КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — Понятие абстракции происходит от латинского «аbstractio», что означает отвлечение от несущественных сторон с целью подчеркнуть их существенные, закономерные признаки. Абстрагирование это теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
Современное понимание абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому образование абстракций — это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный приём мысленного разделения целого и представлении его частями. Абстрактный язык в искусстве появился в древности, о чём свидетельствуют орнаменты на поверхностях древнейших артефактов. До сих пор дискуссионным остаётся вопрос, что появилось раньше, абстрактное или реалистическое искусство. Но рассматривая пещерные наскальные рисунки мы убеждаемся, что абстрактное появилось раньше.
Классическая философия рассматривает понятия абстракции и конкретности и как категории логики, и как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Данные категории противопоставляются друг другу как некоторое существование предмета «простого» и предмета «сложного» как для их восприятия в ощущении, так и для понимания в мышлении. При наличии наблюдающего все наблюдаемое приобретает в его представлениях четко упорядоченное. Зачастую, когда мы смотрим на абстрактный рисунок, нас невольно посещает мысль о том, что мы легко смогли нарисовать точно такую же картину. Непросвещенным зрителям абстрактная живопись кажется элементарной, не требующей особых навыков, знаний или таланта. Но на самом деле, заниматься ею еще сложнее, чем традиционной живописью. Действительно, абстракционизм не признает никаких норм или правил. И существует мнение, что нет ничего проще, чем разбрасывать краски и наносить мазки в хаотичном порядке. Но такое мнение ошибочно, а сама абстрактная картина может нести в себе такую информационную нагрузку, как и картина с изображением реальных предметов или фигур.
Задумываясь над особенностями абстракции, мы постепенно начинаем осознавать, что в картинах самым важным является не рисование предметов, а в том, чтобы через них создать чувства, которые возникают у зрителя при рассмотрении картины.
В действительности абстракция сводима к чувственному и неотрывна от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам. Абстракция создается по законам классической живописи. Здесь действуют основные принципы передачи цвета, тона и перспективы. Сохраняются законы статики и динамики, цельности и неделимости, равновесия и акцента. Отход от деталей объекта еще сильнее привлекает внимание на логическую структуру картины.