ДНИ В ИСТОРИИ
По глубине человеческой трагедии, степени жестокости, количеству лиц, подвергшихся насилию и взятых в заложники, события в селе Марага Мартакертского района Нагорного Карабаха занимают особое место в череде преступлений азербайджанских властей против армян. В ряду кровавых этнических чисток Азербайджана в Геташене, Мартунашене, Бузлухе, Эркедже и других населенных пунктах на севере НКР в период агрессии 1991-1992 годов марагинская резня является одним из самых ужасных проявлений геноцида.
10 апреля 1992 года, после трехчасовой артиллерийской подготовки, подразделения регулярной армии Азербайджана вторглись в село Марага со стороны азербайджанского населенного пункта Мир Башир. Жертвами агрессии стали около 100 человек – в основном женщины, старики и дети. Десятки людей были взяты в заложники, некоторые в дальнейшем были обменены, но судьба многих до сих пор не известна. Спустя 2 недели Марага подверглась повторному нападению, население было насильственно депортировано, дома разграблены, многие из них сожжены.
По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального cобрания НКР Ваграма Атанесяна, «имевшее место в Мараге нельзя назвать военной операцией, так как в данном населенном пункте не было карабахских военных баз, а так называемая военная операция сопровождалась разграблением имущества марагинцев со стороны населения близлежащих азербайджанских сел».
«Массовые преступления Азербайджана против мирного населения Мараги следует квалифицировать как преступление против человечности. Цель данных преступных действий – запугать людей и лишить их возможности жить на родной земле», – считает Ваграм Атанесян.
Прибывшую спустя несколько дней на место трагедии вице-спикера Палаты лордов парламента Великобритании баронессу Керолайн Кокс потрясла представившаяся картина. «Они не из человечесокого рода», – так она отозвалась об азербайджанских военных, совершивших резню.
«То, что мы увидели там, не поддается описанию. Деревня была абсолютно разрушена, точнее – разгромлена. Люди хоронили погибших – вернее, то, что можно было хоронить: останки разрубленных и распиленных на куски тел, сожженных заживо и замученных. Мы видели острые серпы с запекшейся кровью, которые использовали для расчленения. Убив жителей Мараги, азербайджанцы затем разграбили и подожгли село. Кстати, нам рассказывали, что после солдат сюда заявились и гражданские лица с чемоданами, завершившие грабеж. Мы увидели валявшиеся на земле некоторые из этих набитых добром сумок, которые мародерам не удалось унести», – свидетельствовала Керолайн Кокс.
Баронесса не только зафиксировала все это на фото- и видеопленку, но и описала в своих многочисленных интервью и в книге «Этнические чистки продолжаются».
В 1997 году силами ряда правозащитных организаций о произошедшем в Мараге была подготовлена и отправлена в Комиссию по правам человека Организации Объединенных Наций обширная справка. Международная правозащитная организация Helsinki Watch официально подтвердила мученическую гибель десятков мирных жителей и угон в заложники десятков женщин и детей. Однако по сей день со стороны мирового сообщества не дана должная оценка трагическим событиям в Мараге.
Очевидица событий Седа Погосян рассказала: «За несколько дней до нападения на Марагу со стороны соседнего Тартара (Мир-Башир) слышались беспрерывные выстрелы и взрывы снарядов. Женщины, старики и дети прятались в подвалах и блиндажах. На третий день, 10 апреля 1992 года, азербайджанцы вошли в Марагу. Несколько человек подошли к блиндажу, где находились и я с невесткой Марине и двумя малолетними внуками – 4-х летним Кареном и 2-х летним Вигеном. Азербайджанцы приказали выходить. Первым по ступенькам поднялся седой старик Саша, за ним Ася, Забел. Как только человек показывался из блиндажа, его тут же убивали-резали. Невестка Марине, оставив детей мне, также поднялась по ступенькам. Азербайджанец, занесший нож для удара, остановился и начал срывать с нее драгоценности. Затем разорвал платье на молодой женщине. Она бросилась бежать, азербайджанец за ней. Выход из блиндажа был свободен. Люди кинулись наверх. Их заметили азербайджанцы, занятые грабежом, и кинулись убивать – топорами, ножами, косами. Сразу были зарезаны Мася и Рубен Ананяны. Я увидела, как убегает от палачей сестра невестки – Карина…»
Седу Погосян ударили по голове и выхватили из рук внука Вигена. Она мертвой хваткой вцепилась в Карена, которого также пытались отнять. Ее били по голове, кровь залила глаза, рот. Топором ударили по рукам женщины. Чудом уцелевшая Седа Погосян попала в заложники в азербайджанскую семью, где надеялись обменять ее на сына. Через 2 года и месяц, 24 мая 1994 года, она была обменена. Однако о судьбе многих марагинцев по сей день ничего неизвестно.
Согласно последней советской, всесоюзной переписи в 1989 году, в Мараге жило 4660 человек, в основном армяне. Село до сих пор остается под оккупацией Азербайджана. Те из марагинцев, которым удалось выжить, основали деревню Нор Марага (Новая Марага) – на месте другой опустошенной и разрушенной азербайджанцами карабахской деревни. В случае освобождения своего села они готовы вернуться на старое пепелище.
Ашот Бегларян, журналист, писатель
Фотоколлаж: Yerkramas.org
Документы, фото и видео материалы на сайте «Марага»