КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Всё началось с того, что я с детства сочинял стихи. И в молодости, когда я занимался живописью, дизайном, скульптурой, литературой, актёрством, фотоискусством, — я поймал себя на мысли, что я повсюду поэт. И так я поэтом стал и в кино.
Конечно, мой дебютный фильм нельзя назвать кинопоэзией, но остальные 7 моих фильмов я свободно называю кинопоэзией.
Когда я начинал снимать свои первые сюрреалистические картины, я даже не знал о тех великих режиссёрах и поэтах, в которых я потом влюбился всей своей душой. Тогда я просто снимал то, что видел, что чувствовал. И тогда я даже думал, что это сюрреализм или кинопоэзия, я думал, что это дадаизм. Но, когда я заканчивал свой третий фильм, я осознал, что все мои картины сюрреалистические. В то время я уже знал и следовал примеру таких великих мастеров как Тарковский, Бергман, Бунюэль, Хичкок, Пелешян. Но заниматься этим жанром всё же меня подвигла философия Андрея Тарковского, единственного для меня режиссера и поэта в кино, с которого я беру пример и изучаю его фильмы и его философию.
Андрей Тарковский — человек… Я не говорю — режиссёр или поэт, я говорю — человек. Остаться в этом жанре и продолжать снимать сюрреалистические картины меня вдохновил человек Андрея Тарковского. Я жалею, что не жил в те времена, когда он жил физически. Многому бы я мог научиться от его человека. А как кинопоэта я всегда его изучаю, нахожу литературу, интервью, лекции, рассказы про него, пересматриваю его фильмы, — и это для меня уже большая школа сюрреалистического кино.
Сюрреалистическое кино я считаю искренним кино, душевным, чувственным, честным. Для меня величайшей кинокартиной был и остаётся фильм Тарковского «Сталкер». Величайшим философским фильмом я считаю «Жертвоприношение».
Не так давно друг посоветовал посмотреть фильмы шведского режиссера Роя Андерсона. И я великим его фильмом считаю его фильм «Песни со второго этажа». Есть множество мастеров не только в сюрреалистическом кинематографе, которые меня вдохновляют: Антониони, Феллини, Джон Форд, Эйзенштейн и, конечно же, великий Чаплин.
Меня также вдохновляет литература, поэзия. Поэтому, наверно, у меня фильмы получаются короткие, как стихи. Фридрих Ницше, Эрнест Хемингуэй, Эдгар Алан По, Жан-Поль Сартр, Вильям Сароян, Сергей Есенин, Максим Горький, Зинаида Гиппиус, Владимир Высоцкий, Артур Месчан, Аветик Исаакян и многие другие армянские, русские и другие писатели и поэты.
Но больше всего меня вдохновляет природа, каждодневное общение с животными. Больше всего я беру и учусь у природы.
Я не беру стандартные решения или образы при создании своих фильмов. Я снимаю так, как чувствую, как вижу. Я снимаю тогда, когда вижу. Например, сейчас я работаю над своей восьмой кинокартиной и уже наверно 6 месяцев я не вижу и не чувствую ничего. И фильм ждёт. Я не напрягаюсь. Фильм — это ребёнок, который вовремя родится. А образы нет. У меня нет никаких концепций, никаких образов. Я снимаю то, что у меня из души вливается в мой мозг на суд. Что я хочу донести до зрителя? Я хочу, чтобы зритель думал. А если зритель не хочет думать, я обещаю, зритель почувствует фильм если не сознательно, то подсознательно.
В каждом моём фильме есть множество посланий, которые я осознаю и нахожу в своей жизни и в природе, в людском мире и в душе человеческой. Я передаю эти послания всем, кто понимает и для тех, кто это уже всё понял в жизни. А кто не понял или не любит думать, пусть просто смотрит те фильмы, после которых не обязательно думать и чувствовать — коммерческий попкорн.
Я просто хочу, чтобы мой зритель думал и чувствовал. Думать и чувствовать. Думать и чувствовать. И остаться человеком!
Подготовил Виктор Коноплев