СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
Если бы не воспоминания, то за густой завесой времени ушли бы в небытие имена людей, так много сделавших для доброго старого Еревана.
Верно подметил Андрей Битов — в доме каждого армянина можно найти книги по истории народа. Мы исследуем, кичимся нашим многовековым прошлым. А древний Ереван — чем дальше, тем новее. Как белый лист. Не понравилось — порвали, взяли новый. А ведь архитектура — как это не ново! — история в камне, и сочетание стилей, встреча времен на улицах делают город ярче, богаче.
…Теперь сносят Дом офицеров. И история с улиц вновь переселяется на фотографии и машинописные страницы.
Театр Джанполадяна был центром культуры. Именно здесь годы спустя открылся первый в городе кинотеатр «Гранд иллюзион»… Установить бы на стене ереванского Дома офицеров памятную доску — для нас и для будущих поколений, обязанных знать имя деятеля культуры и благотворителя — Есаи Джанполадяна…
Родился он 30 июля 1859 года в селении Поршарур Шарур Даралагязского уезда. Отец, Бабан, в 1870 году арендовал солерудники Нахичевана и развернул торговую деятельность по всему уезду. Его сын, Есаи, учился в уездном училище Нахичевана, по окончании которого отец отправил сына в Эчмиадзинскую семинарию. Но вскоре Бабан скончался, и Есаи вернулся в Нахичеван — возглавить работы на солерудниках. Он был энергичным, деятельным человеком. За короткий срок прославился далеко за пределами Нахичеванского уезда, получил звание купца I гильдии, а персидский шах специальным ферманом наградил его орденом «Льва и Солнца». Но сфера интересов Есаи Джанполадяна не ограничивается солерудниками и торговлей. При его непосредственном участии и помощи была построена армянская церковь в Джульфе, реставрирована церковь Сурб Хач, построено жилье для беженцев. Сохранились грамота и кондак Католикоса всех армян Геворка V Аджемяна Есаи Джанполадяну за деятельность во благо нации и по случаю строительства церкви в Джульфе. Джанполадян внес свою лепту и в дело реставрации старых церквей Еревана, помогал школам и гимназиям, обеспечивал неимущих учеников стипендией, поддерживал периодические издания — «Нор мамул» («Новая печать») и литературно-общественный журнал «Кран» («Молот»).
В 1903 году меценат приобретает на бывшей улице Тер-Гукасова (ныне улица Налбандяна) довольно большое и удобное одноэтажное здание и превращает его в клуб, где проводятся сборы и вечера при участии интеллигенции города, государственных служащих, известных деятелей. Здесь выступал хор под руководством Комитаса, приезжали на гастроли театральные труппы из Тифлиса, Баку, России и Украины. В октябре 1912 года в театре успешно гастролировала большая оперная труппа из Германии, в 1913-м молодой композитор Армен Тигранян поставил оперу «Ануш». На этой сцене выступали мастера армянского театра Сирануш, Ованес Абелян…
…В 1916 году Есаи Джанполадяна избирают депутатом, и он отправляется в Петербург для участия в первом всеармянском съезде, главной и основной задачей которого была организация помощи беженцам-армянам. Вернувшись из Петербурга, он едет в Эчмиадзин — помочь чудом спасшимся от резни измученным людям, расположившимся во дворе церкви под открытым небом. В 1918 году, заразившись сыпным тифом, Есаи Джанполадян скончался.
Театр продолжал действовать и после смерти создателя. В первые годы Советской власти в Ереване закрылись многие культурные очаги, но «Театр Джанполадяна» еще два года продолжал работать. В его стенах разместились новые театры «Революция» и «Юный зритель»…