СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
Во время Русско-персидской войны 1829 года из Старого Баязета и Алашкерта бежали в Восточную Армению тысячи армян. Сначала их пытались устроить в Тифлисе. Но беженцы, не привыкшие к городским условиям, отказались от жизни в этом городе. Они мечтали о своих покинутых горах с прохладой, о глубоких ущельях, журчащих реках, свежем чистом воздухе. И когда им предложили расположиться на берегу озера Севан, они с радостью согласились. Горы, окружающие озеро, холодный воздух, река Гавар, в которой было обилие рыбы — все привлекло их.
«Господь даровал нам эту новую землю», — сказали они и утвердились в какой-то покинутой деревушке, назвали ее Новым Баязетом.
Вначале здесь было только триста новых домов, но со временем их стало гораздо больше. Среди этих армянских беженцев был мужчина по имени Эфрик, очень деятельный и трудолюбивый. Он быстро обосновался на новом месте, создал семью. Родилось у него много детей. Этот самый Эфрик и стал основателем известного армянского рода, который в дальнейшем стал родом Африкянов.
Из Гавара, который в народе стали называть Кяваром, все и началось.
Представители рода Африкянов жили не только в Армении, но и за ее пределами: в Тифлисе, Баку, черноморских городах. Не случайно о них говорили: эти Африкяны добрались даже до берегов Африки!
В Гюмри Африкяны стали известны как служители литературы и искусства: Александр Африкян — собиратель фольклора, Гагик Африкян — литературовед, Наапет Африкян — поэт, Гегам Африкян — артист, Петрос Африкян обладал отличным баритоном, уехал в Италию и пел в оперных театрах под именем Петро Мачинари.
Одна из ветвей рода Африкянов в конце XIX — начале XX века обосновалась в Ереване и внесла большой вклад в торговлю и промышленность города. На Старой Назаровской улице находился магазин тканей Африкянов.
Известны были Африкяны и своей общественной деятельностью. Газета «Ереванские объявления» свидетельствует о том, что в апреле 1884 года Карапет Африкян избран в списки полномочных городского Совета. Несколько месяцев спустя, уже 2 июня, в тот же Совет избран и Аракел Африкян.
Большой вклад в строительство церкви Св. Григора Лусаворича внесли Аракел, Ерванд и Тигран Африкяны.
В 1893 году в старом Ереване, на территории близ Дворца сардара, был построен завод вин и коньяков Карапета Африкяна. До этого уже существовал завод Таирова (Таиряна), но Карапет Африкян внес в делопроизводство вин большие новшества. Из-за границы были привезены помпы и другое оборудование.
Для экспорта продукции своего завода Карапет Африкян, а впоследствии Аракел и Тигран уделяли большое внимание внешнему виду своей продукции. На их заводе производили не только коньяки, но и разные виды сладких и крепких вин, таких, как: «Портвейн», «Мадера», «Мускат», «Херес». Среди этих вин особое место занимало «Столовое белое». Продукция завода Африкянов продавалась в самых разных городах. Например, водка и вина имели большой спрос в Закавказье, России, на Украине (в Одессе). А коньяк больше экспортировался в европейские страны. 80-88 процентов продукции вывозилось из Еревана.
Завод прохладительных напитков Африкянов с каждым днем расширялся, занимал новые территории (строились складские помещения, мастерские, где изготовлялись бочки). До начала 90-х годов прошлого века в Ереване только завод Карапета Африкяна имел специализированные подвалы европейского типа для хранения прохладительных напитков.
Но это была только одна сторона их деятельности. В 1911 году А. и Т. Африкяны предложили губернатору Еревана начать строительство хлопкообрабатывающего завода. Городская Дума рассмотрела их предложение и удовлетворила его, с одним только условием: не создавать проблем, связанных со здоровьем населения окружающих районов и строго соблюдать антипожарные условия.
После национализации на основе этих заводов был создан трест «Арарат».
А о создателях завода свидетельствовала только едва прочитываемая надпись на оставшихся воротах: «А. и Т. Африкяны», напоминающая нам о былом. Сегодня разрушены и эти ворота!
Из рода Африкянов часто упоминают Тиграна Африкяна в связи с работами по строительству городского водопровода.
В старом Ереване не было питьевой воды. Население пользовалось водой реки Раздан (Зангу) для орошения. Но вода эта была непригодна для питья. Жители юго-восточных кварталов пользовались водой реки Гетар, которая была несравненно более чистой. Все это приводило к постоянным эпидемиям инфекционных заболеваний.
Городская Дума, озабоченная проблемой воды для Еревана, занялась разработкой Сорока родников (в 19 км от Еревана, в истоках Гетара), которые в народе названы Кирх-Булах. Вода этих родников чистая и прохладная (6 градусов), ее истоки на 1000-1110 м выше Еревана, что очень важно, так как дает возможность воде самой струиться вниз.
Этим делом сначала занимался депутат городской Думы Гевонд Газарян. По его инициативе был создан Совет по изысканию средств на строительство водопровода. Сам Г. Газарян выделил на строительство 10 тысяч рублей, остальные должно было собрать население города. Но начало строительства затянулось на несколько лет.
1910 год. Инженер В. Мирзоян собирает несколько известных богачей старого Еревана и создает Товарищество пайщиков из четырнадцати человек. Они решили назвать его «Товарищество водопровода Еревана». Десять из них были армяне, четверо -местные татары. Членами «Товарищества» были Тигран, Аракел и Карапет Африкяны.
Вклад братьев Африкянов в дело «Товарищества», в проведение воды в Ереван очень важен непосредственным участием, поиском необходимых средств для приобретения труб, строительства плотины на возвышенности, распределения воды по кварталам города.
Осенью 1911 года строительство шло успешно и быстро и приближалось к завершению. 23 декабря 1911 года наступил долгожданный день, праздник: вода Кирх-буаха пришла в Ереван!
На торжествах все говорили о высоком техническом уровне строительства, сохранении температуры воды и керамических трубах, что было в те годы очень важным новаторством. И за всем этим стояли братья Африкяны!
А близ Апарана в селении Араи есть первая школа, построенная на средства «эриванца Тиграна Африкяна», как гласит памятная надпись. Но он открыл на свои средства и другие армянские школы: в Чибухлу (Цовагюх), Ораклу (Лчашен), Рндалмал (Джрарат), Дтмашен (Севанский район) и в других селах. Каждый год он даровал по тысяче рублей школам Цахкадзора и Баязета.
Аракел Африкян занимался благотворительностью и в другой области: он вывозил шерсть и хлопок, а взамен поставлял из России и Польши в Закавказье ткани, в основном — ситец.
В те годы был известен «Торговый дом Африкянов» в Тифлисе. Они открыли также табачную фабрику в Баку.
За свою плодотворную деятельность: членство в городской Думе, звание Купец 2-й гильдии Аракел Африкян был удостоен Ордена персидского шаха «Лев и Солнце».
Род Африкянов оставил много памятного в Ереване. Разрушен дом Африкянов в центре Еревана, но, к счастью сохранился один из них на улице Тарханова (ныне улица Пушкина) и сегодня вызывающий восхищение, и дом на улице Неркарарнери (ныне улица Терьяна), который в старом Ереване был городским клубом. Еще одно сохранившееся здание Африкянов — это двухэтажный дом в «Саду сардара».
В 1921 году из Тифлиса в Ереван приехала делегация Армянского комитета помощи, возглавляемая Ованесом Туманяном. Несколько дней гости жили в доме Карапета Африкяна. Дом уже не принадлежал хозяину.
Сегодня в этом здании разместился Институт виноделия и виноградарства.
В Музее истории города Еревана хранится портрет братьев Африкянов, принадлежащий кисти известного русского художника Е. Лансере, написанный в 1920 году.