ИНТЕРВЬЮ
«Люблю подарки я дарить,
Чтоб было людям так приятно
И радость в сердце приносить,
Ведь это здорово, невероятно!»
Лилия Зенкова
«Наша Среда online» — Пожалуй, проще художника Астхик Мелконян, отнести к поколению молодых, способных развиваться художников, но количество ее произведений и число выставок, в которых она участвовала, в этом случае зашкаливает. Теперь Астхик переехала в Канаду, живет в Торонто и жаждет обрести возможность заниматься только современным искусством.
— Астхик, в каком городе Вы родились?
— Я родилась в Ереване.
– Ваш отец Александр Мелконян, был великим художником, к поколению которого принадлежат все художники, о которых пишется в этой книге. Расскажите о нем.
— Он был хорошим человеком, отцом, патриотом, художником и артистом, делал прекрасные работы, занимался также вопросами армии. Папа является основателем направления в армянском современном искусстве — military-art, воплощение художественного и военного опыта. Одновременно с творчеством он обучал и меня. Самым известным произведением в его творчестве стала «Башня из шинелей». Начиная, с организованной вами совместной с московскими художниками выставки «Закрытый город», мы с ним стали сотрудничать. Мы договорились, что первое время, он будет меня обучать, когда будем работать вместе, затем разойдемся, сделав, посвященную этому специальную акцию. Но до этого не дошли, не успели: его жизнь прервалась. Он учил меня всему: как должно состояться искусство, как нужно смотреть, как выразить то, что видишь. Одним словом, учил видеть, примечать и любит. Он также обучал меня верховое езде боевым искусствам, технике самообороны и многому другому.
– Где Вы учились?
— Дома, в детском саду, в школе, и на улице…. После школы, училась на отделении скульптуры в художественном училище им. П. Терлемезяна, затем поступила в Ереванскую художественную академию и 4 года училась на факультете керамики. Мой путь, в каком-то смысле, повторяет путь, который был у папы. Поступив в Художественную академию, я постепенно стала вживаться в современное искусство. В этот период и для отца пространство современного искусства было ново. С 3-го курса я начала активно выставляться на выставках современного искусства. Художественная академия не учила приемам, присущим современному искусству, она давала более академические знания, и современному искусству мы учились на собственных ошибках.
– Помните ли Вы свою первую выставку, в которой Вы принимали участие.
— Мое первое крупное участие и были архетипы, сделанные к Вашей выставке «Закрытый город».
– По какой причине Вы уехали из Армении? Расскажите об этом.
— Ну, проблема чисто экономическая. В Армении трудно было зарабатывать, а здесь я занимаюсь другими делами, только иногда изготовляю арт-объекты. И еще, учусь на садовода. Я всегда любила природу. Я искала такую работу, которая давала бы мне и свободное время, для того, чтобы иметь возможность творить, и вот нашла сезонную работу. Я очень скучаю по Армении. Там есть что сказать, а здешние художники свое слово уже точно сказали. Но что здесь делать мне – покажет время. Уже скоро 7 лет, как я проживаю в Канаде. Преимущество только в том, что здесь есть работа, но в Армении на творчество было больше времени и “воздуха и солнца”.
— Как случилось, что Вы решили заниматься искусством?
— Это произошло само собой. В связи с тем, что папа был художником и искусство меня интересовало с самого детства. Потом, поскольку я плохо училась в школе, мне говорили, что наверно, единственное мое место, это искусство. Теперь я думаю, все наоборот: чтобы стать художником нужно знать очень многое.
– По какой причине Вы выбрали именно факультет керамики?
— Думаю, в этом сыграло свою роль влияние отца, папа очень любил глину, и я с детства работала с глиной. Потом я училась в студии керамики Самвела и Манвела Багдасарянов.
— Как рано Вы осознали значение искусства в своей жизни?
— С волшебным миром искусства, значительно более широким и интересным, я познакомилась в школьные годы.
— В каких странах Вы выставлялись, и какая страна, в которой Вы выставлялись Вам в особенности ближе?
— Я выставлялась во Франции, Германии, Италии, Австрии. Мне были интересны все места.
– Любите ли Вы дарить свои произведения, или Вам тяжело с ними расставаться?
— Дарить я люблю. Я должна жить с работами своего творчества первоначальное время, но потом могу легко их подарить.
– Есть ли у Вас другие увлечения или хобби?
— Всё, что я люблю связано с искусством и свободой. Независимых от искусства и творчества интересов у меня нет.
– Каким должен быть художник, есть ли такие правила, которых он обязан придерживаться?
— Художник должен быть честным, свободном смелым и… упрямым.
– Что именно Вас больше всего вдохновляет к творчеству?
— Затрудняюсь отвечать, что-то неуловимое, что составляет комплекс задач. То, что рождается в творчестве, представляет собой конгломерат премудростей.
– Что особенно мешает Вашему творчеству?
— Нечего, всем чем занимаюсь в конечном счете становится частью искусства.
– Принимаете ли Вы участие в гендерных выставках и чем близка Вам тема гендера?
— Я принимала участие в нескольких выставках. Теперь больше не хочу. Меня больше волнуют общечеловеческие темы. Для многих это стало средством получения грантов, что меня очень злило.
– Ваши любимые художники? Назовите самого любимого.
— Очень люблю, Генри Мура, Vardges Sureniants, Иеронима Босха, Ерванд Кочар, Гюнтера Юккера. Но их, любимых много, всех не перечислишь.
– Поддерживаете ли Вы связь с армянскими художниками?
— Да, конечно. Я с ними переписываюсь. Но в основном с художниками моего поколения. Когда отправляюсь в Армению, встречаюсь со многими.
– Чем Вы готовы жертвовать во имя Искусства?
— Всем. Когда я не работаю, я перестаю себя чувствовать в собственной тарелке.
– Какие у Вас мечты?
— Иметь мастерскую и много работать.
– Что бы Вы порекомендовали начинающим художникам?
— Я бы им порекомендовала, всегда без стеснения находиться в курсе того, что происходит с их произведениями искусства. И еще, если даже творить им не удается, всегда что-либо создавать и не унывать.