КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Музей Арутюна Галенца одна из самых действенных творческих территорий, где осуществляются самые интересные художественные программы. 23 июня 2015 г. в Музее состоялась новая выставка под названием «Часть». На выставке были представлены произведения художника Карена Аракеляна.
“Исторически искусство в самом зачатии оказалось значительно чище и мудрее, чем в зрелости. Искусство не обладает милостью, но обладает душой. По этой причине, он учит уму — разуму покорных, наказывает горделивых и восхваляет посвященных” – утверждает художник. «Я назвал свою персональную выставку “Часть” по той причине, что на выставке я представляю лишь толику того, что создал за весь срок своей творческой деятельности, а во-вторых, она действительно является только частью всего того, что именуется Искусством».
Карен Аракелян, или, как он себя предпочитает называть, «Аракел» родился в Тбилиси, но уже в юные годы вместе с семьей переехал в Ереван. С ранних лет он стал много интересоваться искусством и непрестанно рисовать. После окончания средней — образовательной школы Карен Аракелян поступает в ереванский театрально-художественный институт на факультет керамики, однако, не удовлетворившись формой преподавания, на третьем курсе он покидает институт и продолжает изучение искусства самостоятельно.
В постсоветские годы, когда основное большинство армянских художников начало увлекаться недоступными в те годы современными тенденциями в искусстве: поп-артом, абстракционизмом и концептуальным искусством, Карен Аракелян, уже успел основательно исследовать многие направления: абстрактное искусство, абстрактный экспрессионизм, сюрреализм, «постсюрреалистический модернизм». Обобщая творчество этих периодов, Карен Аракелян условно определил их как «психобиоз», где он обусловливал между собой технические, эстетические и стилевые структуры. Результатом этих поисков стало обнаружение живых художественных реалий, что и явилось базой глубокого понимания в особо острой необходимости к апелляции к таким основам, как архаика, эллинизм и искусство Ренессанса, и в особенности периодов треченто и кватроченто. Сделав свой шаг, к кажущейся ретроспекции, Карен Аракелян утверждает, что «именно здесь скрываются все тенденции в дальнейшем развившихся форм искусства, получивших свое крещение в начале XX века под названием модернизм. К тому же, только тщательное исследование этих вершин, может привести к обнаружению доселе не исследованных, опрометчиво пропущенных, и не получивших дальнейшего развития форм, обуздав которые можно вывести искусство из создавшейся опасной зоны декаданса».
В какой мере правомерны и точны его предположения, рассудит только время, однако, пренебречь важностью этих исследований было бы опрометчиво. Свидетельством их эффективности являются сами произведения искусства созданные художником. Будучи убежден, что век ажиотажа увлеченности искусством модернизма в Армении краток, он предпочел избегать коллективных выставок, и стал открыто отклонять предложения в участии. Вместо этого начал подробно исследовать живопись разных стран, оттачивая свое мастерство и осваивая различные графические техники, в том числе, графики китайской и японской техники одного касания тушью — суми-ё, являющееся основой технического и эстетического перехода его творчества к синтезу с западным абстрактным искусством. Ныне же, полностью освоив технику масляной живописи, ставшей недостаточной для удовлетворения поставленных творческих задач, Карен Аракелян переходит к темпере.
Только теперь, после такой тщательной подготовки, он начал задумываться о том, чтобы осуществить подробно продуманную индивидуальную выставку. Такую чудесную возможность и предоставили ему хозяева выставочного пространства музея Арутюна Галенца Саро Галенц и директор музея Лариса Катасанова. До сих пор, в плане участия в выставках, единственные исключения составили только две: «III-ий этаж» в Союзе художников в 1987 г, и, выставка, состоявшаяся в 1991 г. в Музее Ерванда Кочара.
Практически, произведения Карена Аракеляна, созданные в 1990- 2010 гг. распространенны по многочисленным частным коллекциям в различных странах: в частности, в США, Голландии, Испании и Турции. Уже в зрелые годы, Карен Аракелян попытался переехать в США, однако, несмотря на то, что его произведения в Америке пользовались немалым спросом, считать эту попытку успешной сложно. Причиной тому стало недостаточность необходимой творческой свободы.
«Мое восприятие искусства пропорционально любви к природе. Я воспринимаю мир духовными чувствами, присущими первобытному художнику, для которого “известное — неведомое” проявляется в многообразии окружающей Природы» – утверждает Карен Аракелян.
АРУТЮН ЗУЛУМЯН,
искусствовед