ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Наша Среда online» — Перечитав свою старую статью «Кароль Войтыла. Рапсодический театр» («Литературная Россия», № 2007 / 6, 23.02.2015, первая публикация в 2007 г.), я поняла, что слишком сильно изменилось мое мировоззрение за пятнадцать лет, чтобы просто оставить тот выход без актуального PS.
В сущности, речь идет о вполне безобидных вещах («Кароль Войтыла на байдарке, здесь он на лыжах, а здесь на велосипеде…»), о «рапсодическом театре» (вербальном), для которого Кароль Войтыла писал пьесы. Однако, сам стиль изложения обнаруживает большую долю симпатии к широко образованному понтифику, к тому же, простившего члена организации «Серые волки», который 13 мая 1981 года предпринял попытку убить папу Римского. За свои преступления он получил пожизненный срок в Италии, где отсидел 19 лет и был депортирован в Турцию после встречи с папой римским Иоанном Павлом II. В Турции Агджа отсидел 10 лет, в 2007 году принял католичество и 18 января 2010 года был освобождён окончательно. К слову сказать, «Серые волки» разрешены в Германии, Голландии, запрещены во Франции. Поэтому если вы хотите каких-то гарантий, что очередной «бозкурт» не будет стрелять в нового Папу, а исламист отрезать голову школьному учителю (конечно же, нити новых убийств будут ожидаемо вести из Москвы), то их нет.
…Когда я была в Закопане и в Кракове в январе 2005 года, Папа Римский доживал свои последние месяцы. В Кракове поговаривали, что после смерти Папа Иоанн Павел II должен вернуться в город, с которым его так много связывает. В это же время далеко в Сибири умирал мой собственный отец, и эти два дожития странным образом наложились друг на друга. Я испытала ложный личный экуменический приступ.
Папа Римский в Краков не вернулся, а был похоронен в ватиканском соборе Святого Петра в апреле 2005 года, в капелле Матери Божьей Ченстоховской, святой покровительницы Польши.
А я, вернувшись в Москву, купила 2-х томник его трудов, среди которых были не только богословские, но и статьи, посвященные театру, пьесы. Также я приобрела книгу «Тайна, которая вела Папу», написанную Аурой Мигель, единственной португальской журналистской, аккредитованной Ватиканом. Она сопровождала понтифика в более чем 50 путешествиях, в том числе на Украину, в Казахстан, Армению.
В те времена мне, закончившей школу в год развала СССР, плохо разбирающейся в геополитике, особенно в вопросах религии, было трудно распознать то, что скрывалось за «Мягкой силой» Ватикана. Все стало очевидно слишком поздно. Особенно после интронизации папы Бенедикта XVI, когда появились публикации в прессе о его членстве в Гитлерюгенде, поездки папы Римского Франциска в Грузию (где его встречали малочисленно и недружелюбно) и Армению в июне 2016 года (через два месяца после Апрельской войны в Арцахе, и за два года до Майдана в Ереване), где он, казалось, испытал подлинное счастье, выпуская голубя в сторону Арарата. После того, как в апреле-мае 2018 года в Армении пришли к власти сторонники «оранжевого» Никола Пашиняна, начались нападки на армию, Армянскую Апостольскую Церковь – через два месяца в Москве впервые за многие десятилетия был рукоположен католический священник армянского обряда.
С грузинами у Ватикана была своя старая сложная история.
В ноябре 1999 года по приглашению Эдуарда Шеварднадзе и Илии II Иоанн Павел II впервые посетил Грузию. В аэропорту его встречали президент, сам Патриарх Всея Грузии, представители дипкорпуса и главы всех религиозных конфессий. В тот раз тоже не обошлось без казусов. Но Шеварднадзе быстро признал, что никакого политического давления на главу грузинской церкви не было, напротив, обеими сторонами было признано, что визит Папы Римского – полезное событие для всей Грузии.
Выходит, не все понтифики одинаково полезны, иначе откуда в эти дни в стране, где православных большинство, появилось слово «прозелитизм»? Почему это не случилось 20 лет назад?
Тому есть объяснение: тогда грузин и Римскую церковь все еще скрепляла победа над наследием тоталитаризма, отторжение идеи коммунизма. Хотя кому-кому, а вот грузинам на тоталитаризм жаловаться грех. В отличие от недолюбленных нами армян, которые являются старшими братьями русских во Христе (ибо армянка Анна крестила Русь), грузины в СССР жили на широкую ногу и даже успели создать свою мини-империю с подавлением национальных интересов абхазов и осетин.
Папу Франциска, которого в блогосфере иногда для краткости зовут ЛГБТ-папа, православные грузины встречали с плакатами на английском и грузинском языках «Ватикан – это духовный агрессор», «Держись подальше от Грузии, антихрист». Кстати говоря, православные силы Грузии сейчас консолидируются и дают бой ЛГБТ-сообществу.
Вернем нашу мысль в СССР, где раскачивать «религиозную карту» стали задолго до его развала. Деструктивные процессы начались уже после смерти Сталина. Ситуация при Никите Хрущеве была амбивалентной. С одной стороны, шла жесткая война с христианством, уничтожение храмов. С другой стороны, во время так называемой «оттепели» (историк Е. Спицын называет это время «хрущевской слякотью») на киноэкран стали попадать фильмы, где герои размышляли о ценности христианства. Так, в ленте 1968 года «Любить» режиссер Михаил Калик снимает протоирея Русской православной церкви отца А. Меня. Его убийство в сентябре 1990 году было резонансным. От себя добавлю лишь то, что Мень был настроен экуменистически, возможно, это его и погубило. Безотносительно мировоззрения и гибели о. Меня вспомним о том, что сразу после декларации горбачевской перестройку в СССР хлынули деструктивные секты самого разного пошиба. Умами еще советских людей все больше стали властвовать проходимцы и вражеская агентура.
«Проповедники» из США и Швеции, Норвегии, да мало ли, «окормляли» позже и по всей территории разрушенного СССР. Брошюр той же церкви «Слово Жизни» (протестантской неопятидесятнической организации, основанной в 1983 году) было напечатано в Санкт-Петербурге в 1991 году так много, что эти книжки с изречениями улыбчивого Ульфа Экмана, конечно, сторонника экуменического движения в христианстве, до сих пор подкладывают на станциях в Подмосковье в расчете на интерес неокрепших умов.
Впервые призыв к христианскому единению прозвучал на II Ватиканском Соборе (1962-1965). Он стал особо востребованным в преддверии 2000 года, когда прошло совместное межхристианское богослужение в память о мучениках в Колизее. За 14 лет до этого, в 1986 году, по инициативе Папы Иоанна Павла II впервые в истории представители всех мировых религий встречались в итальянском Ассизи, чтобы молиться о мире.
В книге «Тайна, которая вела Папу» Аура Мигель пишет о том, что на второй сессии Собора Павел VI узнает о существовании петиции, в которой его просят во время работы Собора совершить посвящение, на котором настаивала Богоматерь Фатимская. Под обращением стоят подписи пятисот епископов, присутствовавших тогда в Риме. В петиции, в частности, говорилось: «Принимая во внимание желание, высказанное Пресвятой Девой во время Ее явлений в Фатиме, о том, чтобы Верховный Понтифик совместно со всеми католическими епископами совершил посвящение мира Святейшему Сердцу Девы Марии с особым упоминанием России… покорнейше просим Ваше Святейшество совершить посвящение Непорочному Сердцу Девы Марии мира и, в особенности и в частности, России и других стран, живущих в условиях нетерпимого коммунизма».
В СССР как будто слышат эти обращения, но понимают его иначе. Вместо того, чтобы молиться вместе с католиками, в Кремле возводят Дворец Советов, предварительно взорвав еще один храм. Удар по ненавистному Западом православию руками самого генсека — вряд ли на та-кой успех надеялись в Ватикане, когда в 1960-е годы молились за раз-рушение коммунизма.
В предисловии к первому изданию Аура Мигель говорит о визите папы в португальскую Фатиму, Фатимском Послании, падении Берлинской стены в 1990 году, распаде советской империи, пуле, которая пронзила тело папы 13 мая, аккурат в тот день, когда в 1917 году пастушкам-визионерам явился ряд пророчеств.
В этом книжном елее, восхваляющем Папу, есть особенно интересные для русского и постсоветского читателя, страницы. Касаются они разгара холодной войны, когда папа пережил покушение, «по убеж-дению многих подготовленное в Кремле, хотя ни одного достоверного подтверждения тому нет». Эту версию озвучил в интервью радио и телевидению Италии кардинал Казароли, намекнув, что речь идет «о людской молве, которая разносит весть о широком заговоре, чьи нити, похоже, ведут в Кремль».
В этой книге, конечно, вы не встретите размышлений о том, что между СССР и Турцией в 1980-е годы не было особой близости, позволяющей вербовать для убийства главы католического мира именно турка. Нет здесь факта спасения советским офицером и переводчиком Василием Сиротенко в 1945 году молодого Кароля.
Приступов христианского единения со стороны католиков было до развалов СССР еще много. При этом католический мир не волновали содомия и наркомания, захлестнувшие европейские города, провоцирование войн англосаксами на Ближнем Востоке. Коммунизм был для них самым большим злом.
В одноименной энциклике об экуменическом служении св. отец Иоанн Павел II показал себя продолжателем дела своего предшественника – Папы Павла VI, который в Апостольском обращении 8 декабря 1975 года сказал о том, что «мы должны предложить верующим во Христа образ не разобщенных и раздираемых ссорами людей, которые вовсе не подают хороший пример, но зрелых в своей вере личностей… Разделение между христианами – тяжкое положение вещей, которое влечет за собой подрыв самого дела Христа».
Однако, пока Папа сетует на разделение между христианами, на грани раскола находится его многомиллионная паства. В октябре 2020 года некоторые его высказывания об однополых браках породили дискуссии в католической среде.
В 2021 году вышла книга, освящающая и другие аспекты деятельности Ватикана.
Она – о его «муравьиной роли» в подготовке Евромайдана на Украине, в гонении на русский язык и культуру, о связях с запрещенным в России «Правого сектора». Книга называется « Новый крестовый поход. Украина в крови», ее написал церковный публицист Александр Вознесенский. Автор предоставляет убедительную аргументацию, доказывая, что все эти годы Ватикан подкупал ведущих украинских политиков, государственных чиновников, религиозных деятелей, «работал» с молодежью в гуманитарной сфере. Процитирую один фрагмент из публикации на портале eadaily.com:
«В июне 2013 года, когда в Киеве гостил глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, группа Драбинко психологически обработала митрополита Владимира, пишет Вознесенский.
Смертельно больной предстоятель вместе с Куртом Кохом присутствовал на освящении главного собора украинских униатов в Киеве. Главным действующим лицом на церемонии был верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав Шевчук — злейший враг канонического украинского православия и русофоб. Митрополит Владимир вместе с Кохом поздравил Шевчука с обретением униатами собора в Киеве — священном городе для всех православных восточных славян. За-тем Владимир в присутствии Коха и Шевчука сказал: «Мы потеряли двадцать лет в независимой Украине. Почему? Потому что мы не учили людей о необходимости всецерковного единения». Как указывает Вознесенский, потерявший вменяемость от болезни глава УПЦ МП сказал именно то, что хотели услышать эмиссар Ватикана и главный униат Шевчук. Само собой, эти слова вложили в губы Сабодана Драбинко и Ко».
Как пишет Вознесенский, «действующий глава Ватикана Франциск учил богословие в Риме, где его наставником был ректор Малой Украинской семинарии в Ватикане кардинал Степан Чмиль — этнический украинец, сторонник запрещенной в России ОУН-УПА. До службы в Ватикане Чмиль окормлял паству на малой родине Марио Хосе Бергольо (настоящее имя папы), в Буэнос-Айресе. Общаясь с Чмилем и окормляя украинскую паству в Аргентине, будущий папа Франциск изучил историю украинского националистического движения, неплохо освоил украинский язы».
Самым непарадоксальным образом католическое «миролюбие» обнаруживается там, где обильно льется кровь православных христиан и прихожан Армянской Апостольской церкви. Совпало оно и с «замирением» армян и азербайджанцев: вторые на виду у набравших в рот свя-той воды католиков уничтожали древние христианские святыни в На-горном Карабахе и ранее – в 2000-2010 годы в Нахичеванской Джульфе. Кошты Алиева вполне предсказуемо достигли и подземелий Ватикана.
Еще один вполне ожидаемый приступ «миролюбия» от Папы Римского пришелся на католическую пасху в разгар СВО на Донбассе, когда он толерантно призвал обе стороны к примирению и прекращения наращивания вооружения. Мракобесные акции протестов против «русской агрессии» велись по всему католическому миру – в Польше, Германии, Австрии, Франции, на родине папы в Аргентине.
Кульминация их совпала с ЛГБТ-прайдами. В едином порыве управляемые наднациональными структурами группы митингующих поддерживали украинцев. За доброе слово в адрес русских шло привычное шельмование. При этом, карнавализация зашкаливала: смешались в кучу радужные перья, флаги, одновременные бороды и ажурные колготки, виндзорская красная краска, обильно льющаяся из-под ног существ, когда-то имевших пол.