ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Наша Среда online» — По прежнему одним из главных вопросов будущего Турции и ее новых потенциальных дрожжей — народов Центральной Азии — является идеологическая вилка. Сам Зия Гекальп, твердый сторонник и теоретик пантюркизма, в своей книге «Основы тюркизма» писал о том, что тюркизм антирелигиозен, он борется против ислама, поворачивая турка «от Мекки к Алтаю». Поэтому наложение на пантюркизм т.н. умеренного ислама (а по мнению профессора Виктора Надеина-Раевского, дистанция между умеренным исламизмом и радикальным крайне небольшая), повторно выбивает идеологическую табуретку из под нео-османов. На наших глазах происходит идеологический дрейф. Если пантюркизм и ислам разновекторны, как они могут друг на друга накладываться? Они по идее вообще должны разрывать Турцию на части. Что рано или поздно может произойти. В Турции не только исторически заложены антагонизмы, она их еще пытается культивировать. Сама, или по подсказке своих «друзей» из Британии. Всем известно, что турки не верят ни в черта, ни в Бога, в Курбан-Байрам они пьют, что по сути они предлагают народам тюркских республик? Из Киргизии и Казахстана будут выкачиваться ресурсы, а сами настоящие тюрки будут давать кровь туркам, а турки их одной рукой гладить, другой показывать на второе и третье место.
Я своими глазами видела киргиза, охраняющего Анит-Кабир (мавзолей Кемаля). Смотрите, что получается. Выстраивая пантюркистский проект, турок все время лжет, петляет. Режим Эрдогана ставит киргиза в якобы сакральное место — Анит Кабир, чтобы он, так сказать, приобщился, хотя еще во времена Айтматова и манасчи Саягбая Каралаева им бы в голову это не пришло искать сакральные зоны киргиза за тридевять земель. В это же время Эрдоган ненавидит наследие Кемаля, зачищая кемалистов. Кто-то из врагов Азербайджана пытается переводить азербайджанцев из шиитского регистра в суннитский, еще больше расшатывая и без того зыбкие устои этого псевдогосударства. И это все происходит на фоне полной религиозной дезориентации турецкого народа. Который строит антиисламский проект.
Один из главных геноцидоведов мира, профессор Сорбонны и автор книги «Геноцид армян. Полная версия» (издание осуществлено попечением Вардкеза Арцруни по инициативе и содействии Центра арменоведческих исследований «АНИВ») Раймон Кеворкян говорит, что 33% турок в возрасте от 18 до 40 лет признают фальсификации в Армянском Вопросе. Сегодня трудно зафиксировать динамику, так как атмосфера страха в Турции накаляется. Как маркер деструктивности можно засчитать легализацию гей-парадов в столице Турции Анкаре ( а потом еще в них должны будут участвовать простые одичавшие от нестабильности киргизы, алтайцы, казахи, узбеки).
При этом очень трудно понять, каким образом турецкая политика будет сочетать эти, казалось бы, несочетаемые вещи — продвижение своего государства как условного ложного лидера исламского мира и либеральные «обесценности», плюс внеисламский пантюркизм, если он пойдет в том изводе, в каком его прописали отцы-основатели. К сожалению, понятие «свой» делится, как раковая клетка. Теперь своими перестали быть не только армяне, подданные Османской империи, греки, ассирийцы, молокане, представители других уничтоженных народов, но и та часть турецкой элиты, которая даже не говорит о Геноциде армян. Она просто ищет альтернативу для турецкой реальности, но пока жизнь по ту сторону Арарата похожа на плавильный котел, или, скорее – давильню.
Уверена, что чем быстрее турки признают Геноцид армян, тем быстрее найдут перспективу в свое будущее. Здесь, к сожалению или счастью, эмоции и родовые боли армянского народа несколько отходят на второй план. Потому что, продолжая чувствовать неизбывную боль, обостряющуюся каждый год 24 апреля, армяне уже в большей мере умозрительно и в политическом поле пытаются вывести соседа из глубочайшей стагнации национального духа, если он вообще может быть сопоставим с чем-то иным, нежели истребление и желание владеть той землей, куда ступила нога его коня, который из самого мирного и благородного животного превращен турками в алчущее крови, ненасытное существо.