ИНТЕРВЬЮ
«Наша Среда online» — Мим и клоун Александр Масюк считает, что уже поздно о нём писать, что следует писать о молодых, но я с ним не согласен, его драгоценный опыт режиссёра и клоуна — это великий вклад в творчество.
— В каком городе Вы родились?
— Я родился в Евпатории в 12 часов дня под крик белых чаек, парящих над волнами Чёрного моря.
— Чем Вы занимались в детстве, какие кружки посещали?
— В 6 лет мама привела меня в хореографическую студию, но подняв ногу на палку, я сильно заплакал, на этом классический балет у меня закончился. В школьные годы ходил в кружок бальных танцев и участвовал в конкурсах, за танец «ча-ча-ча» получил награду. В старших классах поступил в кружок народного танца, а в 9-ом поступил в студию пантомимы при Доме культуры.
— Как Ваши родители отнеслись к выбору профессии? Где Вы учились?
— Так как мама была в молодости танцовщицей, она хотела чтобы я был на сцене, а вот отец — из рабочих — относился очень скептически, но не давил и давал мне свободу выбора. И поэтому я приехал в Петербург и поступил в Институт культуры на кафедру режиссуры театрализованных представлений. Параллельно поступил в студию мим под руководством Полунина в ДК Ленсовета и прозанимался 4 года.
— Какие спектакли Вы ставили?
— После института у меня была студия «3г». В ней я поставил спектакль «Мимоходом» по рисункам Херлуфа Битструпа.
— Чем отличаются мимы от клоунов?
— Мим -это телесная глина из которой можно лепить статуарную пластику и задать ей динамику движения, мим — это одухотворённая ожившая скульптура. Клоун — это всегда определённый смешной образ, но это и особое внутреннее состояние детской души.
Мим может сочетаться с любым сценическим искусством с клоунадой в обнимку.
— Как Вы считаете, Леонид Енгибаров — мим или клоун?
— Леонид Енгибаров клоун-мим. Именно когда он стал заниматься пантомимой, он обогатил выразительной пластикой свой клоунский образ Лёни на манеже. Клоун-мим — это в принципе идеальный актёр, клоун с большой буквы, который может не только смешить, но и быть лиричным, философским.
— Фильм о нём, поставленный Генрихом Маляном, называется «Путь на арену». Смотрели?
— Да, конечно, я хорошо знаком с его творчеством, смотрел все его фильмы и всё, что снято о нём. Он образец клоуна-мима .
— Что Вы считаете своим самым высоким творческим достижением?
— Наверно, поставленную пантомимическую композицию на стихи М.Цветаевой «Марина, пена морская», где впервые использовал с пантомимой маски и под живую фортепианную музыку показал на фестивале в Феодосии. Я пытаюсь добиться того, чтобы органично сплетались пантомима с клоунадой.
— Феодосия — город еще одного великого армянина — Айвазовского…
— Да, славный город.
— Кого Вы считаете своими учителями?
— В первую очередь Марсель Марсо, Леонид Енгибаров, Махмуд Эсамбаев, давший мне путёвку на сцену при личном знакомстве. И все самые значимые мимы и клоуны планеты.
— На каких музыкальных инструментах Вы играете?
— Был баян, балалайка, гитара, но оказалось, что так увлекся пантомимой, что всё ей отдал.
— Кого из нынешних клоунов Вы бы особо отметили?
— Наверно клоунессу Лауру Хертс.
— У Вас есть хобби или на это не хватает времени?
— Хобби есть — это Цигун, путешествия, плавание, пантомима, клоунада. Книги, конечно.
— Клоунада — хобби или профессия?
— Одновременно. Много выступаю благотворительно для пенсионеров. У меня театр одного мима, по совместительству — клоуна. И ещё мое хобби — пишу стихи и сказки. Выпустил в свет свою книгу «Невероятная история клоуна».
— Похоже и цигун для Вас профессия?
— Нет, цигун — для пожилых в благотворительной организации, как волонтёр. Такая у меня карма, помогать людям. Я 20 лет болел позвоночником, был почти на том свете, но смог себя вылечить и вернуть своё любимое дело занятие искусством пантомимы.
— Есть ли у Вас ученики или последователи?
— Были ученики от моей студии, но это было очень давно, и теперь при встрече они благодарят меня за то, что мои занятия им очень помогли в их профессии. Сейчас есть ученица — художница-шаржистка, которая у меня на концерте исполняет роль клоунской ведущей. Я ей поставил номер, где она использует свою профессию художника, а также поставил с ней совместный номер, с которым мы выступали на художественных выставках в Питере.
— О чём Вы мечтаете?
— Была мечта организовать мим-центр, но всё уперлось в финансы.
— Ваши дальнейшие планы?
— В планах, если будет возможность, продолжать проводить мастер-классы, дальше творчески развиваться и быть нужным людям.