• Вс. Окт 6th, 2024

Каждый день – это новые самоощущения

Авг 15, 2021

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online»Юрий Арутюнян – исключительно абстракционист. С 1985 года он является членом Союза художников. Когда смотришь его картины, то находишь удивительные композиции, словно сотканные из света и цвета, которые рассказывают о его личных чувствах, выражающихся каждый раз в новом сочетании. Каждая композиция Юры – это сочность цвета, это прекрасное сочетание красок и света, содержательная выразительность, чистейшая эмоциональность и чистое переживание. Фейерверки красок взлетают и рассыпаются, они завораживают, гипнотизируют, рассказывая каждый раз о новых волнениях, тревогах и размышлениях автора. Его мир — это сияние света, торжество красок, изящество линий.

 Художественные произведения Юрия Арутюняна находятся в Национальной галерее Армении, в Музее современного искусства, а также в Вене, в Нью-Йорке, Москве, Торонто, Нидерландах, Мюнхене, Пекине, а также в частных коллекциях.

— Итак, вы родились в Ереване, как рано Вы начали рисовать?

— Можно утверждать, что рисовать я начал раньше, чем говорить. Поскольку мое детство не было столь обеспеченным, чтобы я мог себе позволить, иметь все необходимое для творческой деятельности: бумагу, карандаши или краски, я увлекался тем, что скоблил, рисуя на камнях.

Когда я вырос, я поступил на факультет книжной графики, но сказать, что это меня сильно увлекло, не могу, я быстро понял, что это вовсе не моя стезя. После окончания учебы я стал частенько посещать Матенадаран, и завороженно изучал армянские миниатюры. Родом я из Артеша, который основал миниатюрист Симон Артешеци в Васпуракане, где находится наш город. В течение 4-5 лет я изучал армянские миниатюры, которые глубоко поселились в моем сердце. Таким образом ко мне пришло осознание того, что все мои поиски пребывают именно здесь, в армянских миниатюрах. Рассматривая мои картины, можно обнаружить, что они напоминают манускрипты. Так я установил свои восприятия окружающего, что давало мне возможность выразиться.

— Выходит, что Вы даже не искали свой жанр, и с самого начала стали создавать абстракции?

— Помню, как в 1984 – м году чудесный художник Зулум Григорян, он являлся председателем секции живописи в Союзе художников, подъехал к месту, где я создавал свои картины, стал их рассматривать с огромным интересом, и предложил мне вступить в Союз художников. Для вступления в Союз художников я представил исключительно абстракции. Очень скоро я получил от Союза мастерскую, и начал выставляться в разных городах и странах.    Выставка, в которой я впервые принял участие это выставка «Экспресс-авангард», которая представлялась в Москве и Нью-Йорке, а затем мои работы были представлены в Музее современного искусства в Мюнхене. Курировала выставку известная немецкая медицинская фирма «Штокерт», которая представляла в Армении свое мед-оборудование, инструменты, медикаменты. Они самолично ходили по мастерским художников и выбирали картины, которые бы удовлетворили их вкусы. Таким образом, были выбраны мои четыре абстракции, которые и были ему представлены.

— Каких художников Вы любите особенно?

— Василий Кандинский, Аршил Горки, Жоан Миро, Пауль Клее, Виллем Кунинг, но среди художников для меня особое место занимает итальянский художник Веччелио Тициан, которого в эпоху Ренессанса называли «королем живописцев и живописцем королей». Он восхищает меня своим светом.

—  Что такое искусство?

— Искусство, это возможность вести общение с социумом, демонстрируя свои внутренние, накопившиеся переживания. Мои работы, это сочетание цвета и света.  Мои картины – это мои внутренние чувства. Я не сторонник того, чтобы художник вяло исполнял свои картины, они должны быть глубоко обдуманы. Я исключаю анархию в искусстве. Творчество – это результат моих мироощущений и внутренних переживаний. Бывает, что художник в течение многих лет создает свои бесконечные картины, но если их сшить, то получится одно единственное, повторяющееся много раз, произведение. Мои картины же непременно должны выражать самые разнообразные переживания. Каждый новый день мне дарит совершенно отличные от других дней самоощущения. В этом отношении, у меня вызывает восторг армянский художник, Генрих Элибекян, который всегда очень разный.

— Юра, почему Вы избегаете давать названия своим произведениям?

— Это не так. Вы, вероятно, имеете в виду мою персональную выставку 2000 года, где ни у одной работы не было названия. Так я сделал принципиально, мне хотелось, дать возможность зрителю не ограничиваться в своих фантазиях, когда он будет смотреть мои картины. Если он сам воспринимает мои мироощущения согласно моим представлениям, то значит, картина удалась. А так мои картины имеют и дату рождения и названия.

— В каких странах Вы выставлялись?

— Я принимал участие в выставках в Москве, в Вене, в Нью-Йорке, в Мюнхене. Но персональных выставок в другой стране у меня не было, только групповые.

— У Вас есть творческое кредо?

— Самый важный принцип мой заключается в том, что я против анархии в искусстве. Я не признаю всякие несуразные эффекты в искусстве.

— Полагаю, что выставка, которая вытолкнула художника на новый этап, состоялась.

  — Именно так.

— Какую свою выставку Вы считаете состоявшейся?

— Такой явилась для меня моя персональная выставка в 2000 году, которую предложил Генрих Игитян. Она впечатлила не только меня, но и всю художественную общественность.

— Ваши работы обладают религиозностью?

— Несомненно. У меня даже имеется картина, которая называется «Богоматерь Звартноца». В 1994 году, в деревне Саят- Нова, на стене Звартноца появилось изображение богоматери. Это произвело на меня сильное впечатление, и я подумал ее изобразить, и изобразил ее ауру. Она, больше, можно сказать, является молитвой.

— Вы человек верующий?

— Конечно, я христианин, крестился в армянской апостольской церкви.

— Какие неисполненные мечты у Вас имеются?

— Может быть, это звучит немного утопически, но я хотел бы иметь дом в своем отечестве в Васпуракане, в городе Арчер.

— Когда исполнится Ваша мечта?

— Об этом известно только Богу.  Армяне больше романтики, чем прагматики.   

Беседовал Арутюн Зулумян