КОММЕНТАРИЙ
«Наша Среда online» — Пламенная любовь к Отечеству, несгибаемая натура, умная храбрость, навыки незаурядного военного тактика и стратега, высокий интеллект, поистине магнетическая харизма, незаурядное красноречие, отточенное перо публициста – вот далеко не все качества, характеризующие эту исключительную личность. А его удивительная способность опрокидывать общепринятые, но часто неверные мнения, думается, еще ждет своего вдумчивого исследователя.
Речь идет об одной из знаковых фигур национально-освободительной борьбы армянского народа – Гарегине Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян, 1886-1955). Своими идеями и революционными делами, значимость которых в полной мере осознаётся только в наши дни – сто лет спустя после его свершений.
Однако Нжде помнят не только в Армении. Благодарная память о нем хранится и в Болгарии, за свободу которой он тоже героически сражался, подчеркивается на сайте https://uniconbg.com/. В Болгарию Нжде перебрался в 1906 году, учился в нелегальной офицерской школе в Софии. В этой школе 400 армян и болгар прошли обучение военному делу и подготовку к революционной деятельности на территории Турецкой Армении и Македонии. Полученные навыки очень пригодились несколько лет спустя – в период 1-й Балканской войны, когда армяне, проживающие в христианских странах на Балканах, поддержали их правительства в борьбе против Османской империи. Нжде тоже участвовал в войне. В частности, ему вместе с Андраником (Андраник Озанян, один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX – начала XX вв. национальный герой армянского народа), удалось организовать несколько сотен армянских добровольцев. В ноябре 1912 года у болгарского села Мерхамли, на берегу реки Марицы, в Беломорье, Нжде и его Армянская рота в составе 3-й болгарской бригады участвовали в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-паши. За это достижение он был награжден болгарским орденом «За храбрость» IV степени, а также получил почетное звание «Герой балканских народов».
В тот период Гарегина Нжде упомянул в своем очерке «Андраник и его отряд», опубликованном 19 июля 1913 года в либеральной газете «Киевская мысль», подписанном псевдонимом «Антид Ото», военный корреспондент этого издания Лев Троцкий (будущий наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета РСФСР, непримиримый оппонент Иосифа Сталина, разгромленный тем во внутриполитической борьбе и выдавленный за границу, а через некоторое время, с его ведома и благословения, и ликвидированный в мексиканском Койоакане):
«Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды… Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто «товарищ Гарегин». Гарегин, это – бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому «лыжинскому» процессу Дашнакцутюн и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии…
Старательно марширует отряд, в котором теперь трудно признать корчмарей, приказчиков и кафеджиев («кафеджи» — содержатель кофейни – А.Г.).
Недаром Гарегин десять дней по десять часов в день обучал их тайнам строевого искусства. Он совсем охрип от команды и речей, у него лихорадочный вид, и его иссиня-черные волосы бурными волнами выбиваются из-под офицерской фуражки…» (Источник: Троцкий, Л. Д. Сочинения. — М.; Л., 1926. — Т. 6.)
Справка: Упомянутый «знаменитый “лыжинский процесс”» относится к периоду реакции, наступившей в Российской империи после разгрома революционного движения 1905 г., когда жестким правительственным преследованиям подвергалась и партия Дашнакцутюн, осуществившаяся ряд восстаний и террористических актов на Кавказе. Из судебных процессов этой партии особенно громким было «дело 159-ти», слушавшееся Особым присутствием Сената в течение 2 месяцев – с января по март 1912 г. Это дело и получило название «лыжинского процесса» — по имени судебного следователя Лыжина, который, стремясь припутать к делу как можно больше лиц и подобрать как можно больше обвинительных материалов, совершил во время предварительного следствия целый ряд подлогов и мошенничеств. На суде «подвиги» Лыжина были раскрыты, и из 149 обвиняемых (10 человек скрылось) суд был вынужден оправдать 94-х. Остальные были признаны виновными (часть в «принадлежности к тайному сообществу» и совершении террористических актов, часть — в укрывательстве и недоносительстве) и приговорены к различным срокам каторги, ссылки и тюрьмы.
В 1922 по 1944 годы, до его ареста советской военной контрразведкой, Нжде проживал в Софии, был членом Балканского комитета АРФ «Дашнакцутюн». Словом, его связи с Болгарией были достаточно прочными. Так что идея воздвигнуть памятник Нжде в историко-культурном заповеднике «Двор кириллицы» в древней болгарской столице – Плиске (этот проект уже несколько лет продвигает наш соотечественник, предприниматель Карен Алексанян), представляется вполне логичным.
Замысел Алексаняна встречает в Болгарии широкую поддержку. Однако выявились и оппоненты. Среди последних – Сионистская федерация Болгарии (Zionist Federation of Bulgaria, основана в 1926 г. тогдашним председателем Еврейского национального фонда, идеологом еврейского заселения Палестины Менахемом Мендлом Усышкиным). Председатель этой организации Яков Джераси в своем обращении к Алексаняну не стесняясь в выражениях, назвал Нжде нацистским пособником и сатрапом. «Трудно поверить,- пишет Джераси,- что армянская община, хранящая память об истреблениях и гибели, замышляет памятник убийце – нацистскому пособнику Гарегину Нжде, причастному к массовым убийствам 17 645 евреев во время Второй мировой войны». И далее фарисейски ужасается попытке реабилитировать человека, «чья душа была продана Дьяволу» («чиято душа е продадена на Дявола»). В связи с чем Джераси настаивает на немедленном отказе от данного замысла.
Карен Алексанян не оставил этот выпад без внимания. И аргументированно разнес его, что называется, сверху донизу. Указав Джераси на то, что его тон совершенно недопустим для официальной переписки, наш соотечественник подчеркивает:
«Я думал, что никогда не удостою Вас ответом на это клеветническое и желчное письмо. Но я обязан, перед армянским и болгарским народом, ответить Вам должным образом, и обнародовать этот ответ».
Алексанян возмущен клеветническими нападками в адрес национального героя Армении и болгарского народа. По его оценке, Якову Джераси как болгарскому еврею и руководителю сионистской организации негоже не знать, что болгары, хотя они были союзниками гитлеровской Германии, спасли десятки тысяч евреев. А армянский народ направил на борьбу с фашизмом 600 000 своих достойных сыновей и дочерей, из которых живых вернулось всего 280 000. «Эти факты, — указывает Алексанян,- обязывают Вас относиться с уважением к личности Гарегина Нжде, проливавшего кровь во имя двух народов – армянского и болгарского. А Вы, наверное, под влиянием чуждых антиармянских и антиболгарских элементов, глумитесь над его памятью».
По оценке Алексаняна, Нжде оставил яркий след как в армянской, так и в болгарской истории. Он, как и Яворов (Пейо Яворов, 1878-1914 — болгарский поэт, основоположник болгарского символизма. Под непосредственным впечатлением от армянских погромов, организованных в Османской Турции в 1890-е гг., написал стихотворение «Армяне», получившее широкую известность в Армении и за ее пределами. С 1966 года имя Яворова носит средняя школа № 166 в Ереване), являются символом братства двух народов. Алексанян напоминает: Нжде был одним из немногих иностранцев, которые не только воевали за свободу Болгарии, но и активно участвовали в культурной жизни страны. Руководствуясь своими принципами, Нжде даже отказывался получать законную государственную пенсию за участие в Македонско-одринском ополчении: по его мнению, ополченцы и добровольцы должны трудиться бескорыстно.
В 1932 году, за заслуги перед болгарским государством, царь Борис III своим указом предоставил Нжде гражданство Болгарии. Этот факт сыграл свою знаковую роль десятилетие спустя, когда Болгария была союзницей Германии во Второй мировой войне: в составе высокопоставленной болгарской делегации Нжде отправляется в Берлин на переговоры в попытке спасти армянский народ, которому, как и евреям, волею Адольфа Гитлера было уготовано уничтожение. И эта попытка оказалась успешной. «Благодаря Нжде армянский народ удалось спасти от второго геноцида»,- подчеркивает Карен Алексанян.
Обращаясь в связи с этим к Якову Джераси, он отмечает: «Подло с Вашей стороны обвинять в фашизме героя двух народов Гарегина Нжде, возводить на него напраслину – только потому, что он был гражданином Болгарии и желал спасения для своего народа.
В отличие от ваших клеветнических безосновательных сочинений, я придерживаюсь исторической истины!
Я требую, чтобы вы немедленно извинились!!!»
Пока, насколько можно судить, извиняться Яков Джераси не собирается. Но его нечестная игра уже вызвала в Болгарии широкий резонанс. Знакомясь с ответом Карена Алексаняна, читатели солидаризируются с ним.
«Держись, Карен!»- реагирует, к примеру, пользователь Нами. Пользователь Nara_vard считает ответ клеветнику «поистине великолепным». «Неуважение, презрение, злость и подмена истории в пользу данайцев! — возмущается Боян Болярски.- Чем больше они поднимают голос, чтобы их услышали, тем больше люди начинают понимать, что посланниками Сатаны являются именно они».
А Живка Ганчева оценивает всю эту историю как «типично соросовскую». Быть может – не без оснований?
P.S. «Гарегин очень храбрый, в бою никогда не ложился, а перебегал с саблей от позиции к позиции. С нами Гарегин делился последним куском. Когда первый у нас дружинник пал, Гарегин подошел, поцеловал в лоб и говорит: «Вот первый мученик!» И дальше также. Кто падал, Гарегин подойдет, поцелует и кричит: «Красный Крест!» Выходят санитары и уносят раненого. Меня в Филиппополь отправили, там я 10 дней в госпитале лежал. Царица к нам приходила, про все расспрашивала. Я ей сказал: «Вам уже хорошо. Вы турок в Азию выгоните, а нам в Армении от них хуже вдвое станет». А царица говорит: «Подождите, и вам будет хорошо». Подарила вот эту открытку, для утешения, значит…» (Из очерка Льва Троцкого «Андраник и его отряд»)