c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Их нельзя оставлять без внимания

Авг 26, 2020

КОММЕНТАРИЙ

Армен Алавердян

«Наша Среда online» — Счастлив человек, когда окружен близкими ему людьми – тогда и счастье ярче, и несчастье не столь горестно. Но если так сложилась судьба, что вы оказались на инвалидности, в данный момент одиноки, а по состоянию здоровья не можете самостоятельно вести свой быт, то повседневье для вас становится постоянным генератором негативных переживаний.

В некоторых странах, правда, предусмотрена так называемая выплата «по уходу», призванная в какой-то мере компенсировать оплату услуг помощника. Однако этих сумм, судя по всему, явно недостаточно. И о полном решении данной проблемы говорить пока не приходится.

В России предпринята попытка если не разрешить ее окончательно, то хотя бы по возможности минимизировать. На прошлой неделе фракция ЛДПР в Госдуме РФ внесла на рассмотрение нижней палаты российского парламента законопроект, согласно которому, неработающие россияне, которые ухаживают за людьми с инвалидностью, смогут получать ежемесячные выплаты. Распространяться она будет на безработных граждан, которые ухаживают за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы или инвалидом I группы, являющимся их родителем или опекуном.

По оценке авторов законодательной инициативы, размер такой выплаты должен составлять не менее 10 тысяч рублей в месяц, передает РИА Новости. Предлагается включить данную выплату в ежегодную индексацию.

Наряду с этим, авторы законопроекта выступили за увеличение размера нынешних ежемесячных выплат по уходу за инвалидом или престарелым человеком. Размер такой выплаты с 1 июля 2008 года, на основании Указа Президента РФ от 13.05.2008 № 774 “О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами”, был установлен в 1200 рублей в месяц (без учета районного коэффициента), и с тех пор не менялся. Потому что индексация этой выплаты не предусмотрена. Между тем, расценки на товары первой необходимости и все остальное с тех пор существенно возросли.
Брать средства на соответствующие расходы депутаты ЛДПР предложили из федерального бюджета. Если парламент и правительство одобрят эту инициативу, то предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу с начала 2020 года.

А что дальше?

Законопроект, предусматривающий ежемесячные выплаты безработным, которые ухаживают за людьми с инвалидностью, направлен на восстановление социальной справедливости. В этом убежден Армен Алавердян – член Правления Европейской сети независимой жизни (European Network on Independent Living — ENIL), исполнительный директор армянской общественной организации «Унисон», отстаивающей права и интересы людей с инвалидностью.

-Не секрет,- говорит он,- что многие люди, в чьих семьях есть инвалиды, все свое время посвящают уходу за ними. Вследствие чего они лишаются возможности устроиться на работу, сделать собственную карьеру. В результате финансовое состояние таких семей, как правило, бывает неутешительным.

По мнению г-на Алавердяна, следующий шаг, который в ближайшем будущем нужно сделать российским законодателям, – это дифференциация выплат в соответствии с нуждами и желаниями самих инвалидов. Иными словами, надо четко разграничить категории государственной поддержки семьям тех инвалидов, которые нуждаются только в уходе, и тех, кто живет активной жизнью и нуждается в персональном ассистенте. Ибо, подчеркивает собеседник, «сиделка» и помощник – не одно и то же. “Задача ассистента – компенсировать функциональные проблемы инвалида, мешающие тому жить полноценной жизнью (учиться, работать, активно отдыхать и т.д.),- отмечает он.- Например, для человека, передвигающегося в инвалидной коляске, важно не зависеть от наличия или отсутствия безбарьерной среды. Скажем, если колясочнику нужно попасть в учреждение, лестничный вход ступеньки в которое не оборудован пандусом, персональный ассистент должен безопасным, надежным способом помочь инвалиду подняться в здание”.

При этом важно отметить, что инвалиды далеко не всегда видят в качестве персонального помощника одного из членов семьи. Многие, напротив, предпочитают нанять постороннего человека: это позволяет им сохранять независимость, принимать различные решения самостоятельно, т.е. без “разрешения” семьи. Естественно, в этом вопросе лицам с инвалидностью должно финансово содействовать государство, как подобное делается во многих развитых странах, отмечает А. Алавердян.

Справка:

Движение независимой жизни определяется как социальное движение, которое проповедует философию самоорганизации, самопомощи, выступает за гражданские права и улучшение качества жизни инвалидов.

Официальной датой рождения первой общественной организации независимой жизни считается 1962 год, когда во Франции была создана Группа за интеграцию инвалидов. В нее входили студенты, которые хотели выступать от своего имени и создавать службы, в каких они сами чувствовали потребность. В США первая подобная организация была создана в 1972 году — известный теперь Центр независимой жизни в Беркли, в котором состоят люди с различными типами инвалидности. Затем такие структуры появились в других городах США, в Латинской Америке. Развитию такого движения во многом способствовал принятый в 1978 г. в Соединенных Штатах “Закон о защите инвалидов”, предписывающий оказание центрам инвалидов финансовой поддержки со стороны правительства.

С середины 1980-х гг. центры независимой жизни начали создаваться в Канаде, Великобритании, Германии, затем – в других странах Европы. Национальные организации, занимающиеся проблемами инвалидов на новом уровне, появились в Африке и Юго-Восточной Азии. В 1982 г. была создана Международная организация инвалидов (Handicap International), которая стала ключевой организацией по сплочению инвалидов разных стран и пропаганде Движения независимой жизни.

Европейская сеть независимой жизни – ENIL была основана в 1989 году, в рамках прошедшей в Страсбурге (Франция) Конференции Европарламента по вопросам персональной помощи.

Центры независимой жизни осуществляют четыре основных типа программ:

  1. Информирование и предоставление справочной информации об имеющихся социальных услугах и ресурсах общества. Эта программа базируется на убеждении, что доступ к информации расширяет кругозор и повышает способность человека управлять своей жизненной ситуацией.
  2. Развитие и предоставление индивидуальной и групповой “поддержки равных”. Работа организуется по принципу добровольной взаимной поддержки членов ЦНЖ. Консультирование и передача опыта независимой жизни осуществляются самими инвалидами.
  3. Индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов. В основе программы лежит убеждение, что сам человек лучше знает, в каких услугах он нуждается. ЦНЖ работают с людьми индивидуально, чтобы помочь им найти наиболее оптимальное решение в каждом конкретном случае, разработать стратегию для достижения личных целей.
  4. Разработка новых моделей оказания услуг. Проводятся научные исследования, испытание новых устройств, разрабатываются и планируются новые подходы и методы поддержки. Осуществляются контроль и анализ предоставляемых услуг, демонстрационные программы, использование сети контактов с государственными и благотворительными организациями.

Что касается Армении, то в настоящее время семьи инвалидов не получают государственного содействия, нацеленного на практическую реализацию права инвалидов на независимую жизнь. Оставляет желать лучшего и законодательная база. Правда, имеется законопроект “О правах лиц с инвалидностью”, в котором впервые предусмотрена финансовая поддержка для того, чтобы инвалид мог нанять персонального ассистента. Но не более. “К сожалению, принятие закона неоправданно долго затягивается – по непонятным причинам”,- констатирует Армен Алавердян.

Ашот Гарегинян