online

Фотохудожник Михаил Киракосян: «Бросаю вызов вашим чувствам»

ИНТЕРВЬЮ

Михаил Киракосян. Фото из личного архива

«Наша Среда online» — Имя фотохудожника Михаила Киракосяна давно и прочно закрепилось в культурном пространстве российской столицы. Ценители прекрасного высоко оценили его проекты «Монументальная геометрия» (2018 г.), «The Fans of Russia World Cup 2018» (2018 г.), «Московский зоопарк. Изоляция» (2020 г.), «Мы похожи на вас» (2021 г.). После того как фотографии из серии «Мы похожи на вас» были отмечены международной галерейной сетью LUMAS, их увидели в двадцати городах мира.

Заслуги Михаила отметили и коллеги по творческому цеху. Он является членом Европейской ассоциации фотографов, Международной федерации журналистов, Союза журналистов России.

Новый проект Михаила Киракосяна носит название «Реинкарнация». Он включает 12 уникальных коллажей с фотографиями бабочек. Каждый выполнен в отдельном изобразительном стиле. Своим видением этого проекта, а также некоторыми секретами своего творчества и будущими проектами Михаил делится с нашими читателями.

— Михаил, Ваш последний проект «Реинкарнация» продолжает линию, которую, судя по всему, Вы выбрали краеугольным камнем своего творчества — эстетику подсознательного восприятия окружающего пространства. В чём, по-Вашему, заключено это мироощущение?

— «Реинкарнация» один из проектов, который сейчас реализовывается и близок к завершению. Помимо него идет процесс создания визуального образа проекта, связанного с денежными купюрами, а также проработка большой идеи: проекта Армении начала 16 века.

Реинкарнация — это проект, посвящённый искусству нового времени, в котором основными тенденциями был отказ от привычной реалистичной формы, и для создания художественного образа авторы стали прибегать к абстракции, нетрадиционным методам донесения художественной информации. В определённых ситуациях оказывается, намного важнее вызвать у человека нужные ощущения, чем рассказать конкретную историю.

— Вы сказали, что гораздо важнее вызвать у человека нужные ощущения своими работами. Какие ощущения у зрителя хотели бы вызвать Вы?

— Суть фотографии – в ней самой, так же, как и смысл поэзии – в самой поэзии; ни в том, ни в другом случае ты не получаешь ничего, кроме рождающихся внутри чувств и мыслей… это общение с самим собой.

Большинство работ, с которыми приходится иметь дело, очень прямолинейны… понимаете, они не вызывают никакого волнения, но есть фотографии, остающиеся в памяти, заставляющие размышлять о себе снова и снова.

Иными словами, даже «пассивная» радость, испытываемая ценителем при взгляде на фотографию, зависит от заложенного в произведении искусства вызова нашим чувствам.

— В отличие от прошлых проектов «Реинкарнация» эклектична, Вы используете элементы сюрреализма, отсылая зрителя к творчеству Сальвадора Дали, или же поп-арта, в котором прослеживается влияние Энди Уорхола. Что связывает Вас с творчеством этих разноплановых и разножанровых авторов?

— Тот период времени, когда зарождались эти виды искусства, характеризовался множеством знаковых событий в жизни человечества. Революции, войны, кризисы и именно это стало причиной рождения нового художественного «языка».

Сейчас так же не простое время. Пандемия, кризис. Наше время схоже с той эпохой и поэтому я решил обратиться к таким формам самовыражения.

«Пространство абсурда». Фото Михаила Киракосяна

— Метаморфозы, связанные с бабочками, коим посвящен проект, каким-то образом отражают Ваше сегодняшнее творческое или жизненное состояние?

— Я художник, а художник — это человек, который смотрит в прошлое, изучает настоящее и создает будущее.

В процессе творческого пути, пути тернистого, сложного жизненное состояние становится непоколебимым. Главной метаморфозой должен служить вектор развития и движения только вперед как личности, так и творчества, но я бы больше ставил акцент на личности. Когда уровень мастерства технического исполнения творческих решений достигает максимального уровня, то единственным способом дальнейшего развития может быть развитие своего Я. Развивая себя в направлениях, музыки, философии, психологии, живописи, литературы развиваются и образы, которые как правило становятся участниками творческого замысла. Собственно, так и рождаются новые проекты, развивается творческая память, фантазия.

Очень важным вектором, которым я сейчас занимаюсь, является подготовка материала для обучения, которым я продолжу заниматься как преподаватель. Материал будет готов ориентировочно через год, но это будет иной подход, в основе которого будет лежать не физика и математика фотографического процесса, а совершенно иные гуманитарные дисциплины.

Для того чтобы метаморфозы случались в жизни надо кем-то быть, а для того, чтобы кем-то быть, надо что-то уметь.

— Был заинтригован определением направления преподавания. Не теория мастерства, а что? О каких гуманитарных дисциплинах идет речь?

— Моя авторская программа обучения — это саморазвитие личности на основе фотоискусства.

У личности, которая знает, чего хочет, и целенаправленно работает для реализации своих желаний, не возникает конфликтов между чувствами, мыслями и действиями вот именно эти задачи я и преследую в своей авторской программе обучения.

— Вы упомянули темы новых проектов, которые связаны с денежными купюрами и проект об Армении 16 века. Расскажите об этих проектах. И почему именно берете временной период 16 века? Чем он Вам интересен, как будете решать это визуально в 21 веке?

— Признаюсь, что о будущих проектах, даже на этапе реализации я могу лишь говорить вскользь, так как на этапе создания проекта если рассказать концепцию — значит признаться в собственной несостоятельности.

У меня есть выработанная система подготовки проекта, это я называю дорожной картой с двумя пунктами А и Б. Важно при создании проекта понимать зачем он делается и для чего, и самый главный вопрос — его реализация, ответив на эти вопросы можно приступать к пункту А для разработки творческой составляющей проекта. То есть, вначале надо продумать все шаги и действия, а только потом приступать к выполнению и реализации идеи.

Возвращаюсь к вашему вопросу, у двух проектов, которые упомянуты, я приступил к пункту А, идет поиск художественно-изобразительного стиля, манеры реализации всего «продукта» в целом, собственно, это одни из причин, почему я не сторонник говорить и раскрывать идеи проектов, которые еще на стадии своего рождения.

— В своих интервью Вы говорили, что на Ваше творчество повлияло детство, проведённое на проспекте Руставели в Тбилиси, называемое местным Монмартром. Вы и дальше продолжаете идти по жизни с ощущением этого детского восприятия прекрасного? Влияет ли на Ваше творчество перемена мест? Где Вам легче всего творить?

— Талантом можно родиться, но им никогда не стать, все зависит от среды обитания, систем поощрения и результатов достижения микро целей на пути к творческому успеху. Конечно, детство самое лучшее время, время беззаботности, время радости, во всяком случае именно так оно мне вспоминается и да, действительно та красота, которая меня окружала, она оставила во мне след, интерес в искусстве, ряд научных вопросов в направлении творчества, ответы на которые я ищу до сих пор.

Творить мне легче всего в России, в частности в Москве. Мало того, проекты, созданные мной в России, становятся популярными и культовыми в мире. Очень люблю Петербург, там какая – то «своя» атмосфера в обществе, я там отдыхаю. Путешествуя, я не беру с собой камеру, а если и беру, то и не пользуюсь, так как перемена места не является катализатором ведения активной творческой деятельности, иногда надо отдыхать. Перемена места, влияет больше на развитие образованности, мировоззрения, духовного развития, искреннего непосредственного взгляда на жизнь, что в совокупности через какое-то время может выразиться в творчестве, но больше это выражается во внутреннем Я, которое развивается, становится сложнее и переходит на новый уровень.

— В западном мире началась эпоха отрицания всего русского, в том числе и русской культуры. Несмотря на то, что Вы армянин, родившийся в Грузии, повлияло ли это на Вас?  Как Вы относитесь к этой тотальной дерусификацией мировой культуры?

— Я гражданин России, и я этим горжусь. Этот вопрос не в рамках моей профессиональной и человеческой компетенции. Я могу сказать о культуре своих работ они не изменятся в ближайшем обозримом будущем в худшую сторону несмотря ни на что.

Беседовал Виктор Коноплев

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top
%d такие блоггеры, как: