• Пт. Ноя 22nd, 2024

Комментарии к «Вардананку» Аруси Тадеосян

Мар 6, 2024
Григор Ханджян. Вардананк

«Наша Среда online» предлагает к вниманию наших читателей избранные комментарии к историческому роману Дереника Демирчяна «Вардананк». Их составила переводчик Арусь Тадеосян.

АГВАНЫ – албанцы кавказские, обитавшие по левому берегу нижнего течения Куры, между маскутами (север), утийцами (северо-запад) и каспийцами (восток). Край их, известный в древности под названием Агванк, то есть «Земля агванов», ныне входит в состав Азербайджанской ССР.

АЗАРАПЭТ – нахарар, ведавший делами податного населения – крестьянства наподобие «chancelier Запада» (Н. Адонц), то есть строительством внутри страны (дорожным) и государственными налогами. Должность азарапэта, иногда с военным уклоном, была в древности и у агванов, и у персов. Буквальное значение слова — «тысяцкий», «начальник тысячи».

АЗКЕРТ II – армянская форма имени персидского царя Иездигерда II Сасанида. «Под влиянием представителя военной знати «азарапэта ариев» Михрнесрэ царь Азкерт II изменил первоначально доброжелательную политику Ктезифонского двора по отношению к армянам, проектируя насильственное их слияние с Ираном путем вмешательства в экономическую, культурную и религиозную жизнь Армении» (ИСТОРИЯ АРМЕНИИ, том I)

АЙРАРАТ- центральный «ашхар» (букв. «страна», «край»), то есть удельная область Армении Великой (Armenia Major античных авторов Запада). На востоке граничил с область Сюник, к юго-востоку – с областью Васпуракан, к юго-западу – с областью Туруберан и северу – с областями Тайк и Гугарк. Айраратская долина была центром политической и экономической жизни армянского народа. Здесь находились почти все сменявшие друг друга столицы древней Армении, кроме Тигранакерта (Вагаршапат, Армавир, Двин, Ани). На Айраратской долине находится и столица Советской Армении – Ереван. Айрарат был домэном Аршакидов, то есть их «востаном».

АЛАНЫ (яссы русских летописей) – воинственные предки современных осетин, проживавшие на северо-западных и южных склонах Кавказских гор и часто совершавшие набеги на поселения в сопредельных странах.

АМАТУНИ – знатный нахарарский род древней Армении. Глава рода к V в. выполнял обязанности наследственного азарапэта армян, сменив князей Гнуни на этой должности. Феодом рода Аматуни был Арагац-Вотн (букв. «Подножье Арагаца») со знаменитой деревней Ошакан, куда азарапэт Ваан Аматуни перенес прах своего учителя Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита.

АНАИТ – дочь верховного божества армянского языческого пантеона Арамазда. Культ Анаит – не только следствие иранского влияния, но и пережиток культа общей для всей Малой Азии «Великой Праматери» и «Златоматери – Владычицы»; возможно, что этот культ и пережиток верований эпохи матриархата. Богиню Анаит – покровительницу материнства и плодородия, часто смешивали с богиней Астхик. Символ Анаит – полумесяц, атрибут – голубка.

АНГЕХ – название местечка в юго-восточной части Айрарата, в Цахкотне, где попытка персов построить капище огня и принудить армян к поклонению «священному огню» вызвала в 450 году первую вспышку народного восстания против персидского ига.

«АНХУШ БЭРД» — см. «БАШНЯ ЗАБВЕНИЯ»

АПАР – область на восточной окраине персидской державы, центром которой был город Нюшапух (или Нишапур).

АРА ПРЕКРАСНЫЙ: По Мовсесу Хоренаци – «сын царя Арама, ставшего эпонимом армянского народа у его соседей» (сами армяне назвали себя hai по имени своего легендарного прародителя Гайка (haik-a). Ара, прозванный Прекрасным за красоту, отверг предложение влюбившейся в него ассирийской царицы Шамирам (легендарной Семирамиды) оставить жену и родину и жениться на ней. Оскорбленная Шамирам пошла войной на Армению, и Ара погиб в сражении с ассирийцами. «Опечаленная Шамирам велела принести к ней в шатер тело Ара и напрасно с плачем взывала к песьеголовым божествам – аралезам, чтобы те зализали раны Ара и оживили его для нее…». В мифе отразились воспоминания армянского народа о борьбе с Ассирией, а также о влиянии ассирийской культуры; в народе бытует предание о том, якобы Шамирам, после гибели Ара оставшаяся в Армении, предприняла обширное строительство в Васпуракане, и многие постройки вокруг Ванского озера необоснованно приписываются ей. Так, например, канал урартийского царя Менуа в народе прозвали «канал Шамирам», сам город Ван – «Шамирамакэрт», то есть «построенный Шамирам», и т. д. «По новейшим исследованиям праобразом Шамирам (Семирамиды) послужила ассирийская царица ШАММУРАМАТ, жена Самсиадада и мать Ададнирари (812-783 до н.э), вавилонянка по происхождению, занимавшая необычное для этой эпохи высокое положение и направлявшая завоевательную политику Ассирии (Тураев)».

АРИИ – «лженаучное обозначение народов индоевропейской системы языков, отражавшее неправильное представление о якобы расовом и культурном «единстве» этих народов. Термин «АРИИ» обычно связывают с древнеиндийским словом «АРЬЯ», то есть «высший», «благородный». По мнению академика В.В. СТРУВЕ, оно древнее и восходит к названию неиндоевропейских ХУРРИТСКИХ народов» (БСЭ). Фашистские «ученые» утверждали, что до прихода в Индостан воинственных племен «АРЬЕВ» (бывших якобы светлокожими и светловолосыми), о которых повествует «РИГВЕДА», протоиндийцы стояли на низком уровне развития. Между тем легендарные «АРЬИ» «РИГВЕДЫ» были темноволосыми, смуглокожи, по облику и по языку походили на современных цыган. Раскопки же в долине Инда показали, что уже за два тысячелетия до вторжения племен «АРЬЕВ» в Индостан – там уже существовала развитая цивилизация, которая вместе с шумерской в долине Тигра и Евфрата и египетской может считаться самой древней на нашей планете…» (А. КОНДРАТЬЕВ, «Тантра или Пятая Веда Будды – Шакьямуни», 1971,М.)

АРМЕНИЯ – «В период высшего расцвета своей государственности древняя Армения («Армения Тиграна Великого», 95-55 до н.э. ), простиралась от реки Куры до Палестины т от Атропатены до Киликии». (ИСТОРИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА, том I). На востоке она граничила с Каспийским морем и Мидией; к западу, в Малой Азии – с Каппадокией и Понтом ( т.е. с совр. Турцией); к югу – с Парфией (современный Иран) и Месопотамией (совр. Сирия); на севере – с Колхидой и Иверией (совр. Грузия), с Агванком (совр. Азербайджанская ССР).

К V веку страна армян состояла из АРМЕНИИ МАЛОЙ, отторгнутой византийцами (т.е. Armenia Minoz, в которую входили Армения I, II и III вместе с Каппадокией), и Армении Великой – Armenia Major, в которую входили 15 ашхаров: Армения Высокая, Армения IV, Ахцник, Туруберан, Могк, или Мокс (Моксена античных авторов), Корчайк, Перс. Армения, Васпуракан, Арцах, Сюник, Пайтакаран, Утик, Гугарк, Тайк и Арарат. Каждый из этих феодальных «ашхаров», в свою очередь, состоял из нескольких «гаваров», владений более мелких феодалов.

АРМИНА или АРМИНИА – название страны армян, впервые упомянутое в т.н. «Бехистунской надписи» — обширном клинописном тексте, высеченном на скале в Бехистуне неподалеку от совр. Керманшаха (Зап. Иран) по велению персидского царя Дария I Гистаспа (522-486 до н.э). В надписи повествуется о победе, одержанной Дарием I в 521 году до н.э. над мидянами и над восставшими против персидского ига народами Армении, Вавилонии и Средней Азии. Надпись высечена на древнеперсидском, мидийском и вавилонском языках.

АРМЯНСКАЯ КОННИЦА – «после падения царства Аршакидов и раздела территории Армении между Персией и Византией в 387 году, Персия обязала армянских нахараров выставлять Арийской державе, согласно расписанию «Воинской грамоты», особую конницу на правах вспомогательного войска в составе персидской армии. В течение ряда веков она прославилась в многочисленных сражениях и по праву считалась одной из самых боеспособных частей персидской армии» (Н.Адонц)

АРТАВАЗД – сын армянского царя АРТАШЕСА I, основателя династии Арташесидов. По легенде, записанной «отцом армянской истории» Мовсесом Хоренаци, после смерти отца, огорченный тем, что армянский народ бурно оплакивал умершего царя, а многие даже увечили и лишали себя жизни на могиле его, чтобы следовать за ним «в страну мертвых», — Артавазд горестно вздохнул: «Вот умер ты, и увел за собой весь народ наш…Как же царствовать мне над безлюдной пустыней?!…» И тогда дух отца проклял Артавазда: «Поскачешь ты на охоту по вольному Масису вверх, и там захватят тебя каджи (злые духи гор – А.Т), увлекут в недра Масиса, чтоб остался ты там на веки веков и света на увидел больше!…» И проклятие отца исполнилось – и поныне сидит закованный каджами Артавазд в пещере в недрах Арарата, и верные псы напрасно грызут его цепи…» (ср. с мифами Прометеева цикла – о Мгере Младшем из Сасунского эпоса у армян и об Амиране – у грузин).

АРТАШАТ – Артаксата античных писателей Запада, — столица Армении в первой четверти II века до н.э. на левом берегу Аракса в Айраратском ашхаре. Основана Арташесом I после распада государства Селевкидов, согласно преданию, — по советам Ганнибала Карфагенского, нашедшего прибежище у армянского царя после своего поражения при Заме.

АРТАШЕС I –(189-160 до н.э) – армянский царь, основатель династии Арташесидов, первый собиратель земли армянской. Был в детстве спасен своим воспитателем нахараром Смбатом Багратуни от покушений узурпатора престола Армении Еруанда. Изгнав Еруанда, он воцарился на отцовском троне и основал новую столицу, назвав ее Арташатом по своему имени (античные писатели называли ее Артаксатой): по Мовсесу Хоренаци, умыкнул аланскую царевну Сатеник и женился на ней.

АРТАШЕС –АРТАШИР – последний представитель династии Аршакидов (Аршакуни) в Армении. Персы свергли его и превратили Армению в управляемое марзпаном наместничество.

АРЦРУНИ – знатный нахарарский род в Армении. По Адонцу, род Арцруни восходит к князьям Софены при Тигране Великом (I век до н.э). При Аршакидах были «орленосцами царя» (носителями царского штандарта). К началу X века, уже при арабском владычестве, Арцруниды умелой политикой превратили свой домэн на восточном побережье Ванского моря и земли вокруг него в самостоятельное Васпураканское царство.

АШАКИДЫ (Аршакуни армян) – следующая после Арташесидов династия армянских царей (63-428 гг. н.э)

АРШАК II Аршакид— армянский царь, успешно сопротивлявшийся стремлению персидского царя Шапуха III Сасанида поработать и иранизировать Армению. Обманно завлеченный вместе со своим спарапэтом Васаком Мамиконяном в иранскую столицу Тизбон (Ктезифон греков), Аршак был сослан в знаменитую политическую тюрьму персов (Анхуш бэрд) и погиб в заточении. С Васака же Мамиконяна Шапух II велел содрать кожу и, набив ее саманом, послал заточенному царю Аршаку в «Анхуш бэрд».

АСТХИК – супруга бога ВААГНА, богиня любви, спутница бога Солнца, часто и Лунная богиня в языческом пантеоне армян. Атрибуты ее тождественны с атрибутами богини АНАИТ. Буквально ее имя значит «Звездочка».

АТИАН – диван, совет, судилище.

АТРУШАН – алтарь и капище для возжигания «священного огня» и поклонения ему (пирей).

АШТИШАТ – поселение в Туруберане на высоком берегу Восточного Евфрата (Мурад-чая), против отрогов Армянского Тавра. В древности славился роскошным капищем, посвященным Ваагну, Анаит и Астхик. В христианскую эпоху стал одним из духовных центров Армении.

БАМБИРН – струнный музыкальный инструмент армянских рапсодов – гусанов, певших песни под аккомпанемент или бамбирнов, или арф.

БАШНЯ ЗАБВЕНИЯ ( «Anhush Berd») – замок-тюрьма, в которую персидские цари заточали своих политических противников. Мовсес Хоренаци полагает ее в пределах Хузистана; по другим источникам, она должна находиться в окрестностях или Экбатаны (Хамидана), или же Тизбона (Ктезифона). Свое название получила потому, что заключенные в нее делались «забвенными», то есть неупоминаемыми перед царем; произнесший их имя перед «царем царей» немедленно обезглавливался.

БЗНУНИЙСКОЕ МОРЕ – одно из названий озера Ван. При урартийцах озеро называлось Тушпа по имени бога бурь Тейшеба. Позднее было известно под именем БИАЙНА) (Тураев).

ВААН МАМИКОНЯН – брат спарапэта армян Васака Мамиконяна. Вместе с нахараром Меружаном Арцруни изменил родине и переметнулся к персам при персидском царе Шапухе II. Был убит как ренегат родным сыном Самвэлом.

ВАРДАНАНК – то есть «варданиты», стронники спарапэта армян Вардана Мамиконяна, возглавившего борьбу армянского народа против грубой ассимиляторской политики Сасанидской Персии. Позднее так стали называть и войну, и весь цикл подвигов Вардана Мамиконяна и его сподвижников, причисленных армянской церковью к лику «мучеников веры». Соответственно и «ВАСАКИАНК» — это «васакиты», сторонники назначенного персами марзпаном страны Васака Сюни, считавшего, что вооруженное восстание не по силам армянам.

ВАСПУРАКАН – один из обширнейших «ашхаров» Армении Великой. В него входили земли на восток, юг и северо-восток от озера Ван. В числе его гаваров, считая с юга на север, были Ршуник с островом Ахтамар, Тосп, Андзеваник, Мардастан, Артаз и др. Место сражения армянского ополчения и нахарарских полков с войсками Азкерта II Сасанида – Аварайрское поле – находилось в пределах Артазского гавара Васпураканского ашхара.

ДЭВЫ – по верованиям древних персов и армян – злые духи, обычно горные и подвесные. Первоначальное «дэва» — благостное божество по-санскритски, впоследствии по инверсии стало у персов злым божеством низкого порядка, и именно в этом понимании было воспринято армянами.

ЕГИШЕ – историк, современник борьбы армянского народа с Сасанидской Персией, стремившейся ассимилировать и иранизировать армян. В своем труде «О ВАРДАНЕ И ВОЙНЕ АРМЯН ПРОТИВ ПЕРСОВ» Егишэ вдохновенно описывает героическое сопротивление народа, превозносит Вардана Мамиконяна, рисуя его суровым энтузиастом, сгруппировавшим вокруг себя патриотов, которые дали обет верности родине и христианской вере. ЕГИШЕ дает подробные сведения о внутренней иерархии жреческого сословия Персии и о его влиянии на политику Сасанидов, о догматах Заратушты, объясняет тесную связь царского двора и жречества («Трон – опора алтарю, и алтарь – опора трону…»); цитирует полемику «аразпэта ариев» Михрнерсэ с армянским духовенством.

ЕЗНИК КОХБАЦИ – монах-философ и историк, современник Вардана Мамиконяна, в дошедшем до нас труде «ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕРЕСИ ПЕРСИДСКОЙ» освещает вопросы персидской теогонии – веры в небесные светила, дуализма их религии и личность Заратушты, страстно полемизирует с ревнителями магизма.

«ЕРАН ев АН-ЕРАН» (то есть «арьи и не-арьи») – эту формулировку, встречающуюся у армянских писателей того времени в смысле «персы и не персы»; ЕГИШЕ использует это выражение, основанное на заимствовании из парфянских текстов – «Арьяц ев Ан-арец».

ЗАРЕВАНД – один из «гаваров» Перс. Армении, сопредельной Атропатене, находится на северном побережье Урмийского озера, в пределах Салмаста и Хоя. Обычно упоминается вместе с гаваром Зарехаван. «Именно отсюда и направили свой удар, как с безопасной базы, персы во время Вардананка» (Н. Адонц).

МАРВИРОТ – река около оазиса Мерва, у которого Армянская конница, выступавшая в составе персидского войска, разгромила войско кушанов.

МАСЬЯЦ ВОТН – гавар Айрарата, лежавший у подножья Масисов.

МЕЦАМОР – приток р. Аракс в Араратской долине. В месте слияния его с Араксом было большое болото, носившее то же название.

МОГПЭТ – жрец, служитель священных стихий при маздаизме, а «могпэтан могпэт» — то есть «жрец над жрецами» — титул верховного жреца.

ОГАКАН – неприступный родовой замок Мамиконянов на берегу Евфрата в гаваре Тарон Туруберанского края.

ПАЙТАКАРАН – край в Армении Великой в треугольнике, образуемом слиянием реки Аракс с Курой на северо-востоке Армении Великой.

САНДАРАМЭТ – слово, объединявшее у армян понятие об аде и его властелине – дьяволе. В романе слово употреблено в смысле «сатана», «князь преисподней». Слово зендского корня, означало сперва «благостный дух»; понятие было инверсировано после принятия армянами христианства.

СЕПУХИ –младшие сородичи нахарара или младшие представители царского дома, обычно поступали на военную службу в Армянскую конницу. «Отцом рода –княжеского или царского – был нахарар или царь, детьми рода – сепухи» (Н. Адонц).

СПАРАПЭТ – главнокомандующий объединенных войск армянской страны. Бывшая первоначально выборной, должность спарапэта стала наследственной в роду Мамиконянов.

СЮНИК, Сюнийский край – наследственный удел князей Сюни – первых по старшинству («первотронных») нахараров древней Армении. Сюник находился к востоку от Айрарата, (в районе современного Зангезура), но в числе его семи гаваров был и гавар Гехакуни с Севанским озером («Гехамским морем») и горой Гех.

ТАНУТЭР – старший в княжеском роду нахарар – начальник рода. Танутэр буквально значит «господин дома», «владыка рода».

ТАРОН – «наиболее важный по древности и значению гавар (область) Туруберана, известный уже классикам древности (вспомним хотя бы Тацита). В V-VI веках стал домэном Мамиконянов, владевших одновременно и феодом Тайк. Часть Тарона с Аштишатским монастырем входила во владения патриаршего дома Армении – потомков Григория Просветителя, с которым Мамиконяны были в родственной связи по женской линии. (Патканов).

ХАВАРЦИЛ – ревенный корень, в старое время считался приворотной травой, «присухой».

ХУРДЖИН – переметная дорожная сума из узорной ковровой ткани на Востоке.

ШАПУХ – (Шапур западных писателей) – имя двух царей Сасанидов, упорно стремившихся любой ценой оторвать армян от единоверной Византии и полностью иранизировать.

ЧИЧРАКЕЦИ НЕРСЕС: «…Армянские нахарары под предводительством отважного Нерсеса Чичракеци дали сражение персидским войскам, вторгшимся в Армению, и нанесли им поражение…» (Мовсес Хоренаци). «В дни Азкерта I, поставившего своего сына Шапуха царем в Армении после смерти Хосрова Аршакида…» (Паласанян)

ЭЧМИАДЗИН – духовный центр Армении в христианскую эпоху, резиденция верховного главы автокефальной церкви – католикоса всех армян. Находится в 20 км. От столицы Арм. ССР – Еревана. По бытующему преданию, Эчмиадзинский кафедральный собор был построен на том месте, где первому проповеднику христианства в Армении явился во сне Иисус и ударил огненным молотом в землю. Название собора по-армянски – «Эчмиадзин» и означает: «Сошел Единородный…» — то есть Иисус Христос.

Источник: Д. Демирчян «Вардананк». Книга 2.  Издательство «Айастан» Ереван, 1974 стр. 483-498

Подготовила Валерия Олюнина