c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Мар 2nd, 2025

Он снимал доброе кино

Фев 28, 2025

«Наша Среда online» — Этот армянский кинематографист у нас известен мало. В “Полной фильмографии армянского кино” он упоминается только как режиссёр детского фильма “Место под солнцем”, снятого в 1975 году по сценарию К. Минца, и как режиссёр документальных короткометражек  “Дело твоей чести” (1960 г.) и “Ереванский зоопарк” (1985 г.) Говорят, что он и как актёр в 1949 году снялся в фильме Амо Бек-Назарова “Девушка Араратской долины”. Роль, очевидно, была небольшая, и в титрах его фамилии нет.

       Но в интернетовской Википедии и в Энциклопедическом кинословаре 1986 года имя заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Всесоюзных и Международных кинофестивалей  Агаси Арутюновича Бабаяна упоминается как актёра, сценариста и режиссёра в трёх десятках художественных и документальных фильмов.

       В принципе это можно понять. Он работал на Ереванской киностудии в конце 40-х — начале 50-х годов. Хотя родился в армянском селе Азатаван в 1921 году, окончил в 1939 году Ереванский педагогический техникум. Затем уехал в Москву, в 1946 году окончил актёрский факультет, вернулся в Ереван, работал недолгое время. И снова Москва, режиссёрский факультет ВГИК-а, курс Сергея Герасимова. А в 1952 году, по получении образования, стал работать на студии “Моснаучфильм”.

Кадр из фильма «Римский-Корсаков»

       В том же году он снялся на киностудии “Ленфильм” в биографическом фильме Григория Рошаля и Геннадия Казанского “Римский-Корсаков”. Красочная лента была насыщена сценами из опер композитора. Молодой выпускник ВГИК-а сыграл в ней небольшую роль студента консерватории по фамилии Дарьян.  Возможно, появление армянина в фильме не случайно, ведь известно, что одним из питомцев великого композитора был Александр Спендиарян.

       В 1961 году Агаси Бабаян снял фильм “Дерсу Узала”, по книгам известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева “Дерсу Узала” и “По Уссурийскому краю”. В начале прошлого века он путешествовал через “белое пятно” на карте — Уссурийскую тайгу и в качестве проводника взял одного из местных жителей северной народности — гольда по имени Дерсу Узала. Добротное, хотя и скромное, приключенческое кино по тем временам.

       Спустя четырнадцать лет знаменитый японский режиссёр Акира Куросава совместно с советскими кинематографистами снял свой вариант экранизации книг Арсеньева с тем же названием. Здесь другой масштаб, четырёхмиллионный бюджет, широкий экран, другие кинематографические возможности, расширенная сюжетная линия. Главную роль исполнил Юрий Соломин. Фильм Куросавы был удостоен около десятка премий на международных кинофестивалях, в том числе кинопремии “Оскар” в 1976 году.

        В 1975 году на киностудии “Арменфильм” Агаси Бабаян снимает лирическую комедию “Место под солнцем”. Это фильм о судьбе четырёх щенков, которых приютила в своей городской квартире  учительница Ануш Степановна и её сын, десятиклассник Арташес.

Кадр из фильма «Тропою бескорыстной любви»

       Но ранее, в 1971 году на экраны страны вышел фильм режиссёра “Тропою бескорыстной любви”, который определил его дальнейшую творческую жизнь. Он был снят по мотивам повести детского писателя Виталия Бианки “Мурзук” и был удостоен Главного приза на Международном кинофестивале фильмов для детей в Индии в 1974 году. А коллективу его создателей была присуждена Большая медаль Всероссийского общества охраны природы.

       Он стал первым в тетралогии о неразрывной связи человека с природой.

Пожилой егерь Михайлыч, обходя свою территорию,  находит маленького рысёнка рядом с телом его матери, которую растерзал медведь. “Себя не пожалела, а его спасла. Что же теперь делать с этим беднягой, пропадёт”.  Он забирает его и начинает выхаживать и воспитывать. Любопытный малыш, который получает имя Кунак,  растёт, забавно наблюдать его взросление. Охоту за бабочкой, “войну” с курицами, игры с собакой лесника. Но красивая рысь попадает в поле зрения браконьеров и они похищают её, чтобы продать в зоопарк или цирк. Вторая часть фильма напоминает детектив, когда Михайлыч пытается отыскать Кунака. Но в итоге всё кончается хорошо.  “И вот жизнь наша снова наладилась. Я шёл вслед за Кунаком и думал: сейчас и у меня, и у него на сердце спокойно. От близости дома, воли, чистого снега и, наверное, от того, что мы снова вместе”.

       В 1982 году Агаси Бабаян снял продолжение истории о Михайлыче и Кунаке  “Рысь выходит  на охоту”. Этот фильм как и предыдущий был снят на киностудии “Центрнаучфильм”. Кунак повзрослел, у него есть своя спальня на чердаке и даже появилась подружка, с которой они совершают прогулки по лесу. Но однажды на него нападает медведь. В фильме много других зверей и животных – волки, олени, кабаны, птицы. Михайлыч  выходил Кунака. К тому же у него появился ещё один питомец, ему подарили щенка. Но леснику не дают покоя браконьеры…   В 1983 году на XVI  Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде  киноистория о рыси  была отмечена  Дипломом жюри за лучшее раскрытие темы “Человек и природа”.

       Спустя четыре года на экраны вышел фильм “Рысь возвращается”, снятый уже на киностудии “Мосфильм”. На этот раз Михайлыч, в роли которого, как и в предыдущих лентах снимался актёр Дмитрий Орловский,  в начальных кадрах погибает от рук браконьеров. По факту же актёр дожил до 98 лет и ушёл из жизни в 2004 году.

       По наследству рысь достаётся новому леснику Юрию Ивановичу Дроздову.  Его сыграл замечательный актёр Александр Михайлов, 80-летие которого отмечается в эти дни. Кунак неласково встретил нового хозяина, сразу напал на него. Он больше не живёт на своём чердаке, бродит по лесу, ходит на могилу прежнего хозяина. И только череда серьёзных испытаний для обоих сближает их. Но в финале фильма в лесу снова слышны выстрелы браконьеров…

       Сегодня бы все эти фильмы превратили бы в единый телесериал, и не надо бы было ждать годами до появления следующей серии.

       Надо сказать, что  съёмки всех фильмов были сложными.  В главной роли снимался самец рыси по кличке Васька, не всегда зверь вёл себя так, как от него требовалось и проявлял свою крутую сущность.

       Из этого ряда фильмов режиссёра по стилистике выделяется фильм “Пропал друг”, снятый в 1990 году. На улице находят девочку. Нет, её не сбила машина, она спит и который день не просыпается. Мы видим, какие кошмары её мучают, но мать не знает это. Врачи говорят, что это стресс и девочка не проснётся, пока они не поймут его причину. Наконец выясняют, что пропала её собака по кличке Тяпа. Значит, надо найти Тяпу, а это оказывается весьма непростым делом…      

       В 1994 году режиссёр снял завершающий “рысиный цикл” фильм “Рысь идёт по следу”. Это был стереофильм с “объёмным эффектом”. Он стал последней работой Агаси Бабаяна. В том же году он скончался…

       В 2016 году фильм “Рысь идёт по следу” был оцифрован,  и 27 августа обновлённая версия была показана в Московском кинотеатре “Октябрь”.

       Сегодняшним взрослым не помешало бы показать своим детям эти старые фильмы, которые в своё время воспитывали в нас чувства любви к природе и доброты к братьям нашим меньшим.

ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ