• Сб. Апр 27th, 2024

Католикос Ованес Драсханакертци и его “История Армении”

Окт 16, 2023

ДНИ В ИСТОРИИ

Рисунок современного художника из открытых источников

“Наша Среда online” – Средневековая история Армении полна драматизма и страданий армянского народа. Эти столетия были временем господства чужеземных завоевателей, разрухи и опустошения городов и селений, массовых убийств: арабское завоевание (VII-X вв.), вторжение турок-сельджуков (XI-XIII вв.) и нашествие монголов (XII-XIV вв.), походы Тимура и Тимуридов (XIV-XV вв.), туркменских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу и, наконец, завоевания Сефевидов и Надир-шаха (XVI-XVIII вв.). Тем не менее средневековая культура Армении продолжала развиваться, о чем свидетельствует творчество плеяды выдающихся историков VIII-XVIII вв, среди которых выделяется имя Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци.

Известно, что он родился в местечке Драсханакерт провинции Айрарат между 845—850 годами. Основное образование получил в Севанаванке у католикоса Маштоца I Егивардеци, который был также его родственником. На патриарший престол Армении взошёл приблизительно в 897 году и оставался католикосом около 30 лет. До этого был «епископом двора» то есть вторым после католикоса духовным лицом в стране.

Современник Драсханакертци – историк Товма Арцруни так характеризовал католикоса: «он был человек вежливый и скромный, простого нрава и далекий от заносчивой надменности, постоянно пребывая в рядах кротких, прославленных спасителем нашим Иисусом Христом».

Историк Лорэтта Христофоровна Тер-Мкртичян, исследуя первоисточники, сообщает: “Являясь в 897-925 гг. католикосом, Иоаннес Драсханакертци был часто посредником между враждующими группировками армянских князей, между царем Армении и арабскими востиканами Атрпатакана. Во время своих переговоров с востиканом Юсуфом он был схвачен и посажен в тюрьму. Впоследствии ему удалось бежать, и он нашел себе пристанище в области Арцах. В дальнейшем, после многих скитаний, он переехал в Грузию. Получив от константинопольского патриарха Николая письмо с сообщением о бедствиях, постигших Армению в связи с арабским нашествием, Драсханакертци возвратился на родину и обосновался в области Тарой (Западная Армения), где вел подвижническую жизнь. Через некоторое время он возвратился в Восточную Армению. Иоаннес Драсханакертци вел активную дипломатическую деятельность, направленную на урегулирование отношений между арабами и армянами.

На старости лет Иоаннес Драсханакертци поселился на оз. Севан, а затем перебрался в Бюракан, где построил собор, от которого в настоящее время остались руины. Преследуемый арабами, он наконец нашел пристанище у царя Васпуракана Гагика и его брата Гургена. Дожив до глубокой старости, Иоаннес Драсханакертци умер между 929 и 931 гг.”

Как следует из приведённой выше цитаты, католикос стремился примирить враждующих нахараров, быть посредником между царем и армянскими князьями, однако его старания не привели к желаемому единству. В связи с этим он с горечью пишет: «Когда мы переносили эти ужасы со стороны чужеземных разбойников-грабителей, мы обращали взоры на наших царей и князей, а также вождей и нахараров страны нашей. И с надеждой мы ждали, что они не поддадутся искушению и не отпадут, а постараются найти выход из этого бедствия, честно свяжутся друг с другом общим братством и объединятся, чтобы, подобно Давиду, метать камни из пращи в нового Голиафа… Однако этого нам не удалось увидеть, но противное тому пришлось нам перенести».

Драсханакертци известен, главным образом, как историк. Сохранилась два его труда: «Порядок армянских католикосов» с краткими биографическими заметками о каждом из них и «История Армении» — один из наиболее ценных трудов для изучения Закавказья.

“История Армении” разделена на две части: первая включает в себя период от всемирного потопа до конца IX века, вторая посвящена событиям первой четверти X столетия. Если первая часть книги написана на основе трудов предыдущих армянских историков (Корюн, Егише и др.), то вторая часть имеет исключительно познавательную ценность, так как написана на основании непосредственных впечатлении и анализа автора — очевидца и участника событий. “Именно во второй части, – пишет Л.Х. Тер-Мкртичян, – автор раскрывается перед нами как большой художник. Стиль Иоаннеса Драсханакертци напоминает стиль Библии и древних армянских историков — Мовсеса Хоренаци и Егише, что свидетельствует о влиянии искусства риторики этих больших мастеров древности на литературное творчество более позднего времени.”

«История» содержит ценные данные о социально-экономической жизни, географических и топографических условиях, имеет богатый фактологический материал. Автор описывает экономический, политический и культурный подъем страны при Смбате Багратуни, рисует и то плачевное состояние, в котором Армения очутилась из-за междоусобиц, распрей нахараров, их измены царю, перехода на сторону врага — арабских завоевателей. Особенно живо Драсханакертци освещает правление царя Смбата (890-914), казненного арабским востиканом Юсуфом, а также подробно описывает правление его сына царя Ашота II, прозванного за свою смелость и выносливость Еркатом — Железным (914-928).

Первое печатное издание труда Драсханакертци осуществлено в 1841 году в переводе на французский язык. В 1843 г. выходит в Иерусалиме на древнеармянском языке. На нем же в 1853 г. оно вышло под редакцией видного армяноведа Н. Эмина в Москве. Перевод на русский язык выполнен в 1984 г. Маргаритой Дарбинян-Меликян.

Источники:

  1. Ованес Драсханакертци. История Армении / Перевод с древнеармянского М. О. Дарбинян-Меликян. — Ер.: АН АрмССР, 1984.
  2. Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985
  3. П. Антабян. Ованнес Драсханакертци // Видные деятели армянской культуры (V—XVIII века). — Ер., 1982.
Top