный молодой скрипач Николай Мадоян, Камерный оркестр под управлением Арама Карабекяна… почти все! Мы надеялись, что нам удастся найти мецена­тов и достойно отметить 100-летие А.Хачатуряна…

Я помню, приехала из Франции певица Эмма Папикян, она живет в Париже и даже имеет там свою школу постановки голоса. Когда она узнала о предстоящих концертах, тут же по­просила включить ее в любой из них. «Что вы будете петь?».

«Что пожелаете! Скажите что надо, я выучу!». Я попросила подготовить Романс Нины из сюиты «Маскарад». «С удовольствием!», — она действительно это сделала, подготовила еще несколько произведений, и у нее получилась маленькая про­грамма. Она с гордостью, пока была в Ереване, принимала уча­стие в наших концертах. Интересная певица, с хорошо поставленным лирико-колоратурным сопрано и очень приятной внешностью. Конечно, она доставляла массу удовольствия и го­ворила, что для нее великая честь принимать участие в концер­тах, посвященных творчеству Арама Ильича…

Словом, программы наших вечеров всегда были насыщенными и разнообразными. Весь этот период, пока мы готовились к 100-летию Хачатуряна, мы дали несколько концертов в посоль­ствах США и России. При поддержке посольства Франции в 1999 году нами был организован концерт французской музыки. В том же году мы организовали вечер музыки трех гигантов ХХ века — Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, который с гран­диозным успехом прошел в Доме камерной музыки им. Комитаса. Совместно с АЭС в Мецаморе был проведен незабываемый литературно-музыкальный вечер, это был наш самый большой концерт, посвященный творчеству А.Хачатуряна.

Замечательные были исполнители!

Чудесная пианистка, лауреат международного конкурса им. Баха, профессор консерватории, заслуженная артистка РА Анаит Нерсесян потрясающе исполняла «Токкату» А.Хачату­ряна. Это весьма известное произведение, но она как-то по-своему особенно, великолепно играла. Когда мы попросили ее поучаствовать в концертах, она с радостью согласилась и с удо­вольствием выступила в нескольких из них, в том числе, в по­сольстве России на концерте «Арам Хачатурян — 100», где кроме «Токкаты» блестяще исполнила «Сонатину» А.Хачатуряна и «Элегию» А.Бабаджаняна…

Арусяк Аджемян, молодая, но чрезвычайно талантливая пианистка, внучка одного из крупнейших армянских режиссеров Вардана Аджемяна, и дочь моего близкого друга Алеши Аджемяна, она тоже принимала участие в концертах, великолепно ис­полняла музыку А.Хачатуряна, а во французском посольстве сыграла «Миниатюру» Дебюсси… На этом же вечере певица из Парижа, о которой я говорила, Эмма Папикян восхитительно пела арию Лакме из одноименной оперы Делиба и Вальс Джуль­етты из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно. А наша замечательная певица Анна Маилян спела несколько песен Форэ, Дебюсси и Пуленка. Известный «Тамбурин» Лавинье исполнял ансамбль «Шаракан» под руководством Даниэла Еражишта… Вечер фран­цузской музыки запомнился, его помнят до сих пор, присутство­вала вся интеллигенция нашего города и была изумлена, как красиво и тонко все организовано, как грамотно подано… мы были счастливы…

В это же время приехал в Ереван молодой скрипач Нико­лай Мадоян, который жил в Германии и гастролировал по всему миру, уже играя скрипичный концерт А.Хачатуряна. Мы пригла­сили его принять участие в наших концертах, и он с радостью согласился. Он оказался удивительным скрипачом и удивитель­ным человеком. Громадной доброты молодой человек, замеча­тельный музыкант, он так проникся музыкой А.Хачатуряна, что я, которая слушала величайших исполнителей — Д.Ойстраха, Л.Когана, И.Стерна, Б.Гольдштейна, Г.Шеринга, И.Менухина… Это выдающиеся скрипачи, но, тем не менее, наш Николай Мадоян очень проникновенно и, поверьте, блестяще играл этот кон­церт, а во французском посольстве буквально потряс меня, исполнив Сонату Франка…

Исполнителей было много, и я удивлялась, как это до сих пор ассоциация спала и ничего не делала. Люди откликались всем сердцем, концерты проходили в престижных залах Еревана, всегда переполненных народом. Известные исполнители с вели­кой радостью играли произведения А.Хачатуряна и других ар­мянских композиторов, которые мы им заказывали…

Я так благодарна всем нашим музыкантам за удивитель­ное творческое и профессиональное отношение, за ответствен­ность и гордость при исполнении родной армянской музыки…

В наших концертах участвовал также замечательный виолончелист Арам Талалян, сын легендарного виолончелиста Геронтия Талаляна… Известная оперная певица Асмик Ацагорцян, которая на вечере в российском посольстве тоже прекрасно исполнила «Романс Нины» А.Хачатуряна, «Асум ен те» Э.Мирзояна и «Длейаман» в обработке А.Арутюняна… «Улиханян-Квинтет» исполнял «Лезгинку» и «Танец с саблями» из балета «Гаяне» и «Адажио» из балета «Спартак»… Вокально-джазовый квартет девушек «Араз» под руководством Наны Аразян в четыре голоса пел «Танец с саблями» и «Колыбельную» из «Гаяне». Это было так ново и так красиво, замечательное впечатление! Они выступили и на большом концерте в посольстве России, где было множество самых высоких гостей, и на концерте в Мецаморе, ко­торый возымел грандиозный резонанс…

Собирать такое количество лучших исполнителей в кон­церты чрезвычайно сложно, но мы это делали и доставляли на­слаждение всем присутствующим, а присутствовали самые интересные люди нашей страны… Мы с Эмином были счаст­ливы, что наши труды не пропадали даром, страшно трудно все получалось, но мы пробивались и шли к главной цели…

Нами была учреждена Грамота почетного членства Международной культурно-просветительской ассоциации «Арам Хачатурян». Такой грамоты, прежде всего, был удостоен Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РА Анатолий Матвеевич Дрюков — человек, в общем-то, не музыкант, а крупный дипло­мат. До назначения в Армению он жил во многих странах, имел грандиозный опыт в дипломатии, но удивительно знал и любил музыку А.Хачатуряна. А его супруга Галина Александровна, ко­торая в здании посольства организовывала замечательные вечера, она так горячо отнеслась к нашей работе и активно взя­лась нам помогать… Такую же грамоту получил Николай Мадоян (лауреат 4-го международного конкурса им. Венявского, облада­тель 1-ой премия скрипачей им. Чайковского), который не соби­рался, к сожалению, задерживаться в Ереване, но пообещал, что в дни празднования 100-летия, конечно, приедет и будет играть… Почетными членами ассоциации стали также академик Фаддей Саркисян (Президент Национальной Академии Наук РА), акаде­мик РАН Абел Аганбегян (Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ), Александр Манвелян (председатель ко­миссии Экономической безопасности по бизнесу и предприни­мательству Гос. Думы Федерального Собрания РФ), народный артист РА Александр Григорян (художественный руководитель Ереванского государственного русского драмтеатра им. К.С.Ста­ниславского), Сурен Саакян (Чрезвычайный и Полномочный Посол РА в РФ) и многие другие достойные люди…

Нам удалось развернуть активную деятельность, и мы снова заставили пошевелиться общество, которое, несомненно, любило творчество А.Хачатуряна, но находилось почему-то в со­стоянии спячки, жило в каком-то «сонном царстве»… Я горжусь, что ассоциация разбудила их, и в нашей стране как бы заново на­чали ощущать музыку А.Хачатуряна…

Возвращение Эмина для меня оказалось, буквально, глот­ком воздуха. Я страшно радовалась, что мы вместе делаем много полезного и нужного, не говоря уже о личном общении, мы так нуждались друг в друге, но… Очень скоро от сердечного при­ступа мой дорогой и любимый брат скончался. Скончался… Это было невероятное горе для меня и для всех членов ассоциации, которые его любили беззаветно. Его нельзя было не любить…

Умный, серьезный, мудрый, не очень словоохотливый, но беско­нечно творческий человек, и его лучезарная улыбка, детская-дет­ская, иногда неожиданно появляющаяся на таком вроде бы суровом лице, озаряла все вокруг. Удивительный был человек, даже чисто внешне, он производил потрясающее впечатление… Его смерть нас всех подкосила, убила просто. Я не буду говорить о своих личных переживаниях, но вся ассоциация как-то по­никла, и после похорон все смотрели только на меня. Я пони­мала, что участь моя тяжела, я осталась одна. Помощников, правда, было много, хорошие люди меня окружали…

Я говорила всем, кто работал со мной: «Если вы любите музыку Арама Ильича, оставайтесь в ассоциации, если нет, то, наверное, не надо, это совсем не обязательно…». И вы знаете, на редкость собрались удивительной души и культуры люди…

Директор ассоциации Гагарин Арутюнян, будучи простым человеком, из простой семьи, живущий в Раздане с женой и двумя дочерьми, хранил альбомы А.Хачатуряна, все его кон­церты, записи… Я смотрела и думала, как интересно, не зная нот, не обучаясь музыке, он так предан этому композитору… Я не ошиблась, назначив его директором. Гагарин делал невероятные вещи! Например, организация вечера в российском посольстве была сопряжена с определенными тратами, я думала, как же вы­крутиться из этой ситуации, и наш дорогой Гагарин поступил в высшей степени достойно, по-мужски, просто взял на себя все финансовые траты. Мы с почетом, с гордо поднятой головой вошли с ним в посольство. Художественная часть исключительно на мне, это понятно, я выбирала музыкантов, выстраивала про­грамму, но все остальное, а остального было дай-то Бог сколько, все взял на себя Гагарин. До сих пор помню его спокойное лицо и слова: «Лейли Вагинаковна, не волнуйтесь, все будет на уровне!», — и действительно, он потряс жену посла своим разма­хом, своей человеческой щедростью…

Арутюн Арзуманян, один из моих заместителей, который, будучи кандидатом филологических наук, вместе с тем был скрипачом и учился дирижированию в классе Эмина Левоновича в консерватории, его первый ученик. Арутюн ради меня и Эмина был готов на все. Я ему очень благодарна за его человеческие ка­чества, за отношение и надежность…

И, конечно же, Сатеник Абрамян, которая была рядом со мной постоянно. Спасибо ей за моральную поддержку, за ее ад­ский труд, совершенно бескорыстный… Мы ведь никаких зарплат не имели, ничего ни от кого не получали, работали на полном эн­тузиазме, поэтому я так ценила этих людей. Они теряли свое время, свои нервы абсолютно безвозмездно, во имя музыки А.Хачатуряна, во имя того, чтоб этот праздник, великий празд­ник, как мы считали, должен был состояться, и он состоялся…

Смерть Эмина выбила нас всех из колеи. На какое-то время мы даже опустили руки, но потом я поняла, что нельзя останавливаться, может погибнуть наше общее дело…

Кажется, к годовщине со дня смерти мы решили органи­зовать вечер, посвященный памяти Эмина Левоновича Хачату­ряна. Этот вечер был очень трудный для меня. Я подбирала репертуар, вела переговоры с исполнителями, абсолютно все с удовольствием соглашались выступать, но мне было так больно, что его нет рядом…

Больше всего меня потрясла в этот вечер Светлана Навасардян, наша выдающаяся пианистка, которая большую часть программы взяла на себя, причем она просила об этом. Она была очень близка с Эмином Левоновичем, ездила с ним с концертами в Бразилию, во Францию… Она не только играла в тот вечер великолепно, но и говорила. Она выступила так, что зритель заразился ее личным горем, личной утратой, невосполнимой потерей для нее большого музыканта. Светлана Оганесовна говорила о том, что здесь в Ереване Эмин не был оценен по достоинству.

Все прекрасно знали об этом, но он сам никогда не обращал внимания, не жаловался… Он руководил Камерным оркестром радио и телевидения Армении, в консерватории имел учеников, и, ка­залось, этого достаточно, но такого масштаба музыкант, дири­жер, пианист… Конечно, он имел полное право на гораздо большее внимание. Что поделать, все оценивается не вовремя…

Газета «Эфир»/ноябрь, 2002г. «Вечер памяти Мастера»

Имя замечательного дирижера Эмина Хачатуряна, не­давно ушедшего из жизни, оставившего по себе светлую память и боль утраты, известно и любимо в Армении. Уход из жизни талантливого человека всегда двойная боль. Сколько несовер­шенного, таившегося в душе, оставшегося неосуществленным…

Международная ассоциация «Арам Хачатурян» (сегодня ее президент Лейли Хачатурян) пригласила в Дом камерной му­зыки им. Комитаса всех, кому дорога память о дирижере, быв­шем сопрезиденте, сделавшем так много для деятельности ассоциации. На вечере памяти звучала музыка Бетховена, Коми­таса, Ал.Арутюняна и других композиторов, музыка, которая всегда была смыслом жизни Эмина Хачатуряна, преданно слу­жившего ей с юности.

Эмина Левоновича вспоминали многие — Лейли Хачатурян, родной ему человек, помнящая его с детства, благодарная ему за то, что он вводил ее в мир музыки, научил понимать и любить Рахманинова… Худ. руководитель Русского театра им. Станиславского Александр Григорян подчеркнул огромный творческий потенциал рода, семьи Хачатурянов с его вершиной Арамом Иль­ичом. Композитор Мартын Вартазарян вспоминал, как записы­вал с Гос. оркестром кинематографии, дирижером которого тридцать лет был Эмин Левонович, свою музыку к четырем фильмам — первый из них знаменитый «Здравствуй — это я!», о его гипнотизме в работе с оркестром. Светлана Навасардян глубоко прочувствованно вспоминала свои выступления с ним и дала блестящую оценку мастеру, творцу, оставившему неизгла­димый след в музыкальной культуре.

В память об Эмине Хачатуряне выступали лауреаты международных конкурсов пианистка Светлана Навасрдян и скрипач Николай Мадоян, приехавший из Германии, трио «Ахназарян» (отец и сын Ахназаряны и виолончелист Арам Талалян), молодое фортепианное трио «Шелл» (Шушан Акопян, Екате­рина Джанполадян и Лилит Захарян), певцы Сурен Зурабян и Нелли Овакимян… Все в честь памяти мастера — и исполнение, и сердечное внимание благодарных слушателей.

Марина Африкян

leyly82

… Начался новый этап в жизни ассоциации. По решению ЮНЕСКО 2003 год был объявлен «Годом Арама Хачатуряна», 100-летие которого отмечалось во всем мире. Я начала писать письма в различные инстанции, договариваться с творческими коллективами, составлять проекты, сметы, и у нас наметилась грандиозная программа.

Мой родной Русский театр должен был ставить спектакль по пьесе Лопе де Вега «Валенсианская вдова» с замечательной музыкой А.Хачатуряна, которую сам композитор неоднократно исполнял в концертах. Театр им. Сундукяна также предполагал сделать постановку «Маскарада» Лермонтова. Мы готовились к проведению конкурса на лучшее исполнение произведений А.Хачатуряна среди учащихся музыкальных школ, студентов консерватории, артистов балета и певцов. Готовили концерт «Дети играют произведения Арама Хачатуряна» и вечер, посвя­щенный ученикам Арама Ильича. Мы намеревались пригласить оркестр под управлением Олега Леонидовича Лундстрема для исполнения в джазовой аранжировке некоторых произведений А.Хачатуряна, кстати, дядя очень любил джаз и говорил о нем открыто, когда это считалось, чуть ли не крамолой. Оркестр О.Лундстрема уже работал над программой, существовала кон­кретная договоренность… В планы так же входила организация нескольких концертов с участием лучших зарубежных и россий­ских музыкантов, исполняющих произведения А.Хачатуряна. С удовольствием приняли наше приглашение Святослав Бэлза и Владимир Спиваков. Мы в свою очередь должны были поехать в Москву и присутствовать на церемонии открытия мемориаль­ной доски, установленной на доме, где жил Арам Ильич, над ко­торой уже работал скульптор Левон Токмаджян. Мы были приглашены на открытие Международного года А.Хачатуряна, на концерт в честь 100-летия на новой сцене Большого театра…

В одном из интервью, помню, я говорила, что «…буду счастлива, если в Ереванском оперном театре возобновятся постановки балетов А.Хачатуряна, если будет звучать эта гениаль­ная музыка. Печально, что из-за отсутствия танцовщиков и средств не ставятся такие шедевры мирового балета, как «Гаяне» и «Спартак»…». Сразу же после интервью я встретилась с Виленом Галстяном, замечательным танцовщиком, который в свое время танцевал Спартака, танцевал Армена в «Гаяне»… Он го­ворил, что в Польше поставил эти балеты, и не только… «Почему не в Ереване?». Он приводил массу причин, но пообещал, что балет «Гаяне» очень скоро будет возобновлен на сцене нашего Оперного театра, после чего он сразу же приступит к возобнов­лению балета «Спартак»…

Планов, переговоров, договоренностей было громадное количество, мы распределили целую серию мероприятий на весь 2003 год, но все рухнуло в одночасье после моего похода в Ми­нистерство культуры. Министр Тамара Погосян только вступала в эту должность, и была в полной растерянности. Она меня очень тепло встретила, но с большим сожалением сообщила, что абсо­лютно все деньги, выделенные на празднование 100-летия, до нее уже были распределены и истрачены. Мы в очередной раз ничего не получили…

Но я не отчаивалась. Несмотря ни на что весь 2003 год му­зыка А.Хачатуряна гремела по всему миру, в том числе и в Ар­мении. С нашим участием удалось организовать несколько концертов. В Американском университете Николай Мадоян ве­ликолепно исполнил скрипичный концерт, а Симфонический ор­кестр Вторую симфонию. Я выступила перед концертом, после чего толпы людей подходили ко мне с желанием вступить в нашу ассоциацию… В посольстве России состоялся концерт «Армян­ских виртуозов» под руководством Лориса Чкнаворяна… К 100-летию А.Хачатуряна и 1000-летию Григора Нарекаци известный балетмейстер Максим Саакович Мартиросян написал оригиналь­ные либретто к спектаклям «Скрипичный концерт» и «Сказы о Нарекаци», премьера которых состоялась в конце 2003 года в Ереванском театре оперы и балета. Я ему лично за это благо­дарна… В посольстве Франции мы организовали вечер музыки А.Хачатуряна, в ДКМ большой концерт «Хачатурян и его совре­менники», в посольстве России роскошный концерт «Арам Хача­турян — 100» с великолепным банкетом, где присутствовал весь цвет искусства Армении… Ну и самый большой гала-концерт в Большом зале филармонии имени Арама Хачатуряна, на котором лучшие наши исполнители, участники всех ранее организован­ных ассоциацией мероприятий, играли лучшие произведения А.Хачатуряна… Это все — 2003 год! Праздник получился на славу, наша цель была достигнута…

Сегодня ни один концерт, ни один праздник в Армении и в армянской Диаспоре по всему миру не обходится без музыки Арама Хачатуряна… Мне хочется привести слова одного из луч­ших учеников Арама Ильича, известного композитора и пиани­ста, народного артиста СССР Андрея Эшпая: «Музыкальный гений А.И.Хачатуряна выразил всю глубину, страдание и страсть души своего народа. И если великий Комитас оставил эту музыку как бы в храме, в неприкосновенной ее канонической чистоте, то Хачатурян открыл ее всему миру, и не в цитируе­мых фольклорных образцах, а «своими словами». Чем художник национальнее, тем он индивидуальнее. Но умение найти и ска­зать правду никаким умением говорить неправду не подменить. Все меняется — одна правда остается. Музыка Арама Хачату­ряна будет жить вечно!».

В 2006 году, 31 октября в центре Москвы — в сквере возле Дома композиторов в Брюсовом переулке, состоялось открытие памятника. Бронзовый памятник был установлен неподалеку от дома, где жил и работал великий композитор. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели Арама Ильича в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. Я была счастлива…

Еще одно событие меня тронуло до глубины души и по-настоящему порадовало. Совсем недавно, в прошлом году по Еревану прокатилась молва, что выдающийся российский балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович будет восстанавливать балет «Спартак» на сцене нашего Оперного театра. По разным причинам этот балет не шел в Ереване около три­дцати лет, и я даже не поверила сначала…

«Спартак» ставился у нас дважды: в 1961 году в постановке Евгения Чанги, и в 1977 году Виленом Галстяном. Я хорошо помню оба спектакля… С Евгением Яновичем Чангой, балетмейстером Рижского театра, я лично была знакома, он часто бывал в нашем доме. Интеллигентнейший музыкант, который обожал творчество А.Хачатуряна и, конечно, с большой любовью
ставил этот балет. Дядя несколько раз смотрел его, делал свои замечания, я очень хорошо помню это время…

Нынешний спектакль, как писали в газетах, в значитель­ной степени должен был повторить постановку Юрия Григоро­вича в Большом театре в 1968 году, которую в свое время высоко оценил сам Арам Ильич. Я дважды видела этот спектакль в Боль­шом много лет назад. У дяди дома я также смотрела запись ба­лета, поставленного в Лондоне, где партию Спартака изумительно танцевал Ирек Мухамедов…

С трепетом я ждала и думала, как бы мне попасть на премьеру. 27 марта на вечере в мэрии, посвященном Дню театра, я встретилась с нашими балеринами и спросила, как попасть на спектакль. «Да что вы волнуетесь? Если не вы, то кто же должен получить приглашение…». Конечно, все далеко не так просто у нас делается, но, тем не менее, после определенных хлопот мне действительно прислали пригласительные билеты…

Я не ожидала, что Григоровичу удастся справиться с нашей балетной труппой таким великолепным образом, танце­вали все замечательно! Если не ошибаюсь, он пригласил из Крас­нодарского театра только артиста, который танцевал Красса. Все остальные были наши ребята! Как удалось ему за короткий срок довести до такой, прежде всего, организационной потрясающей формы наших артистов, это было удивительно! Я слышала, тан­цоры репетировали по 12 часов в сутки…

Прекрасная Эгина, замечательная Фригия, и, конечно же, Спартаки! Два состава было сделано, оба великолепно танце­вали, и я получила громадное удовольствие! Специально хочу назвать фамилии этих замечательных молодых танцовщиков — Рубен Мурадян и Севак Аветисян. Думаю, что мы о них еще услышим, и не один раз… Хочу особенно отметить бесподобную работу дирижера с оркестром. Оркестр звучал так, как будто это оркестр громадного театра, пусть даже Большого. Замечательно, так трогательно, просто прекрасно, я была в восторге! Честь и хвала Юрию Григоровичу и Министерству культуры Армении, которое сумело осилить этот грандиозный проект. Наш Оперный театр получил драгоценный подарок, а танцоры прошли потря­сающую школу…

Министерство культуры… Я довольна и счастлива, потому что до последних времен это учреждение напоминало «сонное царство», что многих раздражало, в том числе и меня. Мне, в общем-то, на это дело, как говорится… я сталкивалась с чинов­никами только в связи со 100-летием А.Хачатуряна, когда мы просили законные суммы, выделенные для организации меро­приятий. Мы знали, что ассигнованы большие деньги, и многие люди, которые предлагали интересные проекты, как и мы ничего не получили. Это извечная проблема, и, конечно, не мне в ней разбираться, да я и не хочу и считаю ниже своего достоинства… Обидно, конечно, что в такие дни, как 100-летие одного из вели­чайших армян в мире, нашлись люди, которые видимо на этом хорошо погрели руки…

Сегодня же Министерство культуры, я думаю, в большей степени соответствует своему названию и предназначению. И я приветствую в первую очередь министра Асмик Степановну Погосян и весь нынешний аппарат, который старается работать именно во благо искусства, творчества, наконец, национальной культуры нашей прекрасной страны, очень музыкальной, лите­ратурной и вообще очень интеллигентной по сути своей…

Закончить эту главу я хочу словами Арама Ильича:

«Нельзя забывать, что национальный дух, национальный аромат — святая святых, нужно всегда помнить, какая кровь течет в твоих жилах». 
«Я все равно останусь армянином, но армянином-европей­цем, который заставит всю Европу, весь мир слушать нашу му­зыку».

Окончание