c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

Азерпроп распространяет ложь об Азербайджане — земле обетованной

Апр 14, 2021

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Наша Среда online» — Ресурс «Баку и бакинцы» в целях формирования позитивного имиджа, который должен магическим образом углубить азербайджанофилию в Западной Европе (после уничтожения христианских храмов Арцаха, не прекращающихся убийств армян это очень актуально), выдал публикацию о немецких поселенцах в Азербайджане. Конечно, речь идет о процветании выходцев из Швабии на территории современного Азербайджана. Азерпропом изложена причудливая ложь о том, что немцы потянулись в Азербайджан как в Землю Обетованную. Контекст понятен — рассказать миру о том, как толерантны к христианам «люди», которые сегодня убивают, жгут, режут уши, бросают в детей фосфорные бомбы.

Разумеется, здесь ни слова о том, как громили и убивали немцев в поселениях Еленедорф и Аннефельд. Об этом рассказывает автор книги «Владетели Варанды на службе Империи» Арсен Мелик-Шахназаров, потомственный дипломат и историк.

В главе «Швабские поселения в Грузии и Карабахе. Миссия базельских пасторов в Шуше» Арсен Ашотович пишет о том, как немцы попали в Нагорный Карабах.

История появления в 1823 году и последующего пребывания миссионеров-евангелистов в Шуше весьма интересна. По распространенной версии, члены общества «исходатайствовали в Санкт-Петербурге разрешение на распространение христианства на Кавказе среди язычников, мусульман и евреев и Библии среди христианского населения». Как пишет Степан Лисициан в книге «Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк» (Е., Изд. АН Армении, 1992), «так как работа миссионеров не ограничивалась только просветительской областью но и имела в виду насаждение протестантского учения, и то не среди мусульман, евреев и язычников, а в первую очередь -среди армян, то она вызывала враждебное отношение к себе среди армянского духовенства. По настойчивому ходатайству эчмиадзинского каталикосата, поддержанного высшей кавказской властью (стоявшей на точке зрения, что насаждение христианства на Кавказе, как и обращение из одного христианского вероисповедания в другое должно быть привилегией православного духовенства), кабинет министров запретил базельским миссионерам как преподавательскую деятельность в Закавказье, так и печатание книг (1831 г)».

Арсен Мелик-Шахназаров пишет о том, что здесь возникает вопрос: для чего российские власти разрешили европейским миссионерам прибыть в Карабах и развернуть там свою деятельность всего 8 годами раньше последовавшего в 1831 году запрета на деятельность?

Неужели не предвидели возможные последствия и прозрели лишь спустя 8 лет? Неужели и вправду европейские миссионеры с высочайшего позволения российского правительства прибыли в 1821 году в далекий Карабах обращать в евангелическую веру армянских христиан? Или, тем паче, осевших в Шуше мусульман из племен Панаха или кочевых тюрок из низменного, равнинного Карабаха! Или «официальная версия» была лишь формальным прикрытием другой цели?

Автор разбирает ряд версий, но в них нет ни одной, намекающей о том, как немцы, прослышали об Азербайджане-Земле Обетованной, которую сегодня запустил в мироздание азерпроп. Наиболее реальной автору представляется версия, связанная с фактом переселения в Закавказье колонистов-немцев, бывших в своей массе выходцами из Королевства (до 1806 года- Герцогства) Вюртенберг. Переселению немцев оттуда в Россию покровительствовал сам российский император, ведь именно Вюртенбергский герцогский род теснее всех связан с царской семьей Романовых.

В годы наполеоновских войн и сразу после них, продолжает Мелик-Шахназаров, Вюртенберг сильно пострадал от последствий военных кампаний, неурожаев и эпидемий. Известный историк российских немцев Тамара Чернова-Дёке в своем исследовании «Немецкие поселения на периферии Российской Империи» писала: «Разорение после наполеоновских войн, безземелье, рост дороговизны, увеличение налогов и подателей, тяжелое экономическое положение крестьян и ремесленников, обнищание масс, угроза рекрутских наборов при всеобщей воинской повинности, непогода и неурожаи последних лет, голод (так, в 1816 году ели улиток, клей, кору деревьев, траву и т.п.) подталкивали к конфликтам и неповиновению властям, к эмиграции». Все это способствовало распространению среди населения страны разного рода ересей и сект. …Переселение на Восток, в Иерусалим, представлялось фанатически религиозной части сепаратистов…единственной возможностью вырваться из дьявольски замкнутого круга….Родину швабские хилиасты (одна из сект) понимали как Палестину. Отсюда их тяга на Восток, на Кавказ (г. Арарат, Ноев Ковчег). Так, тысячи крестьян, в конфликте с властями и церковью искавших защиты у Бога, наряду с эмиграцией в Америку, стали собираться в дорогу на Кавказ и далее- в Палестину. Ясное дело, что вюртенбержцы отправились в Закавказские губернии лишь на временное место жительства — своего рода этап на пути в Святую землю, Палестину.

Переселенцы были поселены в Тифлисской губернии и в северной части Нагорного Карабаха: на территории недавнего Гянджинского ханства, впоследствии -Елизаветпольского уезда Елизаветпольской губернии. …Ермолова изначально насторожило разрешение императора создать в Закавказье колонию миссионеров. В отношении от 08.06.1823 он сообщил о своем опасении в МВД и прочил, «не допуская делать поселение», дозволить им на первый случай устроить там только училище и типографию.

Автор считает, что выбор Шуши был обусловлен природно-климатическим фактором. Учитывая схожесть рельефа и климата Арцахских и Швейцарских гор, нетрудно предположить, что свежий воздух и здоровый климат Шуши был выбран базельскими миссионерами отнюдь не случайно. В самом деле, ведь Гандзак-Гянджа, бывший центр одноименного персидского ханства, получивший в Российской империи имя Елизаветполь, располагался много ближе к немецким колониям Еленендорф (в советское время — Ханлар, райцентр в северной части Карабаха) и Анненфельд (также в Северном Карабахе, в советское время райцентр Шамхор). Климат был в этом равнинном месте близ карабахских предгорий нездоровым, малярийным.

Надо отметить, что у вюртенбергских переселенцев, осевших в Карабахе и основавших колонии Еленендорф и Анненфельд у самого подножия гор Малого Кавказа, довольно быстро сложились дружеские отношения с местными армянами. Армяне не раз приходили на помощь немецким колонистам. В частности, во время Русско-Персидской войны 1826-1828 гг, когда большая персидская армия вторглась в Карабах и осадила Шушу, передовые отряды персов дошли и до Тифлисской губернии, где, в частности, разорили немецкую колонию Екатериненфельд 29 поселенцев было убито. 142 — угнано в плен. Впоследствии многие пленники были выкуплены. Ермолов отмечал 16 августа 1826 года в предписании князю В. Мадатову: «Персияне напали на немецкую колонию возле Квеши, разорили ее и беспощадно перерезали жителей. Борчалинские татары действовали вместе с неприятелем и служили ему проводниками».

«Подобным образом вели себя елизаветпольские татары. Выжить помогли колонистам сохранившаяся в земле картошка, собранный с позволения у местных жителей хлеб, поддержка колоний Мариенфельд, Елизаветталь, Александерсдорф и помощь армян, частично приютивших колонистов также в Елизаветполе, где вынуждены были временно пребывать жители разорений Еленендорф и Анненфельд». Так что красивые фантазии азерпропа о том, как процветали здесь немцы не содержит одного важного фактора — процветали благодаря русским и армянам, благодаря вашим предкам их убивали, как и позже армян в Шуши в 1920 году, русских солдат в Шамхорской резне, русских и армян Баку, Сумгаите. Но тут все традиционно.

Источник: Мелик-Шахназаров А. Владетели Варанды на службе Империи. М.: Издательство «Волшебный фонарь». 2011

Валерия Олюнина