СОЦИУМ
Факт – это король Истории. Однако зачастую он бывает голым, подобно манекену на витрине. Все рассказанные здесь истории основаны на точных и достоверных фактах. Я лишь старался придать им литературную форму и облачить в одежды обнажённые манекены.
Хачатур Дадаян
1. Сын Гюлум и её супруг
2. Ответ Кромвелю
3. Сын Рамаза Костанд и Америка
В 1653 году губернатором штата Вирджиния в Америке был Эдуард Диггс – сын бывшего посла Англии в России сэра Дадли Диггса. Молодой Эдуард именно там, в России, общался с новоджугинскими купцами – монопольными поставщиками шёлка-сырца, развернувшими бурную торгово-экономическую деятельность.
Оказавшись в Вирджинии, Эдуард Диггс вознамерился основать шелководство и шелкоткачество, периодически из Англии получал коконы шелкопряда, однако за неимением опыта и соответствующих способностей не мог добиться результата. Например, ему было невдомёк, что зимой армяне держали шелковичных червей под мышкой, чтобы те не погибли от холода. Так, кто же мог помочь ему в этом? Конечно же, армяне – мастера этого дела.
Исходя из этого побуждения Диггс на свои собственные деньги доставил в Америку некоего Геворга. Они проработали вместе год-два, однако безрезультатно, и не по причине бездарности Геворга, а потому что табак «сожрал» шелкопряда, то есть вместо шелкоткачества в Америке стало развиваться табаководство.
Видя бесперспективность начатого дела, Геворг решил вернуться на родину. Однако этому воспротивился совет старейшин Вирджинии, который в декабре 1656 года принял следующее решение: «Армянину Геворгу в качестве поощрения, а также для того чтобы он остался в стране и продолжил дело шелководства, выдать 4000 фунтов табака». Штат выдавал Геворгу табак, чтобы тот занимался торговлей, не покидал страны и продолжал прежнее дело.
Однако увещевания не помогли, армянский шелковод не поддался уговорам. Вернулся домой.
Можете спросить, какую связь имеет это с сыном Костанда Рамазом? А вот какую.
В семинарии при церкви Сурб Аменапркич[1] в Новой Джуге готовили профессиональных торговцев: обучали арифметике, географии и торговому ремеслу. Учёбой заведовал сын Рамаза мастер Костанд, или Костанд Джугаеци, который в 1685 году наконец довёл до завершения свой многолетний кропотливый труд – рукопись под названием «Собрание о мире. Наставление для подрастающего поколения и молодых торговцев». Это был исключительный труд – единственное в своем роде руководство по вопросам торговли.
В «Собрании» мастер Костанд учил четырём действиям арифметики с дробями и целыми числами; здесь были тринадцать задач с их решениями; соотношение валют различных стран; учёт денег, выданных под проценты; приёмы вычисления прибыли, полученной от вложенных сумм; проблемы расчёта завещаний – всё это по бинарным и трёхкратным системам вычисления; разнообразные данные о размерах и весовых показателях. Вдобавок он перечислил все известные ему страны и города. В этом списке присутствовала следующая запись: «енки дуния». «Дуния» по-персидски означает «мир», а «енки» – «янки», то есть «страна янки» – Америка…
Откуда мог знать о разных странах и городах не покидавший Новой Джуги наставник церковного училища Костанд, сын Рамаза? У него была единственная возможность – порасспросить возвратившихся домой из разных концов света сограждан-торговцев.
Не будь вернувшегося из Вирджинии шелковода Геворга, откуда было знать варпету Костанду о существовании далёкой заокеанской «енки дунии» – страны, где живут янки?..
[1] Св. Спасителя.
Хачатур Дадаян
Перевод на русский язык Эринэ Бабаханян