КУЛЬТУРНЫЙ КОД
В Армении снимается полнометражный анимационный фильм, рассказывающий о жизни гениального архитектора, скульптора и миниатюриста 13-14 веков — Момика. Если быть более точным, то фильм не снимается, а в буквальном смысле рисуется акварельными красками на чистом листе. Именно поэтому автор — Айк Саядян — называет свой фильм акварельным анимационным фильмом.
Это фильм одного автора. Айк Саядян написал сценарий, рисует персонажи и локации, ставит режиссуру, делает монтаж и озвучку.
«Это моё полотно, я художник, и рисую мой фильм, как на полотне. — говорит автор. — А как известно, на полотне ставится только один автограф — автограф автора. Так мне и тяжелее и легче. Тяжелее и сложнее, потому что я один работаю за всех. Всем известно как сегодня делается анимационный фильм, какими штатами и бюджетом. С другой стороны, так легче, так как хоть и медленно, но с терпением ювелира я работаю над каждым кадром, который родился у меня в голове. А это значит, что никто иной не может передать на бумагу или на кадр то, что придумано мной. Но вот только за саундтреком я обратился к моему другу и настоящему профессионалу. Музыку фильма пишет молодой и очень талантливый музыкант и композитор Гарегин Аракелян.
Я не работаю с камерами, с актёрами, с массовкой, с реквизитом. Но всё это есть в моём фильме. У меня есть очень красочные главные персонажи, которые родились на чистом листе бумаги из кончиков моих пальцев. И это здорово! Это необъяснимое ощущение, когда твои рисунки оживают в кадре, они там живут, говорят (озвучивают их очень талантливые молодые актёры), радуются, тоскуют, творят, воюют, влюбляются… Разве это не сказка? Разве сам этот процесс не стоит того, чтобы творить и творить? Это же крошечная модель Великого Созидания, когда ты созидаешь, рождаешь и отходишь в сторонку, смотря на созданную тобой жизнь, которая продолжается уже после твоего творения, вне твоих мыслей, вне твоих рук.
Если несколькими словами охарактеризовать мой фильм, то это Любовь, тайная, запретная, это вездесущее благовоние тамиана и миро, это рвение, это страх, это мощь, это ожидание и терпение, это шик и нищета, это Вера…».
Вайоцдзорская область Армении — это территория, где находятся архитектурные шедевры Момика. Храм Пресвятой Богородицы на скалистой вершине в Арени, храм Зорац — уникальное архитектурное творение, у которого нет канонического решения. В последствии этот храм долгие века служил как место для святой клятвы воинов, которые шли на войну. Отсюда и его название — Зоровац, что в переводе с армянского означает войсковой. И, наконец, Нораванк, это уникальное место среди высоких красных скал-небоскрёбов, духовный центр княжеского дома Орбелянов, у которых Момик служил архитектором, скульптором и миниатюристом. Род Орбелянов знаменит князьями, военачальниками, учёными, священнослужителями и меценатами. В Нораванке находится один из шедевров армянской архитектуры — двухэтажное чудо, последнее творение великого Момика — церковь Святой Богородицы, также известная как Буртелашен (построенная Буртелом). Первый этаж храма служил усыпальницей для членов семьи Орбелянов. Узкие консольные лестницы над западным входом ведут в молельню на втором этаже.
«Жизнь и деятельность Момика окружена множеством легенд. — продолжает Айк Саядян. — Одна из них гласит, что Момик был влюблён в красавицу — дочь князя Буртела Орбеляна. Взамен за руку своей дочери князь велел ему построить храм, не имевший аналогов. Момик воздвигнул двухэтажный храм, но не успел поставить купол, когда по приказу князя его столкнули с крыши храма, и он погиб.
Это, конечно, красивая легенда, но некоторые факты ставят в замешательство исследователей. Например, на хачкаре, воздвигнутом в честь Момика, датой смерти значится 1333 год, а на фасадном камне церкви значится дата окончания её постройки — 1339 год. То есть храм завершили строить через 6 лет после смерти зодчего. Есть много загадок. В 90-е годы прошлого века учёные нашли фамильные могилы родных Момика. На надгробных камнях сына, внука, брата Момика, его детей и супруги обозначена одна дата смерти — 1333 год.
В моём фильме параллельными линиями идут все легенды, касающиеся жизни Момика. Я много изучал Момика, но не его жизненный путь, а его творчество. Я изучал его не так, как это делают момиковеды, архитекторы и другие учёные. Я вникал в его работы как художник, и я открыл для себя совершенно другого Момика. Я сам родом из Вайоц Дзора, из тех мест, где жил и творил Момик. Поэтому я с детства наслаждался великолепием его творчества. Там каждый сантиметр пропитан мощной духовной энергетикой, мистицизмом, загадками, ощущением некого Святого Присутствия. Возможно, что эти скалы-небоскрёбы, эти храмы, эта святая энергетика имела огромное влияние на всю мою жизнь, на мой творческий путь, на моё мировоззрение… Всё это накапливалось и росло во мне и, наконец, вылилось в этот фильм. Для меня он и дань благодарности, и зов души, и моя история, и история моего народа».
Стоит сказать, что фильм снимается при поддержке правительства Республики Армения, Министерства культуры РА, Национального киноцентра РА.
Автор приглашает заинтересованных людей и организации принять участие в этом проекте.
Трейлер к фильму:
Айк Саядян — армянский художник, аниматор, композитор, родился 28 мая 1980 года в г. Вайк Армении. С 1997 по 2003 годы обучался в Государственной академии художеств в Ереване на факультете графики. В 1993 году состоялась его первая персональная выставка в Ереване. В 2001 году — выставка по мотивам Данте в Ереване и Равене. В 2008 году — персональная выставка «7 грехов» в галерее Академии художеств в Ереване. В 2011 году состоялась премьера первого альтернативного анимационного фильма «Назаре» в Национальной галерее. В 2013 году с анимационным фильмом «Комитас» участвовал в фестивале “Web Apricot” Автор альтернативных анимационных короткометражек: «Назаре», «Комитас», «Vivos Voco», «Pater Noster», «Pangea», «Сон моего дедушки», рекламных роликов.